Древнеиндийская и древнекитайская философия: специфика философии Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2012 в 15:47, контрольная работа

Описание

Возникновение, основные периоды и школы индийской философии. Онтология древнеиндийской философии. 2. Некоторые ключевые концепции. История философской мысли древнего Китая.

Работа состоит из  1 файл

Древнеиндийская и древнекитайская философия.docx

— 55.43 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Многообразие путей познания мира. Научное, художественное, обыденное  познание, их характерные черты и особенности

Познание - творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. П. является сущностной характеристикой бытия культуры и в зависимости от своего функционального предназначения, характера знания и соответствующих средств и методов может осуществляться в следующих формах: обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, философское и научное. 
Познание начинается с чувственного (ощущения, восприятие, представление), затем логическое (понятие, суждение, умозаключение). Суждения имеют общую форму и не зависят от языка. Умозаключения ведут к получению нового знания. При индукции требуется проверка, т. к. индукция не полна. При дедукции требуется проверка исходного постулата.

    1. Научное познание

Научное познание формируется на основе обыденного. 

Основная задача научного познания – обнаружение объективных  законов действительности – природных, социальных (общественных) законов самого познания, мышления и др. Это основной признак науки, главная ее особенность.

На основе знания законов функционирования и развития исследуемых объектов наука осуществляет предвидение будущего с целью дальнейшего практического освоения действительности. 
Непосредственная цель и высшая ценность научного познания – Объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но не без участия живого созерцания и внерациональных средств. 

Существенным признаком  познания является его системность. Без системы это не наука.  
Для науки характерна постоянная методологическая рефлексия. Это означает, что в ней изучение объектов, выявление их специфики, свойств и связей всегда сопровождается — в той или иной мере – осознанием методов и приемов, посредством которых исследуются данные объекты. 

Научному познанию присуща  строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность  выводов. Знание для науки есть доказательное знание. Знание должно быть подтверждено фактами.

Научное познание есть сложный, противоречивый процесс производства и воспроизводства новых знаний, образующих целостную и развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, – закрепленных в языке Процесс непрерывного самообновления наукой своего концептуального и методологического арсенала - важный показатель (критерий) научности.

Знание, претендующее на статус научного, должно допускать принципиальную возможность эмпирической проверки. Процесс установления истинности научных утверждений путем наблюдений и экспериментов называется верификаций, а процесс установления их ложности – фальсификация.  Важным условием при этом является направленность научной деятельности на критику своих же собственных результатов.

В процессе научного познания применяются  такие специфические материальные средства, как приборы, инструменты, другое так называемое «научное оборудование», зачастую очень сложное и дорогостоящее (синхрофазотроны, радиотелескопы, ракетно-космическая техника и т.д.). 

Специфическими характеристиками обладает субъект научной деятельности — отдельный исследователь, научное сообщество, «коллективный субъект». Занятие наукой требует особой подготовки познающего субъекта, в ходе которой он осваивает сложившийся запас знаний, средства и методы его получения, систему ценностных ориентации и целевых установок, специфичных для научного познания, этические принципы. 

Эти критерии выполняют охранительную функцию, ограждают науку от бреда.

Научное познание — это конкретно-историческая система критериев. Она постоянно  меняется и приведенный набор  не постоянен. Также есть критерий логической непротиворечивости, принципы простоты, красоты, эвристичности, когерентности.

    1. Обыденное познание

 

Обыденное познание существовало с самого зарождения человечества, доставлявшее элементарные сведения о природе и окружающей действительности. Основой был опыт повседневной жизни, имеющий, однако, несистематический характер. Является исходным пластом всякого познания. Обыденное знание: здравый смысл, и приметы, и назидания, и рецепты, и личный опыт, и традиции. 

Его особенностью является то, оно используется человеком практически неосознанно и в своем применении, не требует предварительных систем доказательств.

Другая его особенность —  принципиально бесписьменный характер. Ученый, оставаясь ученым, не перестает быть просто человеком.

    1. Художественное познание

 

Отражение существующей реальности через  знаки, символы, художественные образы.

Особенности:

  • познание объективной и субъективной реальности человеком (не художником), обладающим врожденной способностью к образному видению мира и воспринимающему мир в «прекрасной оболочке», как субъективно-выразительно окрашенный (примером такого «видения» может служить модель атома, предложенная Н. Бором и охарактеризованная А. Эйнштейном как «работа высшей музыкальности»);  
  • познание мира художественного, условного, «мнимого» (Л.С. Выготский), требующее художественного таланта автора, профессионального образования и мастерства. Между окружающим миром и миром художественным лежит известная дистанция, выражающаяся в определенной организации произведения, подчеркивающей его вне-положенность субъекту восприятия и сохраняющей в то же время иллюзию его реальности. По словам Л. Фейербаха, искусство никогда не выдает свои творения за действительность. Художественный мир делает произведение предметом рефлективного, размышляющего восприятия, что позволяет развести оценку действительности и ее художественного изображения, поведения «лирического героя» и позиции автора. 

 

Художественный мир многомерен, потому Х.п. представляет «спектр» возможностей: художественное созерцание, видение, слышание (в т.ч. внутреннее слышание) и восприятие. Оно может быть синкретическим, но может быть относительно самостоятельным.

Для меня наиболее характерно обыденное  познание, так как в этом виде познания все опирается на здравый смысл, так сказать реализм.

 

Глобальные проблемы современности, их многообразие, общие черты, классификация

 

Глобальные проблемы современности — это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединённых усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран мира. Глобальные проблемы являются следствием противостояния природы и человеческой культуры, а также несоответствия или несовместимости разнонаправленных тенденций в ходе развития самой человеческой культуры. Естественная природа существует по принципу отрицательной обратной связи, в то время как человеческая культура — по принципу положительной обратной связи.

Список глобальных проблем:

    • проблема «Север-Юг» — преодоление разрыва в развитии между богатыми и бедными странами, устранение нищеты, голода и неграмотности;
    • предотвращение термоядерной войны и обеспечение мира для всех народов, недопущение мировым сообществом несанкционированного распространения ядерных технологий, радиоактивного загрязнения окружающей среды;
    • предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды и снижения биоразнообразия;
    • обеспечение человечества ресурсами;
    • глобальное потепление;
    • озоновые дыры;
    • проблема сердечнососудистых, онкологических заболеваний и СПИДа.
    • демографическое развитие (демографический взрыв в развивающихся странах и демографический кризис в развитых).
    • терроризм.

 

    1. Проблема «Север-Юг»

Оппозиция севера и юга — эмпирическое деление мира на богатые северные и бедные южные страны.

Среднедушевые доходы в 20 наиболее богатых  странах мира в 37 раз превышают  соответствующий показатель в 20 беднейших  странах, причем за последние 40 лет  этот разрыв удвоился. По оценкам аналитиков Программы развития ООН, на начало XXI в. совокупное богатство 225 богатейших людей планеты превышало 1 трлн. долларов, что равнялось ежегодному доходу 2,5 млрд. бедняков, составляющих 47 % населения мира. Доходы 500 богатейших людей в мире из перечня журнала «Forbes» превышают общий доход 416 млн. беднейших людей мира.

По оценкам Программы развития ООН, доля богатейших стран в мировом ВВП составляет 86 %, доля средних — 13 %, а на долю беднейших приходится лишь 1 %. Различные значения темпов экономического роста приводят к увеличению разрыва между богатыми и бедными странами. Например, в 1960-е гг. уровень среднедушевого дохода в среднестатистической латиноамериканской стране составлял примерно одну треть дохода среднестатистической развитой страны, сегодня он составляет менее 20 %. В 1960-е годы доход типичной развивающейся страны составлял примерно 12 % от дохода типичной развитой страны, сейчас этот показатель приближается к 5 %.

Разрыв между северными и  южными регионами заметен также  в Мексике, Франции, Ираке и т. д. В Южном полушарии «наоборот» эти различия заметны внутри ЮАР, Аргентины, Австралии и т. д.

    1. Ядерная война

 

Ядерная война — гипотетический военный конфликт между государствами или военно-политическими блоками, обладающими ядерным и/или термоядерным оружием. В такой войне главным средством поражения является ядерное оружие. Во второй половине XX века считалась одним из основных вариантов развития холодной войны.

    1. Загрязнение

 

Загрязнение — это процесс отрицательного видоизменения окружающей среды — воздуха, воды, почвы — путём её интоксикации веществами, которые угрожают жизни живых организмов.

 

Виды загрязнений:

    • Биологическое — загрязнителем являются не свойственные экосистеме организмы. Наиболее известный пример — бесконтрольно расплодившиеся в Австралии кролики.
    • Микробиологическое
    • Механическое — загрязнение химически инертным мусором, протаптывание тропинок и прочее механическое воздействие на среду.
    • Космический мусор
    • Химическое — загрязнителем являются вредные химические соединения.
    • Аэрозольные загрязнения — загрязнитель-аэрозоль (система маленьких частиц)
    • Физическое
    • Тепловое — излишний нагрев среды.
    • Световое — излишнее освещение.
    • Шумовое
    • Электромагнитное — загрязнение радиоэфира; может мешать как жизнедеятельности некоторых организмов, так и радиоприёму.
    • Радиоактивное — превышение естественного радиоактивного фона.
    • Визуальное загрязнение — порча естественных пейзажей постройками, проводами, мусором, шлейфами самолётов и т. д.
    1. Демографическая проблема

Людям всегда было тесно на планете. Перенаселенностью Земли были обеспокоены  ещё Аристотель и другие философы античности. Но эта теснота служила  и стимулом для того, чтобы люди стремились к освоению новых земных пространств. Это было стимулом Великих  географических открытий, технических  изобретений, самого научного процесса. Если бы это было не так, люди не осваивали  бы новых земель, не стремились переселиться на новые континенты, не совершали  бы географических открытий. В действительности в ходе истории по мере развития производительных сил размеры территории, необходимой для обеспечения продовольствием одного человека, сокращались. По некоторым оценкам, в доисторические времена, когда люди жили собирательством, в зависимости от природной зоны обитания для того, чтобы прокормить одного человека, необходимо было осваивать от 25 до 250 квадратных километров. В эпоху земледелия, в рабовладельческую эпоху эта величина уменьшилась и составляла уже около 1 квадратного километра. При феодализме она сократилась до 0,2 квадратного километра, а в наше время составляет от 0,5 до 1 гектара. Растущее население планеты требует всё большего наращивания темпов экономического развития, чтобы сохранить равновесие. Однако если принять во внимание нынешнее состояние технологий, то такой рост будет вызывать все большее загрязнение окружающей среды и даже может привести к безвозвратной гибели природы, которая всем нам дает пищу и поддерживает любую жизнь.

О явлении демографического взрыва трудно судить по России, где население, начиная с 1993 года начало убывать, и даже по Западной Европе, где оно растет очень медленно, но его хорошо иллюстрируют данные демографической статистики Китая, стран Африки, Латинской Америки, юга Азии, где население растет гигантскими темпами.

В начале века на Земле жили 1,5 миллиарда  человек. В 1950 году, несмотря на потери в двух мировых войнах, численность  населения возросла до 2,5 миллиардов, а затем стала ежегодно увеличиваться  на 70-100 миллионов человек. В 1993 году численность населения Земли  достигала 5,5 миллиарда человек, то есть удвоилась по сравнению с 1950 годом, а в 2000 году превысит 6 миллиардов. В конечном пространстве рост не может быть бесконечным. Стабилизация численности населения в мире - одно из важнейших условий перехода к устойчивому эколого-экономическому развитию. По всей вероятности, современная численность людей на Земле удвоится. Возможно, она стабилизируется на уровне 10-12, может быть, 14 миллиардов человек к концу CCI столетия. Отсюда следует вывод: надо спешить сегодня, чтобы остановить сползание к необратимым ситуациям в будущем. Разрыв между ускоренным ростом населения и недостаточными темпами развития промышленности еще более усиливается повсеместным спадом производства, что затрудняет решения громадной проблемы безработицы в развивающихся странах. Почти треть их трудоспособного населения относится к числу полностью или частично безработных. Нищета не уменьшает, а усиливает стимулы иметь больше детей. Дети - важная часть семейной рабочей силы. Они с малолетства собирают хворост, заготавливают топливо для приготовления пищи, пасут скот, нянчат младших детей, делают множество другой домашней работы.

Информация о работе Древнеиндийская и древнекитайская философия: специфика философии Востока