Душа человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 22:24, реферат

Описание

Данная тема привлекла меня тем, что вопрос о душе (ее понятии и существовании вообще) очень неоднозначный. В разные времена существовали разные философские точки зрения на этот вопрос. В своей работе я привела взгляды различных философов на эту проблему. По представлениям большинства из них человек обладает душой, но когда речь заходит о свойствах и качествах души, мнения расходятся.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1 Общее представление о душе ……4
2 Возникновение и развитие понятия души ……5
3 Аристотель и его представления о душе ……8
4 Представления Платона о душе ……11
5 Другие философы о душе ……12
6 Общественное отношение к вопросу существования души ……14
Заключение ……15
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Душа человека.doc

— 104.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

3 АРИСТОТЕЛЬ И ЕГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДУШЕ

 

Аристотель – основоположник не только логики, но и психологии, так как ему принадлежит первый в истории науки специальный психологический трактат «О душе» - одно из знаменитейших произведений. В нем рассматриваются природа души, явления восприятия и памяти. В трактате «О душе» Аристотель дает три определения души, близких друг другу, но не тождественных. Он говорит, что «душа ...есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности жизнью. Сущность же (как форма) есть энтелехия; стало быть, душа есть энтелехия такого тела»; что «душа есть первая энтелехия[1] естественного тела, обладающего в возможности жизнью»; что «душа есть суть бытия и форма (логос) не такого тела, как топор, а такого естественного тела, которое в самом себе имеет начало движения и покоя».

В душе Аристотель видит высшую деятельность человеческого тела. То, благодаря чему человек живет, ощущает и размышляет, - это душа, так что она есть некий смысл и форма, а не материя, не субстрат, душа придает смысл и цель жизни. Между душой и телом имеется, согласно Аристотелю, тесная связь.

Но связь эта распространяется не на все психические функции. В душе человека есть часть, присущая определенной ступени человеческого развития, но, тем не менее, часть, не возникающая и не подлежащая гибели. Часть эта – ум. На ум уже нельзя смотреть как на органическую функцию. В известный момент развития ум оказывается для человека чем-то непосредственно данным. Как таковой ум не прирожден к телу, но приходит извне. Именно поэтому ум, в отличие от тела, неразрушим, его существование не ограничено длительностью человеческой жизни. За исключением ума все остальные (низшие) части души подлежат разрушению так же, как и тело.

В своей концепции души Аристотель считал душу неотделимой от тела (материи). Такая позиция обуславливала резко отрицательное отношение Аристотеля к мифологическим концепциям переселения души, предсуществования души в мире идей. Аристотель трактовал душу как материальное начало, имеющее определенное место нахождения в теле, а именно – в сердце, которое сообщает теплоту крови, питающую «жизненный дух» организма. Однако сохранить материалистическую тенденцию Аристотель не смог: этому помешало идеалистическое понимание источника движения. В соответствии со своим пониманием материи как потенции и формы, как активного начала он трактует душу как «...причину и начало живого тела».

Аристотель прямо связывает свою концепцию души с проблемой жизни: «Таким образом, необходимо душу признать сущностью, своего рода формой естественного тела, потенциально одаренного жизнью. Сущность же есть осуществление (энтелехия), таким образом, душа есть завершение такого тела». Этим учением Аристотель заложил основу одной из самых живучих идеалистических традиций в биологии – витализма.

Развивая учение о душе, Аристотель выделил три вида души: растительная, животная и человеческая. Аристотель понимает душу очень широко, для него жизнь, движение (в смысле самодвижение), размножение, ощущение, память, разумность, – все это – дело души. Там, где есть жизнь, есть и душа. «Отправляясь в своем утверждении от исходной точки, мы утверждаем, - говорит Аристотель, - что одушевленное отличается от неодушевленного наличием жизни», а «нечто живет и тогда, когда у него наличествует хотя бы один из следующих признаков: ум, ощущение, движение и покой в пространстве, а также движение в смысле питания, упадка и роста». Поэтому наделены жизнью и одушевлены и растения, которые обладают движением в смысле питания, упадка и роста, и бог, который обладает умом. Все, что между растениями и богом, а это животные и человек, обладает многими способностями. По сравнению с растениями животное обладает еще и способностью ощущения. Она отличает животное от растения, но как без растительной способности не может быть способности к ощущению, так и без способности осязания не может быть никакого другого чувства, ибо осязание – основа всех других ощущений. «Животные впервые появляются благодаря ощущению». При этом, чтобы быть животным, достаточно обладать по крайней мере чувством осязания. А кому присуще ощущение, тому присуща также способность испытывать удовольствие и печаль, приятное и тягостное, а кому это присуще, тому присуще и желание: ведь желание есть стремление к приятному. Пример желаний – голод и жажда. Наконец, совсем немного существ обладают способностью рассуждать и размышлять. При этом тем смертным существам, которым присуща способность рассуждения, присущи также и остальные способности, то есть питание и воспроизведение, ощущение и способность перемещения.

Таким образом, «лестница живых существ» в психологическом аспекте имеет три ступени:

1.        Первая и самая большая ступень – растительная душа, чье дело – воспроизведение и питание. Растения не ощущают, их взаимодействие со средой материально.

2.        У животной души появляется способность воспринимать формы ощущаемого без его материи, и орган, в котором заключена такая способность, отсутствует у растения.

3.        Человеческая душа кроме функций растительной и животной души обладает также и разумом. Человеческая душа самая сложная. Она состоит, по мнению Аристотеля, из трех частей, обладая всеми функциями растительной и животной души и, кроме того, специфически человеческой функцией – умом, мышлением, рассуждением. Что касается первых двух частей, то они, будучи энтелехией тела, от него неотделимы, а ум и способность к умозрению могут существовать отдельно. Хотя Аристотель и замечает, что относительно этих способностей еще не ясно, существуют ли они отдельно и независимо от тела или нет, он не находит разумного основания для того, чтобы считать, что ум соединен с телом. Если бы ум был связан с телом, рассуждает Аристотель, то он обладал бы каким-нибудь определенным качеством (например, был бы холодным или теплым) и мел бы какой-нибудь свой орган, как имеет свой орган способность ощущения, «но ничего такого нет». Здесь Аристотель оказывается не на уровне научных достижений даже предшествующего ему времени, отрицая наличие для мышления телесного органа.

Четкую структуру человеческой души можно найти в трактате «Этика». Там человеческая душа разделена на две главные части: разумную и неразумную, последняя же – на растительную и страстную (стремящуюся, аффективную). Разумная часть души распадается на рассудок и собственно разум, иначе говоря на практический и теоретический разум. Практический разум должен властвовать над страстной частью души, теоретический же, созерцательный разум, который «не мыслит ничего относящегося к деятельности и не говорит о том, чего следует избегать или добиваться», не имеет отношения к аффективной части души.

Между тем, именно неразумная часть, полная стремлений, движет душой. Что же касается разумной части души, то движет душой и практический ум, то есть «ум, размышляющий о цели, то есть направленный на деятельность». От созерцающего ума (теоретического ума) он отличается «своей направленностью к цели». При этом ум всегда правилен, а стремления – не всегда. Теоретический разум – это чистый субъект познания. Он делится Аристотелем на «ум, который становится всем», и на «ум, все производящий», что позднее было названо соответственно пассивным и активным интеллектом.

Согласно Аристотелю, смерть тела освобождает душу для ее вечной жизни: душа вечна и бессмертна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПЛАТОНА О ДУШЕ

 

Как и другие древние философы, Платон решал проблему души. Он строил целую конструкцию творения богом души как носителя ума. Бог «...вывел заключение, что нечто неразумное никогда, как творение, не будет прекраснее того, что имеет ум..., а ума не может быть ни в чем без души. Следуя такой мысли, ум вселил он в душу, а душу – в тело...».

Трактуя идею души, Платон говорит: душа человека до его рождения пребывает в царстве чистой мысли и красоты. Затем она попадает на грешную землю, где, временно находясь в человеческом теле, как узник в темнице, «вспоминает о мире идей». Здесь Платон имел в виду воспоминания о том, что было в прежней жизни: основные вопросы своей жизни душа разрешает  еще до рождения; появившись на свет, она уже знает все, что нужно знать. Она сама избирает свой жребий: ей уже как бы предназначена своя участь, судьба. Считая тело несовершенным, множественным, переходящим началом, загрязняющим единую бессмертную душу, Платон разделял учения о переселении души. Он подробно разбирал строение тела человека, разделяя части его по степени совершенства и влияния на душу. Согласно Платону, в душе существует и требует гармонического сочетания три различных элемента, или начала: разумная, обращенная к идеям; пылкая, аффективно-волевая; чувственная, движимая страстями, или вожделяющая. Разумная часть души – основа добродетели и мудрости, пылкая – мужества; преодоление же чувственности есть добродетель благоразумия. Разумную душу Платон помещал в голову, чувственную – в грудь, чревную – ниже грудобрюшной преграды. Платон считал, что если каждая из этих трех частей души будет совершать свое дело под разумным управлением, то гармония души не разрушится. При таком действии души разумное ее начало будет в ней господствовать, аффективное – выполнять обязанность защиты, а вожделяющее – повиноваться и укрощать свои дурные стремления. От дурных поступков и от несправедливости каждого отдельного человека ограждает именно то, и только то, что в его душе каждая ее часть исполняет предназначенную ей функцию.

Согласно Платону, душа – главная часть человека, благодаря ей человек познает идеи. В процессе мышления душа активна, внутренне противоречива, диалогична и рефлексивна. «Мысля, она делает не что иное, как рассуждает, сама себя спрашивая, утверждая и отрицая». Гармоничное сочетание всех частей души под регулятивным началом разума дает гарантию справедливости как неотъемлемого свойства мудрости.

Платон рассматривает Вселенную как одушевленное тело, человека – как микрокосм, повторяющий макрокосм. Душа у Платона (а также у пифагорийцев и атомистов) ассоциируется с наиболее совершенным геометрическим телом – шаром. На этом основании Платон сопоставил Вселенную как местопребывание мировой души.

 

 

 

 

5 ДРУГИЕ ФИЛОСОФЫ О ДУШЕ

 

Натуралистически рассматривая человека как часть природы, нидерландский философ-материалист, пантеист и атеист Бенедикт Спиноза утверждал, что тело и душа взаимно независимы вследствие антологической независимости двух атрибутов субстанции.

Гегель же считал, что мнение, по которому человеку вовсе не следовало бы иметь тела, отвлекающего его от духовной жизни, является пустым, так как между телом и душой существует интимная связь: «...если я буду вести себя соответственно с законами моего телесного организма, то душа моя будет в своем теле свободной». Однако сразу вслед за этим Гегель фактически отменил это утверждение на том основании, что единство души и тела есть непосредственное, а «форма непосредственности, упомянутой выше гармонии противоречит понятию души, ее назначению быть к себе самой относящейся идеальностью».

Фейербах противопоставил гегелевской трактовке единства души и тела свою, материалистическую. Он указал, что Гегель понимает «непосредственное» как «момент» логического развития понятия, в то время как единство души и тела непосредственно в самой жизни. «Это единство неразложимо для всех диалектических фокусов опосредования и является непосредственным не только в логическом смысле, но и в физическом, в телесном смысле».

Дуалистическая метафизика Декарта разделяет душу и тело как две самостоятельные субстанции. Его концепция души имела в своей основе две предпосылки. Первая – наличие особой духовной субстанции, которая ничего общего с материей не имеет и законам  причинности не подлежит. Взаимодействие между душой и телом принципиально невозможно (пространственное не может действовать на непространственное, и наоборот). Вторая предпосылка – предпосылка независимого существования души от душевных явлений.

Дидро утверждал, что душа – продукт единства организма, его целостности. Человек «есть некое целое, оно едино, и, может быть, это единство – в соединении с памятью – составляет душу, Я, сознание».

В новоевропейской философии термин «душа» стал преимущественно употребляться для обозначения внутреннего мира человека.

Русские философы также изучали проблему души: Питирим Сорокин, Николай Бердяев.

В советский период марксистско-ленинская философия, противоборствуя с Русской православной церковью, не поднимает вопрос о душе, как присутствующем элементе психофизической природы человека, и отвергает данное понятие, заменив его на понятие внутреннего мира человека.

Философы, пытавшиеся использовать термин «душа», обвинялись в религиозном мракобесии и подвергались «опале»: тираж их работ ограничивался, а отдельные труды запрещались. Кое-кто даже вынужден был мигрировать («Философский пароход» 20-е гг.XX вв.).

На современном этапе развития философии наука отрицает существование души, а религиозная философия утверждает, что душа есть. Но парадокс состоит в том, что наука не может доказать, что души нет, а религия – четко обосновать, что она есть, так как ни та, ни другая не обладают фактическим материалам.

Были даже попытки измерить душу: тело умирающего человека взвешивали и определяли, как и по каким причинам изменяется его вес. Не совсем ясным является потеря телом 70 граммов веса. Это явление дает повод предположить, что возможно именно душа отлетает от умирающего человека и вес ее составляет 70 граммов.

С точки зрения религии душа – отдельная субстанция, носящая энергетический характер. Она не подвластна разуму и бессмертна. После смерти она попадает либо в рай, либо в ад. В некоторых религиях существует также понятие реинкарнации (душа после смерти попадает в тело другого человека). К ним относятся буддизм, индуизм, даосизм.

Нынешнее поколение российских философов, пытаясь примирить науку и религию, нередко используют в своих работах мистифицированные материалы и непроверенные факты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 ОБЩЕСТВЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ К ВОПРОСУ СУЩЕСТВОВАНИЯ ДУШИ

 

Тема души не раз затрагивалась российскими журналистами, которые освещали различные проводимые исследования по вопросу ее существования. Не так давно в газете «Комсомольская правда» был опубликован опрос о том, где в теле человека расположена душа, в котором приняли участие 302 человека. Голоса распределились следующим образом: 13% - душа расположена на небе; 20% - в голове; 45% - в области сердца; 19% считают, что душа иногда находится в пятках.

Информация о работе Душа человека