Джорда́но Бру́но

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 11:24, реферат

Описание

Джорда́но Бру́но (итал. Giordano Bruno; наст. имя: Филиппо, прозвище — Бруно Ноланец; 1548 г., Нола близ Неаполя — 17 февраля 1600, Рим) — итальянский философ и поэт, представитель пантеизма – философское учение, согласно которому Бог отождествляется с мировым целым. В этом мировом целом мировая душа и мировой божественный разум совпадают. Будучи католическим монахом, Джордано Бруно развивал неоплатонизм в духе возрожденческого натурализма, пытался дать в этом ключе философскую интерпретацию учения Коперника. Бруно усматривал цели философии в познании не сверхприродного Бога, а природы, являющейся «Богом в вещах».

Содержание

1.Введение…………………………………………………………….3
2. Биография …………………………………………………………4
3. Труды и учение Джордано Бруно………………………………..8
4. Непонятный приговор……………………………………………11
5. За что же, в конце концов, сожгли Джордано Бруно? …………13
6. Звездные миры Бруно и Вселенная христианской церкви…….18
7. Звездные миры или земное зеркало? Уроки процесса Бруно….23
8. Заключение…………………………………………………….….27
9. Список литературы……………………………………………….28

Работа состоит из  1 файл

Реферат по философии.doc

— 166.00 Кб (Скачать документ)

Содержание:

1.Введение…………………………………………………………….3

2. Биография  …………………………………………………………4

3. Труды и  учение Джордано Бруно………………………………..8

4. Непонятный  приговор……………………………………………11

5. За что же, в конце концов, сожгли Джордано  Бруно? …………13

6. Звездные миры  Бруно и Вселенная христианской церкви…….18

7. Звездные миры  или земное зеркало? Уроки процесса  Бруно….23

8. Заключение…………………………………………………….….27

9. Список литературы……………………………………………….28

Введение

      Magus significant hominem sapientem cum virtute agendi.

      Магия делает человека мудрым и добродетельным.

   Джорда́но  Бру́но (итал. Giordano Bruno; наст. имя: Филиппо,  прозвище — Бруно Ноланец; 1548 г., Нола близ Неаполя — 17 февраля  1600, Рим) — итальянский философ  и поэт, представитель пантеизма – философское учение, согласно которому Бог отождествляется с мировым целым. В этом мировом целом мировая душа и мировой божественный разум совпадают. Будучи католическим монахом, Джордано Бруно развивал неоплатонизм в духе возрожденческого натурализма, пытался дать в этом ключе философскую интерпретацию учения Коперника. Бруно усматривал цели философии в познании не сверхприродного Бога, а природы, являющейся «Богом в вещах». Разделяя космологическую теорию Николая Коперника, оказавшую на него огромное влияние, Бруно развивал идеи о бесконечности природы и бесконечном множестве миров Вселенной. Он рассматривал диалектические идеи о внутреннем родстве и совпадении противоположностей. В бесконечности, согласно Бруно, отождествляясь, сливаются прямая и окружность, центр и периферия, форма и материя. Основной единицей сущего является монада, в деятельности которой оказываются слиянными телесное и духовное, объект и субъект. Высшую субстанцию составляет «монада монад», или Бог. Как целое она проявляется во всем единичном по принципу «все во всем».

   Этическое воззрение Бруно заключаются в утверждении «героического энтузиазма», безграничной любви к бесконечному. Это уподобляет людей божеству, отличает их как подлинных мыслителей, поэтов, героев, которые возвышаются над размерной повседневностью. Идеи Бруно оказали влияние на таких мыслителей, как Б.Спиноза, Г.Лейбниц, Ф.В.Шеллинг и др.

Биография

            Философ

            Дата  рождения: 1548

            Место рождения:  Нола, близ Неаполя

            Дата  смерти: 17 февраля 1600

            Место смерти: Кампо деи Фиори, Рим

   Джордано  Бруно родился в семье военного в 1548 году в городе Ноле, что в неаполитанском королевстве. О его детстве мало что известно. Первые десять лет прошли довольно безмятежно, насколько это было возможно в условиях жестоких притеснений со стороны испанских властей. Правил неаполитанским королевством герцог Альба, и под его руководством из страны выгребалось все, что имело хоть какую-то ценность. Но хуже всего была инквизиция, всюду преследовавшая свободу совести. Это была реальная власть, подчинившая себе весь уклад жизни. Люди истреблялись по малейшему подозрению.

   В десять  лет Бруно покидает Нолу и  поселяется в Неаполе у своего  дяди, содержавшего там учебный  пансион. В 15 лет Джордано поступает  в доминиканский монастырь. Молодой  человек уже с 12 лет ревностно  изучает древнюю и новейшую философию и за время пребывания в монастыре получает обширнейшие сведения по самым разным отраслям знания. Большое впечатление на него оказывают Эмпедокл, Платон, Аристотель, Плотин. Также он знакомится с Кабалой. Читает арабских мыслителей. Читает произведения Фомы Аквинского и Николая Кузанского.

Тайно Бруно  написал комедию, где сатирически  изображались нравы тамошнего общества. Говорят, позднее Мольер заимствовал  у него немало сцен для своих комедий. Пишет Бруно и сонеты.

   Год за годом выработалось новое мировоззрение. Конечно, так трудно сдержаться, и с уст срываются опасные слова. На него поступает первый донос, что Джордано вынес из своей кельи всех угодников и оставил одно только Распятие. Только молодость спасла Джордано.

   В 24 года  он получает сан священника. Открываются  новые возможности для труда  и общения. Он читает труды  первых гуманистов, знакомится с  книгой Коперника "Об вращении  небесных тел".

   Церковному  начальству становится известным  "опасное умоуклонение" Бруно, и тому приходится бежать в Германию, сбросив монашеское одеяние. Он едет в Нолу, потом в Савону, Турин... Так начинаются скитания. Тогда же написана книга "Знамения времени", бесследно исчезнувшая.

   Бруно  прибывает в Тулузу, где ему  удается получить вакансию на кафедре философии. Здесь он не стесняется нападать на авторитет Аристотеля, логику и физику которого наряду с астрономической системой Птолемея считали неотделимой частью христианской веры. И даже спустя четверть века после сожжения Бруно парламент Сорбонны постановил, что противоречить Аристотелю - значит идти против церкви. Отрицательное отношение к Аристотелю и всему тогдашнему ученому сословию снискало Джордано враждебную атмосферу, обратило жизнь в постоянную борьбу с ученым цехом. Ему приходится сделать горький вывод, что "истина и справедливость покинули мир с тех пор, как мнения сект и школ сделались средством к существованию" и что "самые жалкие из людей - это те, кто из-за куска хлеба занимаются философией".

   Бруно  перебирается в Париж, где правит король Генрих III, отличающийся веротерпимостью и расположением к наукам и искусствам. Молва о громадной эрудиции и поразительной памяти Бруно идет впререди него, и он принимается высшими кругами парижского общества. Однако из-за недовольства сторонников Аристотеля ему приходится покинуть Париж. Он отправлятся в Англию.

   Здесь  он появляется в 1583 году с  прекрасными рекомендательными  письмами короля Франции. Его  берут в Оксфордский университет.  Маленький темпераментный итальянец  говорит такие вещи, от которых краснеют стены богословской аудитории: он толкует о бессмертии души и тела, как последнее разлагается и видоизменяется, как душа, покинув плоть, затем долгим процессом образует вокруг себя новое тело. "Природа души, -говорит Бруно,- одинакова у всех организованных существ, и разница ее проявлений определяется большим или меньшим совершенством тех орудий, которыми оно располагает в каждом случае."

   В конце  концов "созвездие педантов" вынуждает  итальянского профессора прекратить  свои лекции.

   Изгнание  из Оксфорда Бруно ознаменовал  книгой, в которой он заклеймил  грубость, с какой обошлись с  ним, назвав Оксфорд "вдовой  здравого знания". В этом сочинении  Джордано Бруно изложил самые  широкие взгляды на строение  Вселенной, и когда ученый Кеплер читал этот труд, то испытывал при этом головокружение; тайный ужас охватывал его при мысли, что он блуждает в пространстве, где нет ни центра, ни начала, ни конца!

   Бруно  вернулся в Лондон и в течение  двух лет написал еще несколько  трудов, в частности: "О причине, начале всего и едином" , "О бесконечном, вселенной и небесных телах", "Изгнание торжествующего животного", "Тайное учение Пегасского коня с присоединением такого же учения Силенского осла", "О героическом энтузиазме".

   В его  книгах злая усмешка, уничтожающая ирония соединяются с героическим воодушевлением вечными идеалами человечности и твердой уверенностью в окончательной победе истины и справедливости. "Истина есть пища каждой истинно героической души; стремление к истине - единственное занятие, достойное героя."

   Джордано  Бруно открыто отстаивает свои  убеждения. В Венеции он берет  в ученики некоего патриция, тайным  желанием которого было приобрести  от Бруно какие-то особые магические  познания. Не получив их, ученик  совершает предательство - приводит в дом учителя капитана инквизиции. Бруно арестован и отправлен в тюрьму. От бывшего ученика посыпались доносы - один гнуснее другого.

   Многое  пришлось говорить в свое оправдание. "Я учу бесконечности вселенной  как результату действия бесконечной божественной силы, ибо было бы недостойно Божества ограничиться созданием конечного мира, в то время, как оно обладает возможностью творить все новые и новые бесчисленные миры. Я утверждаю, что существует бесконечное множество миров, подобных нашей земле, которую я представляю себе, как и Пифагор, в виде небесного тела, похожего на Луну, планеты и другие звезды. Все они населены, бесконечное множество в безграничном пространстве образует вселенную. В последней существует всеобщее Провидение, благодаря которому все живое растет, движется и преуспевает в своем совершенствовании. Это провидение или сознание я понимаю в двойном смысле: во-первых, наподобие того, как проявляется душа в теле, то есть одновременно в целом и в каждой отдельной части; такую форму я называю природой, тенью или отражением Божества. Затем сознанию присуща еще другая форма проявления во вселенной и над вселенной, именно не как часть, не как душа, а иным, непостижимым для нас образом".

   Под Духом  Святым, объяснил Бруно на допросе, он понимает душу вселенной. От Святого Духа снисходит все живое - жизнь и душа. Она также бессмертна, как неуничтожаема плоть. Жизнь есть расширение, смерть - сжатие живого существа. Бруно все время настаивает, что все, чему он учил, он учил как философ, а не как теолог, и догматов церковных не касался никогда.

   Его ответы  на вопросы инквизиции напоминают ответы на уроках катехизиса. Однако судьи этим не удовлетворяются. Инквизитор предупреждает, что если обвиняемый станет упорно отказываться от всего, в чем впоследствии он может быть изобличен, то ему нечего будет удивляться, если инквизиция в отношении его прибегнет к законным средствам, которые предоставлены ей применять ко всем, кто не хочет познать милосердие Божие и христианскую любовь этого святого учреждения, и которые предназначены к тому, чтобы находящихся во тьме обращать к свету, а сбившихся с истинного пути - на стезю вечной жизни.

   Судьи  стали угрожать, и Бруно идет  на уступки. Он обещает отбросить  все ошибки и впредь не допускать  их; он раскаивается в содеянном и умоляет, снисходя к его слабости, разрешить ему вернуться в лоно церкви и испытать на себе милость Божию.

   Страх  смерти был так велик, что  Бруно даже пал перед судьями  на колени и со слезами на  глазах умолял судей простить  его.

   Джордано Бруно был передан на судилище Римской инквизиции, ибо венецианская инквизиция не осмелилась выносить приговор, который наверняка не привел бы к костру.

   27 февраля  1593 года 45 лет от роду Джордано  Бруно был перевезен в Рим.  Ему был придан ранг вождя еретиков, и приговор был предопределен. Причем судьи прекрасно сознавали, что судят они в высшей степени эрудированного человека, выдающийся ум современности.

   Бруно  намеревался повторить свое отречение  и в Риме. Но его свыше шести  лет томили в тюрьме, хотя обычно такие дела делались быстро. От него требовали отречения от своих взглядов без всяких оговорок. Но может ли Свет служить тьме, не погибнув? Бруно не мог отрешиться от всего, что составляло самую суть его. Тюрьма лишь укрепила его. Он не смог отказаться от своей философии, ибо это означало бы изменить Истине. Он лишь в религиозных чувствах готов был сделать уступки своим судьям.

   Сам он  писал: " Храбро боролся я, думая,  что победа достижима. Но телу  было отказано в силе, присущей  духу, и злой рок вместе с природою подавляли мои стремления... Я вижу, что победа есть дело судьбы... Силы мои направлены на то, чтобы заслужить признание будущего."

   "Есть  люди, у которых любовь к божественной  воле так велика, что их не  могут поколебать никакие угрозы или застращивания. Тот, кто заботится еще о своей плоти, не может чувствовать себя в общении с Богом. Лишь тот, кто мудр и добродетелен, может быть вполне счастлив, ибо он более не чувствует старданий". Бруно отказался от своих прежних отречений.

   20 января 1600 года состоялось заключительное заседание по делу Бруно. 9 февраля был отправлен во дворец великого инквизитора Мадручи, и там он был лишен священнического сана и отлучен от церкви. После этого его предали светским властям, поручая им подвергнуть его "самому милосердному наказанию без пролития крови". Такова была лицемерная формула, означавшая требование сжечь живым.

   Бруно  держал себя с невозмутимым  спокойствием и достоинством. Только  один раз он нарушил молчание:

Информация о работе Джорда́но Бру́но