Естественнонаучное и гуманитарное исследование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2011 в 21:53, реферат

Описание

Научное исследование: специфика и функции. Проблема как форма научного познания. Особенности естественнонаучного и гуманитарного исследования. Проблематизация современного знания.

Работа состоит из  1 файл

21.doc

— 46.50 Кб (Скачать документ)

21. Научное исследование: специфика и функции.  Проблема как   форма научного  познания. Особенности  естественнонаучного  и гуманитарного  исследования. Проблематизация  современного знания. 

Структура научного исследования: 

  • осознание научной проблемы
  • постановка и точная формулировка научной проблемы
  • построение рабочих гипотез для решения поставленной проблемы
  • выбор одной гипотезы
  • систематическая ее разработка с помощью логических, эвристических и эмпирических методов исследования (если эмпирические науки)
  • проверка гипотезы
  • решение проблемы
 

Научное познание начинается и всегда сопровождается решением проблем. Отсутствие проблем  привело бы к остановке исследования и застою в науке. Поэтому процесс  знания представляет собой непрерывный  процесс решения все новых  и новых проблем. 

Возникновение проблем связано с установлением  недостаточности или непригодности  прежних методов и средств  для объяснения вновь обнаруженных фактов и результатов познания. Отсюда легко может возникнуть представление, что всякий процесс познания начинается именно с фактов, их накопления и систематизации. Действительно, факты – это основа всякого исследования, их поиск, установление и объяснение требует значительных усилий ученого. Но чтобы найти такие факты, надо располагать либо готовой теорией, либо гипотезой, или даже догадкой. Чаще всего приходится обращаться к гипотезам, поскольку теории, объясняющей новые факты, нередко просто не существует. Поэтому гипотеза выступает здесь как форма предварительного, проблематического объяснения, с помощью которой происходит поиск, отбор и оценка новых фактов. Т.о., реальный процесс исследования всегда совершается в тесном взаимодействии эмпирических и теоретических методов, фактов и теорий, опыта и разума, причем генерирующей и направляющей силой в этом процессе выступает именно идея, разум, теоретическая мысль. 

В самой  общей форме проблемная ситуация м.б. охарактеризована как проявление противоречия между существующим старым знанием и вновь обнаруженными  результатами эмпирического или  теоретического исследования. Т.о., несоответствие между старыми теоретическими представлениями и новыми фактами и результатами развивающегося знания свидетельствует о возникновении определенной проблемной ситуации. 

Научная проблема представляет собой результат осознания возникшей в науке проблемной ситуации, связанной с трудностью развития дальнейшего познания. Об этом свидетельствует этимология древнегреческого слова problema, означающего преграду, трудность или задачу. Анализ проблемной ситуации в конечном счете и приводит к постановке новых проблем, что в свою очередь требует необходимость их выбора. Именно выбор определяет не только последовательность решения проблем, но и направление дальнейшего научного поиска в целом. Действительно, любое исследование оптимально призвано решить определенную проблему, которая в свою очередь влечет множество других проблем. 

Последовательность  выдвижения проблем в ходе научного поиска, согласно Попперу, м.б. представлена следующей схемой:

P1 – TT – EE – P2

P1 - Исходная проблема

TT - Пробная теория

EE - Элиминация ошибок теории

P2 - Новая проблема 

Под пробной  теорией следует понимать гипотезу (в крайнем случае гипотетико-дедуктивную  систему), устранение ошибок которой  приводит к новой проблеме, а разрешение последней – к другой проблеме. Однако о старых теорий, хорошо обоснованных и проверенных с помощью соответствующих наблюдений и экспериментов, никогда полностью не отказываются в науке. Сначала их пытаются модифицировать, а потом возникает проблема поиска новой теории, которая в результате оказывается более глубокой и общей, чем прежняя. 

Т.о., процесс  выдвижения проблем носит сложный, противоречивый и нередко запутанных характер, поскольку в нем взаимодействуют  не только практика и теория, но и  различные другие факторы, такие, как  интеллектуальный климат эпохи, ее мировоззрение и философия. В связи с этим интересно отметить, что нередко фундаментальные проблемы науки возникают под влиянием онтологических философских проблем (метафизических принципов). Чаще всего воздействие мировоззренческих идей на возникновение научных проблем выражается через процесс формирования соответствующей НКМ. Однако не следует забывать и об обратном воздействии на происхождение философских проблем. Поппер: «Подлинные философские проблемы всегда имеют корни в настоятельных задачах вне философии, и они исчезнут, если эти корни будут разрушены». У числу таких задач вне рамок философии он относит, например, потребности космологии, математики, политики, религии и социальной жизни. Это и вполне понятно, если учесть, что философия, в отличие от конкретных наук, не имеет особого предмета исследования и занимается прежде всего исследованием мировоззренческих проблем, связанных с анализом принципов и методов развития человеческого знания вообще и научного в частности. 

Что касается вопроса о постанове, и тем более точной формулировке научных проблем, то здесь многое зависит от уровня теоретической зрелости той или иной отрасли науки, состояния ее эмпирической и экспериментальной базы, перспектив дальнейшего развития соответствующей отрасли знания и науки в целом. Усе эти условия имеют интерсубъективный характер, и с ними должен считаться любой исследователь, приступающий к решению проблем в определенной области науки. Однако не менее значительную роль при постановке проблем играют субъективные особенности ученых, занятых научными исследованиями. К ним следует отнести не только личный опыт, квалификацию, одаренность и т.п., но и умение видеть с точки роста науки, наиболее эффективные направления научного поиска, смелость в выдвижении новых идей и тщательность в проверке полученных результатов. 

В ходе научного исследования решение одних  проблем, очевидно, приведет к постановке других, новых проблем. Поэтому выдвижение программы исследования носит в  основном ориентировочный и поисковый  характер, способствующий выявлению точек роста научного знания. Точки роста легче выявить в таких абстрактных науках, как математика, теория систем, информатика и др., но значительно труднее – в экспериментальных и фактуальных науках, поскольку в них ход поиска во многом определяется результатами эмпирических наблюдений и экспериментов, которые могут целиком изменить ход дальнейших поисков. 

Существуют  различные точки зрения на процесс  разработки и решения проблем. Хотя разные стадии исследования и разработки проблемы тесно связаны друг с другом, и каждя из них влияет на последующую стадию, все же в целях теоретического анализа целесообразно рассматривать их отдельно, с тем, чтобы выделить наиболее характерные их особенности. 

Стадию  разработки проблемы можно связать с анализом и оценкой тех альтернативных возможностей, которые могут стать вероятными решениями проблемы. Эта стадия непосредственно следует за стадией генерирования новых догадок, предположений, рабочих гипотез, которые возникают в результате осмысления создавшейся проблемной ситуации. Если определить проблему как вопрос, тогда ответ на него и тем самым решение проблемы можно представить как результат вероятного выбора среди конечного числа альтернатив. Однако теория принятия решений вряд ли может применяться в процессе научного поиска новых идей универсального характера (законов, теорий, концепций) по той простой причине, что количество альтернатив для них не определенно и ничем в точности не ограничено. 

Логико-математическая стадия разработки проблемы представляется более четкой, т.к. она сводится, во-первых, к проверке самой формулировки проблемы и предложенного ее решения на непротиворечивость, нетавтологичность и информативность – это минимально необходимые требования, чтобы считать данную проблему научной. Во-вторых, для проверки полученного решения проблемы необходимо вывести из нее логические следствия, причем не столько любые, сколько допускающие эмпирические интерпретации, чтобы их можно было сопоставить с соответствующими результатами наблюдений и экспериментов.

Т.о., развитие научного познания в любой области  исследования действительно начинается и сопровождается решением все новых, более сложных и разветвленных  проблем. Но сам процесс их решения  отнюдь не сводится к непрерывным  попыткам догадок и опровержений. Поэтому после выдвижения проблем необходимо: 

  1. Осуществить четкую постановку и дать точную формулировку самой проблемы
  2. Установить ясные критерии, требования и условия, которым должно удовлетворят решение проблемы
  3. Выдвинуть гипотезы для решения проблемы и ориентированной эвристической оценки их пригодности для объяснения исследуемых явлений.
 

После выбора одной или нескольких правдоподобных гипотез начинается тщательный их анализ и разработка с помощью существующих теоретических и эмпирических средств и методов. 

Существует  определенная модель → факт → теория → верификация (метод индукция и  дедукция). Как идет процесс познания? У Аристотеля – закон тождества  бытия и мышления → эмпирицизм и рационализм, т.е. от эмпирии к  теории или от теории к эмпирии. Поппер: от проблемы к проблеме (теория проблемы Поппера).

Информация о работе Естественнонаучное и гуманитарное исследование