Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2011 в 21:53, реферат
Научное исследование: специфика и функции. Проблема как форма научного познания. Особенности естественнонаучного и гуманитарного исследования. Проблематизация современного знания.
21.
Научное исследование:
специфика и функции.
Проблема как
форма научного
познания. Особенности
естественнонаучного
и гуманитарного
исследования. Проблематизация
современного знания.
Структура
научного исследования:
Научное
познание начинается и всегда сопровождается
решением проблем. Отсутствие проблем
привело бы к остановке исследования
и застою в науке. Поэтому процесс
знания представляет собой непрерывный
процесс решения все новых
и новых проблем.
Возникновение
проблем связано с
В самой
общей форме проблемная ситуация
м.б. охарактеризована как проявление
противоречия между существующим старым
знанием и вновь обнаруженными
результатами эмпирического или
теоретического исследования. Т.о., несоответствие
между старыми теоретическими представлениями
и новыми фактами и результатами развивающегося
знания свидетельствует о возникновении
определенной проблемной ситуации.
Научная
проблема представляет собой результат
осознания возникшей в науке проблемной
ситуации, связанной с трудностью развития
дальнейшего познания. Об этом свидетельствует
этимология древнегреческого слова problema,
означающего преграду, трудность или задачу.
Анализ проблемной ситуации в конечном
счете и приводит к постановке новых проблем,
что в свою очередь требует необходимость
их выбора. Именно выбор определяет не
только последовательность решения проблем,
но и направление дальнейшего научного
поиска в целом. Действительно, любое исследование
оптимально призвано решить определенную
проблему, которая в свою очередь влечет
множество других проблем.
Последовательность выдвижения проблем в ходе научного поиска, согласно Попперу, м.б. представлена следующей схемой:
P1 - Исходная проблема
TT - Пробная теория
EE - Элиминация ошибок теории
P2 - Новая
проблема
Под пробной
теорией следует понимать гипотезу
(в крайнем случае гипотетико-дедуктивную
систему), устранение ошибок которой
приводит к новой проблеме, а разрешение
последней – к другой проблеме.
Однако о старых теорий, хорошо обоснованных
и проверенных с помощью соответствующих
наблюдений и экспериментов, никогда полностью
не отказываются в науке. Сначала их пытаются
модифицировать, а потом возникает проблема
поиска новой теории, которая в результате
оказывается более глубокой и общей, чем
прежняя.
Т.о., процесс
выдвижения проблем носит сложный,
противоречивый и нередко запутанных
характер, поскольку в нем
Что касается
вопроса о постанове, и тем более точной
формулировке научных проблем, то здесь
многое зависит от уровня теоретической
зрелости той или иной отрасли науки, состояния
ее эмпирической и экспериментальной
базы, перспектив дальнейшего развития
соответствующей отрасли знания и науки
в целом. Усе эти условия имеют интерсубъективный
характер, и с ними должен считаться любой
исследователь, приступающий к решению
проблем в определенной области науки.
Однако не менее значительную роль при
постановке проблем играют субъективные
особенности ученых, занятых научными
исследованиями. К ним следует отнести
не только личный опыт, квалификацию, одаренность
и т.п., но и умение видеть с точки роста
науки, наиболее эффективные направления
научного поиска, смелость в выдвижении
новых идей и тщательность в проверке
полученных результатов.
В ходе
научного исследования решение одних
проблем, очевидно, приведет к постановке
других, новых проблем. Поэтому выдвижение
программы исследования носит в
основном ориентировочный и поисковый
характер, способствующий выявлению точек
роста научного знания. Точки роста легче
выявить в таких абстрактных науках, как
математика, теория систем, информатика
и др., но значительно труднее – в экспериментальных
и фактуальных науках, поскольку в них
ход поиска во многом определяется результатами
эмпирических наблюдений и экспериментов,
которые могут целиком изменить ход дальнейших
поисков.
Существуют
различные точки зрения на процесс
разработки и решения проблем. Хотя
разные стадии исследования и разработки
проблемы тесно связаны друг с другом,
и каждя из них влияет на последующую стадию,
все же в целях теоретического анализа
целесообразно рассматривать их отдельно,
с тем, чтобы выделить наиболее характерные
их особенности.
Стадию
разработки проблемы
можно связать с анализом и оценкой тех
альтернативных возможностей, которые
могут стать вероятными решениями проблемы.
Эта стадия непосредственно следует за
стадией генерирования новых догадок,
предположений, рабочих гипотез, которые
возникают в результате осмысления создавшейся
проблемной ситуации. Если определить
проблему как вопрос, тогда ответ на него
и тем самым решение проблемы можно представить
как результат вероятного выбора среди
конечного числа альтернатив. Однако теория
принятия решений вряд ли может применяться
в процессе научного поиска новых идей
универсального характера (законов, теорий,
концепций) по той простой причине, что
количество альтернатив для них не определенно
и ничем в точности не ограничено.
Логико-математическая стадия разработки проблемы представляется более четкой, т.к. она сводится, во-первых, к проверке самой формулировки проблемы и предложенного ее решения на непротиворечивость, нетавтологичность и информативность – это минимально необходимые требования, чтобы считать данную проблему научной. Во-вторых, для проверки полученного решения проблемы необходимо вывести из нее логические следствия, причем не столько любые, сколько допускающие эмпирические интерпретации, чтобы их можно было сопоставить с соответствующими результатами наблюдений и экспериментов.
Т.о., развитие
научного познания в любой области
исследования действительно начинается
и сопровождается решением все новых,
более сложных и разветвленных
проблем. Но сам процесс их решения
отнюдь не сводится к непрерывным
попыткам догадок и опровержений. Поэтому
после выдвижения проблем необходимо:
После
выбора одной или нескольких правдоподобных
гипотез начинается тщательный их анализ
и разработка с помощью существующих
теоретических и эмпирических средств
и методов.
Существует определенная модель → факт → теория → верификация (метод индукция и дедукция). Как идет процесс познания? У Аристотеля – закон тождества бытия и мышления → эмпирицизм и рационализм, т.е. от эмпирии к теории или от теории к эмпирии. Поппер: от проблемы к проблеме (теория проблемы Поппера).
Информация о работе Естественнонаучное и гуманитарное исследование