Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 20:10, реферат
В настоящее время современный уровень развития науки и техники в целом представляет реальную угрозу существованию жизни на нашей планете, в связи с бурным развитием научного прогресса, пришедший на 20-й век. Перед нами стоят огромные возможности, которых не было за всю предыдущую историю человечества. А на обратной стороне медали не менее опасные последствия нерационального использования технологий. Которые, в частности все больше зависят от целей правообладателей: будут ли они использованы с учетом принципов экологической этики, либо на получение сверхприбыли.
Второй аспект взаимообусловленности таких явлений, как экология и духовность, менее очевиден, но именно он наиболее актуален сегодня в эпоху экологического кризиса цивилизации. Здесь духовность рассматривается как путь, на котором только и может быть решена экологическая проблема.
Современная
научная и социальная практика заставляют
усомниться в достаточности
На фоне этой весьма сложной в методологическом отношении, не говоря уже о практическом, ситуации появляется новый аспект этики, если это вообще можно назвать аспектом - экологическая этика.
Экологическая этика была выделена в качестве самостоятельной философской дисциплины в середине 70-х годов, вначале как разновидность прикладной этики, наряду с биологической, медицинской, физической, компьютерной, деловой этикой, профессиональной и т.д. Однако существовала особенность, коренным образом отличающая экологическую этику от различных аспектов этики науки, целью которых были методологические искания в направлении повышения ответственности на основе знания. Экологическая этика выделилась из разряда прикладных наук, поднявшись с уровня, где вырабатывались этические теории, адекватные тому или иному виду практики, на иной уровень, где задачей стала перестройка морали и питавшей ее метафизики.
Основная задача экологической этики состоит в конструировании системы нормативных установок, определяющих отношение, поведение, действия человека, направленные на его естественное окружение. Экологическая этика, как отмечает Б. Колликот, должна ответить на три вопроса: какова природа природы, какова природа человека, каким образом человек должен относиться к природе? [4]
Производство геномодифицированных организмов (ГМО) несет большую экологическую опасность и не отвечает принципам экологической этики.
Производство ГМО – это прямое вмешательство в жизнь особи, вида и экосистемы, что не поддерживается экологической этикой. Генная инженерия приносит значительные страдания. У трансгенных животных развиваются такие заболевания как перикардит, расширение сердце, печени, других внутренних органов, развивается артрит, потеря аппетита, стерильность, потеря иммунитета, чем нарушаются права животных.
Изменение метафизической парадигмы, о чем говорит Б. Колликот как о задаче экологической этики, означает изменение картины мира и характера мышления. Вряд ли сегодня можно говорить о наличии какой-то программы этих изменений, однако появляются тенденции, позволяющие выделить определенную направленность ментальных трансформаций. Предприняты попытки связать современную экологическую науку с онтологиями Восточных учений, при этом упрощается многообразие философской мысли Востока, игнорируются различия между ними. Как правило, выделяются следующие, важные с точки зрения экологизации мышления, элементы этого учения.
Основная мысль, достаточно четко выраженная в буддизме - это утверждение: все есть процесс, поддерживаемый универсальной энергией, объемлющей весь мир. Все известные формы жизни есть процесс, поддерживаемый универсальной энергией и, в частности, Человек - не более чем всплеск в этом универсальном потоке, он часть природы. Помимо процессуальности, для экологической этики важна еще одна черта в учениях Востока. Ее находят в конфуцианстве и даосской метафизике, которые дают иную, нежели классическая наука Запада, трактовку детерминизма.
Еще
одна этическая проблема состоит
в том, что геномодифицированные
организмы патентуются
Производство ГМО обесценивает священное понятие жизни, низводит живое существо до уровня бездушного механизма. ГМ-инженерию не интересует выгода живых существ, их переделывают исключительно исходя из запросов человека.
Таким образом, для обеспечения устойчивого развития мира, в котором присутствует многообразие форм ценностно-практического взаимодействия с природой, необходимо актуализировать интенции к заботливому и ответственному отношению к природе и человеку.
Информация о работе Естественно-научное основание становления экологической этики