Ф. Ницше о культуре как синтезе двух начал. Учение Ф. Ницше о сверхчеловеке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:50, реферат

Описание

Немецкий философ Фридрих Ницше родился 15 октября 1844 г . Учась в университете, он так преуспел, что, когда освободилась кафедра в Базельском университете, его — еще студента — рекомендовали на это место. Живя там, Ницше постоянно общается с композитором Р. Вагнером, перед творчеством которого он в это время преклоняется. Их связывает не только музыка, но и увлечение философией Шопенгауэра

Работа состоит из  1 файл

Ф. Ницше о культуре как синтезе двух начал. Учение Ф. Ницше о сверхчеловеке..docx

— 23.17 Кб (Скачать документ)

Ф. Ницше о культуре как синтезе  двух начал. Учение Ф. Ницше о сверхчеловеке.

Немецкий философ  Фридрих Ницше родился 15 октября  1844 г . Учась в университете, он так преуспел, что, когда освободилась кафедра в Базельском университете, его — еще студента — рекомендовали на это место. Живя там, Ницше постоянно общается с композитором Р. Вагнером, перед творчеством которого он в это время преклоняется. Их связывает не только музыка, но и увлечение философией Шопенгауэра. Особенно привлекают их мысли последнего о музыке как прямом выражении мировой воли. Под влиянием Вагнера Ницше начинает работать над «Рождением трагедии из духа музыки* — первым произведении не Ницше-филолога, а Ницше-философа, или психолога, как он сам любил называть себя. Перенесенная болезнь не прошла бесследно. Из-за болезни ему приходилось часто прерывать преподавание, а в 1879 году уйти в отставку. В 1889 году начинается безумие. Ницше помещают в больницу, где он и умер в 1900 году. За 17 лет Ницше создает около двадцати блестящих по форме, насыщенных оригинальными идеями произведений, которые, не встретив понимания у большинства современников (некоторые работы ему приходилось даже публиковать за свой счет), ставят его, по мнению его почитателей в XX веке, в один ряд с крупнейшими мыслителями Европы.

Духовная эволюция Ницше получила выражение в следующих, опубликованных самим автором, произведениях: «Рождение трагедии из духа музыки» (1872); «Несвоевременные размышления: Давид  Штраус, исповедник и писатель» (1873), «О пользе и вреде истории для  жизни» (1874), «Шопенгауэр как воспитатель» (1874), «Рихард Вагнер в Байрейте» (1875—1876); «Человеческое, слишком человеческое» (1878); «Утренняя заря» (1881); «Веселая наука» (1882); «Так говорил Заратустра» (1883—1885); «По ту сторону добра  и зла» (1886); «К генеалогии морали» (1887); «Казус Вагнер» (1888); «Сумерки идолов, или  как философствуют молотом» (1888). Эти произведения можно считать  этапными. Кроме них им был опубликован  и ряд других, менее значимых для  анализа его творческой эволюции. В 1888 году Ницше написал еще две  работы — «Антихрист, Проклятие  христианству» и «Ессе Homo. Как  становятся собой», которые были опубликованы уже без его участия.  Среди  работ, входивших до недавнего времени  в корпус посмертно опубликованных трудов Ницше, особое место отводилось произведению "Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей". Сестра Ницше, опубликовала этот труд в 1906 году. Анализ сохранившихся архивов Ницше, проведенный международной группой  исследователей после войны, показал, что сестра Ницше исказила его  замысел создания обобщающего труда  и фальсифицировала некоторые рукописи.

В творческой эволюции Ницше можно выделить несколько  этапов. Начинает Ницше как классический филолог. Одна из многих блестящих работ  чисто филологического плана  была посвящена труду античного  историка философии Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов». Проведя скрупулезный филологический анализ, Ницше доказывает вторичный  характер сведений, которыми располагал ее автор, и, в конце концов, приходит к гиперкритическому выводу, отвергающему значение труда Диогена Лаэртского в качестве источника по истории  античной философии.

Работа «Рождение  трагедии из духа музыки» знаменует  начало творчества Ницше как культуролога, говоря современным языком, и философа. Ницше взорвал господствовавшее в то время представление о  сугубой рациональности культуры классической Греции. Ему удалось показать, что  эта культура является синтезом двух начал  аполлонийского и дионисийского. Аполлонийское начало выражает разум, чувство меры, созерцательность, дионисийское — волю, безмерную страстность, действенность. Первое начало получило наиболее полное выражение в творчестве Гомера, второе — в творчестве его младшего современника Архилоха. Классическая аттическая трагедия, объединяющая эти два начала —  символ греческой культуры, выражение  сущности миросозерцания грека этого  периода. Это миросозерцание — и  трагично, и оптимистично. С Сократа  и его последователей — Платона  и Аристотеля, утверждавших господство разума над волей, начинается, по мнению Ницше, упадок греческой культуры. Досократики  более великие мыслители, чем  те, кто попал под влияние Сократа. Сократ — первый европейский декадент, осмелившийся задать жизни вопрос о  ее смысле, вместо того, чтобы принять ее с благодарностью как дар. В этой работе без сомнения сильно и влияние учения Шопенгауэра о примате воли над разумом, и мыслей Вагнера, который был не только великим композитором, но и крупным философом искусства, о природе трагического. Завершается этот период творчества Ницше публикацией работы «Человеческое, слишком человеческое», знаменующей отход от некоторых идей Шопенгауэра и Вагнера. Последний написал резко критическую рецензию на ее первую часть.

Разрыв с Вагнером и отход от философии Шопенгауэра  был связан, прежде всего, с тем, что  они, по его мнению, некритичны по отношению  к христианской морали. В пессимизме Шопенгауэра, в его учениях о  смысле аскетизма и о необходимости  «усыпить» волю, в произведениях  Вагнера, написанных после «Кольца  нибелунга», Ницше видит прямое воздействие  христианства, являющегося, по его мнению, религией рабов. У самого Ницше к  этому времени начинают формироваться  воззрения, послужившие основой  для его будущих построений.

Он приходит к выводу, что мировая воля, о  которой учил Шопенгауэр и существование  которой он также признает, является в своей сущности волей к власти, а не просто стремлением быть. От Шопенгауэра его отличает и то, что время он не считает формой, привносимой субъектом, а рассматривает  его как характеристику самой  воли. Соответственно и начало индивидуалии коренится не в формах созерцания, как это было у Шопенгауэра, а  в самой воле к власти.

На протяжении всей человеческой истории волю к  власти, проявляющуюся открыто у  отдельных индивидов — вождей, аристократов, господ «по природе», серая людская масса пытается смирить, заставить служить собственным  низменным интересам. Лучшим средством  обуздания людей сильной воли является христианская религия, мораль которая навязывает любовь к слабым и убогим, отвращение к сильным  и здоровым. В этом вопросе христианство находит союзников и в среде  метафизиков, апеллирующих к разуму. Сделав человека как носителя разума мерой всех вещей, они не желают видеть того, что представляет собой этот разум. Свою точку зрения на разум, сложившуюся  у него к этому времени, Ницше  блестяще выразил в словах, открывающих  работу «Об истине и лжи во вненравственном  смысле», написанную еще в 1873 году, но изданную только посмертно.

 «В некоем  отдаленном уголке вселенной,  разлитой в блестках бесчисленных  солнечных систем, была когда-то  звезда, на которой умные животные  изобрели познание. Это было самое  высокомерное и лживое мгновение  «мировой истории»: но все же  лишь одно мгновение. После  этого природа еще немножко  подышала, затем звезда застыла,  и разумные животные должны  были умереть. — Такую притчу  можно было придумать, и все-таки  она еще недостаточно иллюстрировала  бы нам, каким жалким призрачным  и мимолетным, каким бесцельным  и произвольным исключением из  всей природы является наш  интеллект. Были целые вечности, в течение которых его не  было; и когда он снова окончит  свое существование, итог будет  равен нулю. Ибо у этого интеллекта  нет никакого назначения, выходящего  за пределы человеческой жизни.  Нет, он принадлежит всецело  человеку, и только его обладатель  и изобретатель так горячо  и с таким пафосом относится  к нему, как будто бы на нем  вращались оси мира»*.

* Фридрих Ницше.  Философия в трагическую эпоху..

Ницше не хотел  быть пессимистом. Пессимистами не были любимые им греки, хотя они и воспринимали мир трагически. Однако складывающееся у него миросозерцание не давало оснований  для оптимизма. Отойдя от Шопенгауэра  и Вагнера, он начинает поиск мировоззренческих  оснований для нового оптимизма. Он углубляет критику морали (работа «Утренняя заря» имеет подзаголовок «Мысли о морали как предрассудке») и религии (в работе «Веселая наука» звучат знаменитые слова: «Бог умер»). В этот период у Ницше зреют  идеи о «сверхчеловеке» и «вечном  возвращении», получившие философско-поэтическое  воплощение в его самой знаменитой работе «Так говорил Заратустра». Благая весть, которую несет Заратустра у Ницше, — это весть о том, что, невзирая на весь трагизм жизни, в ней есть смысл и надежда, что самоотречение от радостей жизни, от «танца жизни», так же недостойно человека, как недостойно закрывать  глаза на страдания.

Заратустра-Ницше  возвещает о том, что человек  есть нечто, что должно преодолеть, что все существа создавали нечто, что выше их, люди же хотят стать  отливом этой великой волны, они  готовы вернуться к зверям, чем  преодолеть человека. Подлинное же величие человека в том, что он мост, а не цель. «Человек — это  канат, протянутый между животным и  сверхчеловеком, это канат над  пропастью». Сверхчеловек — это  соль земли, это смысл бытия. Место  умершего Бога займет сверхчеловек. Идея сверхчеловека как цели, которую  надо достичь, возвращает человеку утраченный им смысл существования, считал Ницше.

Идея вечного  возвращения, которая складывалась у Ницше под влиянием физико-космологических  изысканий Дюринга, должна, по его  мысли, компенсировать утраченную вместе с христианством надежду на возможную  вечную жизнь за гробом. Следуя логике этой идеи, мы обречены на вечность, так  как уже живем в вечности. Мгновение  и вечность совпадают. То, что происходит в данный момент, уже происходило  бесчисленное количество раз и будет  происходить снова и снова. Это  вечное повторение одного и того же и ужасает, и внушает надежду. Умирая, каждый может сказать: «Так это была жизнь? Ну что ж! Еще раз!». Ницше-Заратустра назвал идею вечного  возвращения своей самой бездонной  мыслью.

В последний  период своего творчества, прерванного  безумием, Ницше возвещает об угрозе нигилизма и призывает к переоценке всех ценностей. Он предупреждает человечество о гибели традиционных идеалов, об усиливающемся  обессмысливании жизни. С его  точки зрения, это расплата, которая  постигла европейскую культуру, противопоставившую себя жизни, ее естественному потоку. Негативизм по отношению к христианским и гуманистическо-просветительским ценностям, характеризующий надвигающийся  нигилизм, Ницше вполне разделяет. Более  того, он не отказывается от своего вклада в разоблачение идолов, которым поклоняется  европейское человечество, и готов  продолжить борьбу с ними. Однако в  отличие от чистых нигилистов, которые  только разрушают, Ницше желает создавать. Он призывает к созданию такой  системы ценностей, которая не будет  противостоять жизни, воле к власти, а, напротив, будет соответствовать  закономерностям жизненного процесса.

Создатели умирающей  культуры, ее ценностей, не ведая о  том, что существующий человек является биологически несовершенным, сделали  его мерою всего сущего — хорошего, что оно хорошее, плохого, что  оно плохое. Подлинную меру для "расценок" должна дать сама жизнь в ее сущностном измерении, т.е. жизнь как воля к  власти, стремящаяся воплотить себя в сверхчеловеке. Такую переоценку ценностей смогут провести только свободные  умы, ставшие по ту сторону добра  и зла, т.е. вырвавшиеся за рамки  устоявшейся морали.

Всей предшествующей философии, считает Ницше, присущ один существенный недостаток. Философы строили  свои системы, исходя из заранее принятых моральных идей. Они делали вид, что  отправным пунктом для них  является исследование возможностей познания, что затем они переходят к  онтологии, а завершают все этикой. На самом же деле они подгоняли  под некритически принятую этику  онтологию и гносеологию.

Свою ближайшую  задачу Ницше видел в том, чтобы  воспитывать подлинно свободные  умы — философов будущего, способных  преодолевать собственные моральные  предрассудки. Будущие философы будут  законодателями — творцами таких  новых ценностей, которые, ориентируя жизнь тех избранных, что способны их принять, будут способствовать становлению  сверхчеловека.

Людской материал, в процессе смены поколений которого будет выращиваться сверхчеловек, составят те, кто является аристократом, господином по своей природе, в ком воля к  власти не задавлена враждебной ей культурой, кто способен, объединившись  с себе подобными, противостоять  большинству, не желающему ничего знать  о подлинном предназначении современных  людей. Процесс перехода к сверхчеловеку  будет, пророчествовал Ницше, трудным  и мучительным. Он будет сопровождаться восстаниями масс, увлеченных уравнительными, и поэтому ложными, идеями социализма, вспышками национализма, мировыми войнами.

Его философствование не методично. «Метод — это я», —  заявляет он. Ницше любил называть себя психологом. Действительно, некоторые  из его афоризмов представляют собой  выражение результатов пристальных  наблюдений за мотивами человеческих поступков. В его устах характеристика Достоевского, как самого крупного психолога из известных ему, означает высшую оценку. Упор на психологию был естествен в эту эпоху, когда психологизм господствовал и в логике, и даже в онтологии, когда психология только стала отпочковываться от философии и делать первые шаги как самостоятельная эмпирическая дисциплина.

Однако, невзирая на весь психологизм своего принципиально  аметодического философствования, Ницше  намечает пути, идя которыми, философы XX века будут психологизм преодолевать. В работе «К генеалогии морали», созданной  как приложение к «По ту сторону  добра и зла», он применяет подходы, позволяющие дешифрировать и  дезавуировать всякого рода вечные истины, показывая, опираясь на историко-культурный материал, что за ними скрываются различные  проявления все той же «воли к  власти».

Возможность и  неизбежность генеалогического подхода  связана для Ницше с гносеологическим фикционализмом и перспективизмом. Любое наше высказывание о мире, по его мнению, является фикцией, т. к. пытается выразить конкретное (единичное  событие, уникальную ситуацию) в абстрактном (связью слов, имеющих общие значения). Истинами мы называем такие фикции, которые полезны, заблуждениями  — такие, которые или никогда  не были полезны, или утратили это  качество. Полезность высказываний, т.е. их истинность или ложность, определяется их связью с волей. Все наше познание находится на службе у воли (перспективизм). Те высказывания, которые способствуют усилению воли к власти, и являются полезными, т.е. истинными.

Работы Ницше, привлекающие своим блестящим стилем, точностью фраз, выражающих почти  всегда оригинальную мысль, и отталкивающие  апологией силы и инстинкта власти, оказали громадное влияние на европейскую философию и литературу. С одной стороны, его произведения вызвали всплеск как упаднического  нигилизма, обернувшегося эстетизмом и культом наслаждения, так и  безудержного активизма, направленного  на создание (воспитание) новых людей  с новыми жизненными ценностями. Сам  Ницше за такие интерпретации  своего учения ответственности, конечно, не несет. С другой стороны, он, как  всякий подлинный философ, учит инакомыслию, т.е. учит мыслить самостоятельно, учит ставить новые вопросы. В конечном итоге большего от философа требовать  нельзя.

Информация о работе Ф. Ницше о культуре как синтезе двух начал. Учение Ф. Ницше о сверхчеловеке