Ф.Бэкон Учение "об идолах"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 19:13, доклад

Описание

Метод познания объективных истин предваряется у Бэкона критическим образом так называемых идолов, или призраков, и выяснением способов удаления их из человеческого сознания. Эту часть своей методологии Бэкон назвал «разрушительной». Только проделав эту предварительную критическую работу, очистив ум от идолов, можно рассчитывать на успешное применение нового метода, который формируется в значительной мере в борьбе с этими препятствиями, задерживающими умственный прогресс.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 12.67 Кб (Скачать документ)

1.3 Учение об идолах (призраках) и об очищении от  них человеческого интеллекта 
 

Метод познания объективных  истин предваряется у Бэкона критическим  образом так называемых идолов, или  призраков, и выяснением способов удаления их из человеческого сознания. Эту  часть своей методологии Бэкон  назвал «разрушительной». Только проделав эту предварительную критическую  работу, очистив ум от идолов, можно  рассчитывать на успешное применение нового метода, который формируется  в значительной мере в борьбе с  этими препятствиями, задерживающими умственный прогресс. 

Понятие идола, или  призрака, предрассудка, имело длительную и сложную философскую родословную. Бэкон переосмыслил её, придав древнему понятию идола гносеологическое значение. Согласно Бэкону, идолы отчасти  присущи человеческому уму по самой его природе, отчасти возникли в ходе истории человеческого  познания, отчасти проявляются в  ходе индивидуального развития человека, подвергнув их критическому рассмотрению, автор «Нового Органона» определил  свое отношение как к обыденному осмыслению, так и к схоластике, имевшей с ними много общего. Призраки постоянно преследуют человека, создают  у него ложные представления и  идеи, искажают подлинный лик природы, препятствуют человеку в его проникновении  «вглубь и в даль природы». 

Существует четыре разновидности идолов. Первая - это  призраки рода. Они присущи самой  природе человека, как его разуму, так и чувствам. Наиболее яркое  проявление идолов рода - постоянное истолкование природы «из аналогии человека», и не «из аналогии природы». Свое выражение оно находит в теологическом  её истолковании, в приписывании природе  не свойственных ей конечных целей, которые  Бэкон пытался полностью удалить  из науки. Идолы рода самые устойчивые. Полностью искоренить их невозможно, но можно нейтрализовать, максимально  затормозив их вредоносное действие. Другую разновидность идолов именуют  призраками пещеры(idola specus) (отзвук известного образа пещеры, фигурирующего в платоновском «Государстве»). Весьма глубоко замечание  Бэкона относительно воздействия эмоциональной  сферы человека и его многообразных  интересов на объективность и  глубину человеческих суждений. Преодоление  этих идолов, согласно Бэкону, возможно при помощи коллективного опыта, исправляющего опыт индивидуальный. Третья разновидность идолов - идолы  площади. Они порождаются речевым  общением людей, в процессе который  они воображают, что «их разум  повелевает словами». Эти идолы самые  тягостные, ибо вопреки такой  уверенности людей слова исподволь  проникают в человеческое сознание и часто извращают логику рассуждения. Имея дело со словами, никогда не следует  забывать о том, что полная объективность  существования принадлежит прежде всего индивидуальным вещам. Здесь  Бэкон продолжил гносеологическую линию номинализма, достигшего большего влияния в конце Средневековья, притом особенно в Англии. Можно  считать, однако, что здесь критика  идолов площади перерастает в  критику идолов театра, - последней  из разновидностей. Они порождаются  слепой верой в авторитеты, особенно в традиционные философские доктрины и системы, искусственные построения которые являют собой как бы «философский театр». Здесь Бэкон снова и наиболее основательно наносил удар по системе Аристотеля и опиравшейся на нее схоластике, слепое доверие к которым продолжало оказывать тормозящее воздействие на развитие научного знания. Подвергнув критике идолы театра, автор выступил против нерассуждающей догматической веры в авторитеты, тормозившей и разрушавшей непредупрежденное исследование истины. Для ограничения ученого от этого опасного воздействия Бэкон прибегал к теории «двух истин».

Информация о работе Ф.Бэкон Учение "об идолах"