Основателем
направления был Эдмунд Гуссерль, к непосредственным предшественникам
можно отнести Франца Брентано и Карла Штумпфа. Исходный пункт феноменологического
движения — книга Гуссерля «Логические исследования», ядром которой выступает
понятие интенциональности.
Главные моменты
в развитии феноменологии: возникновение
её многообразных интерпретаций
и противостояние её основных вариантов,
учений Гуссерля и Хайдеггера (отношение которого к феноменологии
называют противоречивым[2]); появление феноменологической психологии и психиатрии (Ф. Базалья[3]:680, Л. Бинсвангер[3]:680, Д. Г. Купер[3]:680,Р. Д. Лэйнг[3]:680, Е. Минковский, Ю. С. Савенко, Э. Страус, В. фон Гебсаттель,
Г. Элленбергер, К. Ясперс[3]:680), этики (Шелер), эстетики (Ингарден, Дюфренн), права (Райнах) исоциологии (феноменологическая социология А. Щюца, социальный конструктивизм), философии религии, онтологии (Ж.-П. Сартр, отчасти Н. Гартман), философии математики и
естествознания, истории и метафизики
(Ландгребе), теории коммуникаций (Вилем Флуссер), герменевтики (Шпет); влияние на экзистенциализм, персонализм, герменевтику и другие философские течения;
широкое распространение в Европе, Америке,
Японии и некоторых других странах Азии.
Крупнейшие центры феноменологии — Архивы
Гуссерля в Лувене(Бельгия) и Кёльне (Германия), Международный
институт перспективных феноменологических
исследований и образования (США), издающий
ежегодник «Analecta Husserliana» и журнал «Phenomenology
Inquiry».
[править]Феноменология Гуссерля
[править]Задачи феноменологии
Гуссерль выдвигает
цель построения универсальной науки
(универсальной философии, универсальной
онтологии), относящейся к «всеобъемлющему единству
сущего», которая имела бы абсолютно строгое
обоснование и служила обоснованием всем
прочим наукам, познанию вообще.[4]. Такой наукой должна стать
феноменология.
Феноменология исследует
и приводит в систему априорное
в сознании; сводя априорное к
«последним… сущностным необходимостям»,
она тем самым задаёт основные
понятия наукам[5]. Задача феноменологии —
«в познании полной системы образований
сознания, конституирующих» (имманентно)
объективный мир[6].
[править]Метод феноменологии
Методами осуществления
феноменологического исследования
являются непосредственное созерцание (очевидность) и феноменологические редукции.
Непосредственное созерцание,
как метод феноменологии, означает,
что последняя является дескриптивной наукой, и её материалом служат
исключительно данные непосредственной
интуиции.
Феноменологические редукции
делятся на три вида. Во-первых, чистая
феноменология отвлекается от естественной установки, то есть наивной погружённости
во внешний мир, и сосредоточивает внимание
на самом акте (переживании) сознания,
в котором мир нам даётся (феноменолого-психологическая редукция). Во-вторых, феноменология
берёт эти переживания сознания не как
конкретные факты, а как идеальные сущности (эйдетическая редукция). В-третьих, феноменология
не останавливается на редукции к переживаниям
сознания, и далее уже не только внешний
мир, но и сферу душевного, сознание — как
поток переживаний конкретного эмпирического
субъекта — редуцирует к чистому сознанию(трансцендентальная редукция).
Итак, феноменология, отвлекаясь
от существующего, рассматривает сущности — возможное, априорное в
сознании. «Старинное учение онтологии —
познание „возможностей“ должно предшествовать
познанию действительности — это, на мой
взгляд, великая истина, — если только
она понята верно и верно поставлена на
службу делу»[7]. Кроме того, это дескриптивная
наука, ограниченная непосредственной интуицией (очевидностью), то есть её метод — прямое
интуитивное созерцание сущностей (идеация)[8]. Более того, это дескриптивная
наука о сущности трансцендентально чистых переживаний[9]. Таким образом, феноменология — дескриптивная
наука о сущностях трансцендентально
чистых переживаний в пределах непосредственной
интуиции. «…Поле феноменологии —
это анализ раскрываемого в непосредственной
интуиции априори, фиксаций непосредственно
усмотримых сущностей и взаимосвязей
таковых и их дескриптивное познание в
системном союзе всех слоев в трансцендентально
чистом сознании»[10].
[править]Осуществление феноменологического исследования
Первым методическим
принципом, критерием действительности
чего-либо является очевидность[11]. Необходимо установить первые
очевидности, которые лягут в основу достоверного
знания[12]. Эти очевидности должны
быть аподиктичными: очевидное сейчас может
стать сомнительным позднее, оказаться
видимостью, иллюзией; «аподиктическая
же очевидность обладает той замечательной
особенностью, что она не только вообще
удостоверяет бытие очевидных в ней вещей
или связанных с ними обстоятельств, но
одновременно посредством критической
рефлексии раскрывается как простая немыслимость
их небытия»[13].
В существовании мира можно
усомниться — это не аподиктическая очевидность.
Проведение трансцендентально-феноменологической
редукции (эпохе́), делая мир лишь опытом,
феноменом, обнаруживает, что ему «в качестве
самого по себе более первичного бытия
предшествует бытие чистого ego и его cogitationes» (то есть чистого сознания
и его переживаний, взятых как сущности).
Это и есть искомая аподиктическая очевидность.[14]. После этого нужно установить
дальнейшие абсолютные очевидности —
«универсальную аподиктическую структуру
опыта Я [трансцендентального опыта] (например,
имманентную временную форму потока переживаний)»[15]. Таким образом, трансцендентальная
феноменология — это наука о трансцендентальном
ego и о том, «что заключено в нём самом»
(о трансцендентальном опыте): самоистолкование
трансцендентального ego, показывающее,
как оно конституирует в себе трансцендентное;
исследование всех возможных типов сущего
(данных нам как содержания сознания)[16]. Это трансцендентальная
теория познания (в отличие от традиционной,
где основной проблемой является проблема
трансцендентного, бессмысленная в феноменологии) — трансцендентальный идеализм[17].
[править]Примечания
↑ Показывать компактно
- ↑ Философия: Энциклопедический словарь. Под ред. А.А. Ивина. — М.: Гардарики, 2004. — 1072 с. ISBN 5-8297-0050-6.
- ↑ «Феноменология» — статья из Новой Философской энциклопедии на сайте ИФ РАН.
- ↑ 1 2 3 4 5 Tymieniecka A.-T. Phenomenology world-wide: foundations, expanding dynamisms, life-engagements: a guide for research and study. — Springer, 2002. — P. 680. — 740 p. — ISBN 1402000669
- ↑ Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб.: Наука, 2001. § 3, с. 50, 65, 156, 285, 287—290.
- ↑ Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб.: Наука, 2001. § 64, с. 88, 128, 260—261.
- ↑ Гуссерль Э. Идеи I. § 152.
- ↑ Гуссерль Э. Идеи I. § 79.
- ↑ Гуссерль Э. Философия как строгая наука // Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск: Сагуна, 1994. С. 151—152; Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Т. 1. М.: ДИК, 1999. С. 50, 130, 140, 140—141.
- ↑ Гуссерль Э. Идеи I. § 75.
- ↑ Гуссерль Э. Идеи I. § 134.
- ↑ Гуссерль Э. Картезианские размышления. — СПб.: Наука, 2001. § 4—5, с. 69—70, § 24, 26.
- ↑ Гуссерль Э. Картезианские размышления. — СПб.: Наука, 2001. С. 67—68.
- ↑ Гуссерль Э. Картезианские размышления. § 6.
- ↑ Гуссерль Э. Картезианские размышления. — СПб.: Наука, 2001. § 7—9, с. 100.
- ↑ Гуссерль Э. Картезианские размышления. § 12.
- ↑ Гуссерль Э. Картезианские размышления. — СПб.: Наука, 2001. § 13, с. 88, 178, 282.
- ↑ Гуссерль Э. Картезианские размышления. § 40—41.
[править]Литература
[править]Классики феноменологии
- Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической
философии. Т. 1. [1] М.: ДИК, 1999.
- Гуссерль Э. Картезианские размышления / Пер. с нем. Д. В. Скляднева. СПб.: Наука, 2001.
- Гуссерль Э. Логические исследования. Т. 2. — М.: ДИК, 2001. [2]
- Хайдеггер М. Бытие и время / М. Хайдеггер; Пер. с нем. В. В. Бибихина. — Харьков: «Фолио», 2003. — 503, [9] с. — (Philosophy) — ISBN 966-03-1594-5. [3]
- Шпет Г. Явление и смысл (Феноменология как основная наука и её проблемы). М.: Гермес, 1914. 219 с.
- Ингарден Р. Введение в феноменологию Эдмунда Гуссерля / Пер. А. Денежкина, В. Куренного. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999.
- Мерло-Понти М. Феноменология восприятия (1945) / Пер. с фр. под ред. И. С. Вдовиной, С. Л. Фокина. — СПб.: Ювента; Наука, 1999.
[править]Литература о феноменологии
- Handbook of Phenomenological
Aesthetics. Edited by Hans Rainer Sepp and Lester Embree.
(Series: Contributions To Phenomenology, Vol. 59) Springer, Dordrecht
/ Heidelberg / London / New York 2010. ISBN 978-90-481-2470-1
- Герберт Шпигельберг. Феноменологическое движение. М., 2003.
- Tymieniecka A.-T. Phenomenology World-Wide: Foundations, Expending Dynamics, Life-Engagements:
A Guide for Research and Study. / Edited by A.-T. Tymieniecka. — NY: Springer, 2002. — 740 pages. — ISBN 1-4020-0066-9