Феноменология Гуссерля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 19:34, реферат

Описание

Гуссерль выдвигает цель построения универсальной науки (универсальной философии, универсальной онтологии), относящейся к «всеобъемлющему единству сущего», которая имела бы абсолютно строгое обоснование и служила обоснованием всем прочим наукам, познанию вообще.[4]. Такой наукой должна стать феноменология.
Феноменология исследует и приводит в систему априорное в сознании; сводя априорное к «последним… сущностным необходимостям», она тем самым задаёт основные понятия наукам[5]. Задача феноменологии — «в познании полной системы образований сознания, конституирующих» (имманентно) объективный мир[6].

Работа состоит из  1 файл

Без имени 1.doc

— 101.50 Кб (Скачать документ)

  • История феноменологии

Основателем направления был Эдмунд Гуссерль, к непосредственным предшественникам можно отнести Франца Брентано и Карла Штумпфа. Исходный пункт феноменологического движения — книга Гуссерля «Логические исследования», ядром которой выступает понятие интенциональности.

Главные моменты  в развитии феноменологии: возникновение  её многообразных интерпретаций  и противостояние её основных вариантов, учений Гуссерля и Хайдеггера (отношение которого к феноменологии называют противоречивым[2]); появление феноменологической психологии и психиатрии (Ф. Базалья[3]:680, Л. Бинсвангер[3]:680, Д. Г. Купер[3]:680,Р. Д. Лэйнг[3]:680, Е. Минковский, Ю. С. Савенко, Э. Страус, В. фон Гебсаттель, Г. Элленбергер, К. Ясперс[3]:680), этики (Шелер), эстетики (Ингарден, Дюфренн), права (Райнах) исоциологии (феноменологическая социология А. Щюца, социальный конструктивизм), философии религии, онтологии (Ж.-П. Сартр, отчасти Н. Гартман), философии математики и естествознания, истории и метафизики (Ландгребе), теории коммуникаций (Вилем Флуссер), герменевтики (Шпет); влияние на экзистенциализм, персонализм, герменевтику и другие философские течения; широкое распространение в Европе, Америке, Японии и некоторых других странах Азии. Крупнейшие центры феноменологии — Архивы Гуссерля в Лувене(Бельгия) и Кёльне (Германия), Международный институт перспективных феноменологических исследований и образования (США), издающий ежегодник «Analecta Husserliana» и журнал «Phenomenology Inquiry».

  • [править]Феноменология Гуссерля


  • [править]Задачи феноменологии

  • Гуссерль выдвигает  цель построения универсальной науки (универсальной философии, универсальной  онтологии), относящейся к «всеобъемлющему единству сущего», которая имела бы абсолютно строгое обоснование и служила обоснованием всем прочим наукам, познанию вообще.[4]. Такой наукой должна стать феноменология.

    Феноменология исследует  и приводит в систему априорное  в сознании; сводя априорное к  «последним… сущностным необходимостям», она тем самым задаёт основные понятия наукам[5]. Задача феноменологии — «в познании полной системы образований сознания, конституирующих» (имманентно) объективный мир[6].

  • [править]Метод феноменологии

  • Методами осуществления  феноменологического исследования являются непосредственное созерцание (очевидность) и феноменологические редукции.

    Непосредственное созерцание, как метод феноменологии, означает, что последняя является дескриптивной наукой, и её материалом служат исключительно данные непосредственной интуиции.

    Феноменологические редукции делятся на три вида. Во-первых, чистая феноменология отвлекается от естественной установки, то есть наивной погружённости во внешний мир, и сосредоточивает внимание на самом акте (переживании) сознания, в котором мир нам даётся (феноменолого-психологическая редукция). Во-вторых, феноменология берёт эти переживания сознания не как конкретные факты, а как идеальные сущности (эйдетическая редукция). В-третьих, феноменология не останавливается на редукции к переживаниям сознания, и далее уже не только внешний мир, но и сферу душевного, сознание — как поток переживаний конкретного эмпирического субъекта — редуцирует к чистому сознанию(трансцендентальная редукция).

    Итак, феноменология, отвлекаясь от существующего, рассматривает сущности — возможное, априорное в сознании. «Старинное учение онтологии — познание „возможностей“ должно предшествовать познанию действительности — это, на мой взгляд, великая истина, — если только она понята верно и верно поставлена на службу делу»[7]. Кроме того, это дескриптивная наука, ограниченная непосредственной интуицией (очевидностью), то есть её метод — прямое интуитивное созерцание сущностей (идеация)[8]. Более того, это дескриптивная наука о сущности трансцендентально чистых переживаний[9]. Таким образом, феноменология — дескриптивная наука о сущностях трансцендентально чистых переживаний в пределах непосредственной интуиции. «…Поле феноменологии — это анализ раскрываемого в непосредственной интуиции априори, фиксаций непосредственно усмотримых сущностей и взаимосвязей таковых и их дескриптивное познание в системном союзе всех слоев в трансцендентально чистом сознании»[10].

  • [править]Осуществление феноменологического исследования

  • Первым методическим принципом, критерием действительности чего-либо является очевидность[11]. Необходимо установить первые очевидности, которые лягут в основу достоверного знания[12]. Эти очевидности должны быть аподиктичными: очевидное сейчас может стать сомнительным позднее, оказаться видимостью, иллюзией; «аподиктическая же очевидность обладает той замечательной особенностью, что она не только вообще удостоверяет бытие очевидных в ней вещей или связанных с ними обстоятельств, но одновременно посредством критической рефлексии раскрывается как простая немыслимость их небытия»[13].

    В существовании мира можно  усомниться — это не аподиктическая очевидность. Проведение трансцендентально-феноменологической редукции (эпохе́), делая мир лишь опытом, феноменом, обнаруживает, что ему «в качестве самого по себе более первичного бытия предшествует бытие чистого ego и его cogitationes» (то есть чистого сознания и его переживаний, взятых как сущности). Это и есть искомая аподиктическая очевидность.[14]. После этого нужно установить дальнейшие абсолютные очевидности — «универсальную аподиктическую структуру опыта Я [трансцендентального опыта] (например, имманентную временную форму потока переживаний)»[15]. Таким образом, трансцендентальная феноменология — это наука о трансцендентальном ego и о том, «что заключено в нём самом» (о трансцендентальном опыте): самоистолкование трансцендентального ego, показывающее, как оно конституирует в себе трансцендентное; исследование всех возможных типов сущего (данных нам как содержания сознания)[16]. Это трансцендентальная теория познания (в отличие от традиционной, где основной проблемой является проблема трансцендентного, бессмысленная в феноменологии) — трансцендентальный идеализм[17].

  • [править]Примечания


  • ↑ Показывать компактно

    1. ↑ Философия: Энциклопедический словарь. Под ред. А.А. Ивина. — М.: Гардарики, 2004. — 1072 с. ISBN 5-8297-0050-6.
    2. ↑ «Феноменология» — статья из Новой Философской энциклопедии на сайте ИФ РАН.
    3. ↑ 1 2 3 4 5 Tymieniecka A.-T. Phenomenology world-wide: foundations, expanding dynamisms, life-engagements: a guide for research and study. — Springer, 2002. — P. 680. — 740 p. — ISBN 1402000669
    4. ↑ Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб.: Наука, 2001. § 3, с. 50, 65, 156, 285, 287—290.
    5. ↑ Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб.: Наука, 2001. § 64, с. 88, 128, 260—261.
    6. ↑ Гуссерль Э. Идеи I. § 152.
    7. ↑ Гуссерль Э. Идеи I. § 79.
    8. ↑ Гуссерль Э. Философия как строгая наука // Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск: Сагуна, 1994. С. 151—152; Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Т. 1. М.: ДИК, 1999. С. 50, 130, 140, 140—141.
    9. ↑ Гуссерль Э. Идеи I. § 75.
    10. ↑ Гуссерль Э. Идеи I. § 134.
    11. ↑ Гуссерль Э. Картезианские размышления. — СПб.: Наука, 2001. § 4—5, с. 69—70, § 24, 26.
    12. ↑ Гуссерль Э. Картезианские размышления. — СПб.: Наука, 2001. С. 67—68.
    13. ↑ Гуссерль Э. Картезианские размышления. § 6.
    14. ↑ Гуссерль Э. Картезианские размышления. — СПб.: Наука, 2001. § 7—9, с. 100.
    15. ↑ Гуссерль Э. Картезианские размышления. § 12.
    16. ↑ Гуссерль Э. Картезианские размышления. — СПб.: Наука, 2001. § 13, с. 88, 178, 282.
    17. ↑ Гуссерль Э. Картезианские размышления. § 40—41.

  • [править]Литература


  • [править]Классики феноменологии

    • Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Т. 1. [1] М.: ДИК, 1999.
    • Гуссерль Э. Картезианские размышления / Пер. с нем. Д. В. Скляднева. СПб.: Наука, 2001.
    • Гуссерль Э. Логические исследования. Т. 2. — М.: ДИК, 2001. [2]
    • Хайдеггер М. Бытие и время / М. Хайдеггер; Пер. с нем. В. В. Бибихина. — Харьков: «Фолио», 2003. — 503, [9] с. — (Philosophy) — ISBN 966-03-1594-5. [3]
    • Шпет Г. Явление и смысл (Феноменология как основная наука и её проблемы). М.: Гермес, 1914. 219 с.
    • Ингарден Р. Введение в феноменологию Эдмунда Гуссерля / Пер. А. Денежкина, В. Куренного. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999.
    • Мерло-Понти М. Феноменология восприятия (1945) / Пер. с фр. под ред. И. С. Вдовиной, С. Л. Фокина. — СПб.: Ювента; Наука, 1999.

  • [править]Литература о феноменологии

    • Handbook of Phenomenological Aesthetics. Edited by Hans Rainer Sepp and Lester Embree. (Series: Contributions To Phenomenology, Vol. 59) Springer, Dordrecht / Heidelberg / London / New York 2010. ISBN 978-90-481-2470-1
    • Герберт Шпигельберг. Феноменологическое движение. М., 2003.
    • Tymieniecka A.-T. Phenomenology World-Wide: Foundations, Expending Dynamics, Life-Engagements: A Guide for Research and Study. / Edited by A.-T. Tymieniecka. — NY: Springer, 2002. — 740 pages. — ISBN 1-4020-0066-9


    Информация о работе Феноменология Гуссерля