Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 19:03, реферат
Первоначальное образование Фейербах получил в местной гимназии. В 1823г. он поступил в Гельдельбергский университет, где изучал теологию. В следующем году, разочаровавшись в теологии, он переехал в Берлин, где два года слушал в университете лекции Гегеля. Однако Фейербаха уже в этот период не удовлетворял абстрактный характер гегелевской философии. Он начинает заниматься изучением естественных наук.
Краткие биографические сведения о философе…………….3-6
Основные положения философской концепции:
а) понимание бытия……………………………………………….7-8
б) гносеологическая позиция…………………………………….8-10
в) социальная философия………………………………………..10-11
г) понимание сущности человека……………………………….12-14
3. Оценка концепции рассматриваемого философского учения..15-16
Список источников…………
ФИЛОСОФ
Л. ФЕЙЕРБАХ
План:
а) понимание бытия……………………………………………….7-8
б) гносеологическая позиция…………………………………….8-10
в) социальная
философия………………………………………..10-
г) понимание сущности человека……………………………….12-14
3. Оценка концепции рассматриваемого философского учения..15-16
Список
источников…………………………………………………
1.КРАТКИЕ
БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О
Фейербах Людвиг Андреас (1804-1872)- немецкий философ.
Родился
28 июля 1804 года в городе Ландсгуте,
в Баварии, в передовой и
антифеодально настроенной
семье известного и очень
Первоначальное образование Фейербах получил в местной гимназии. В 1823г. он поступил в Гельдельбергский университет, где изучал теологию. В следующем году, разочаровавшись в теологии, он переехал в Берлин, где два года слушал в университете лекции Гегеля. Однако Фейербаха уже в этот период не удовлетворял абстрактный характер гегелевской философии. Он начинает заниматься изучением естественных наук.
С
1828г. Фейербах в качестве приват-доцента
Эрлангенского университета начинает
читать курс лекций по истории
философии, логике и
В
1830г. анонимно выходит
«Мысли о смерти и бессмертии» завершили карьеру Фейербаха на поприще официальной академической философии. За издание этой работы, содержавшей отрицание идеи бессмертия души, Фейербах был лишен права преподавания и жил на средства от небольшой фарфоровой фабрики, которая принадлежала его жене. Сосредоточившись на научной деятельности, жил уединенно, не принимая участия в политических дебатах и общественной жизни того времени. Все его попытки получить кафедру в каком-либо из германских университетов встретили отпор со стороны казенных жрецов науки. Однако Фейербах не прекращал своих философских занятий. В 1833г. он опубликовал книгу « История новой философии от Бэкона до Спинозы», затем большие монографии « О Лейбнице» (1837г.), « о Пьере Бейле» (1838г.)
Историко-философские
труды доставили Фейербаху
некоторую известность. По
В
серии юмористических философских
афоризмов «Писатель и
Убедившись
в полной невозможности
Природа
становится объектом его
Началом нового материалистического периода в творчестве Фейербаха следует считать 1839г. Именно в этом году он окончательно порывает с гегелевской философией и становится материалистом. В произведении « К критике философии Гегеля» (1839г.) Фейербах впервые целиком и навсегда переходит на позиции материализма. Знаменитая книга Фейербаха « Сущность христианства» (1841г.) была уже настоящим триумфом материалистической философии.
После
« Сущности христианства» Фейербах
выпускает в свет целый ряд
других произведений: « « Основные
положения философии
Под
старость Фейербах жил в
большой нужде. Фарфоровую
Умер Фейербах 13 сентября 1872г. и похоронен в Нюренберге. Депутат рейхстага от социал-демократической партии Антон Меммингер возложил на могилу философа лавровый венок от имени социалистов- республиканцев земного шара, от имени Международной ассоциации рабочих, от имени социал-демократической партии Германии, от имени его друзей Вайяна, К.Маркса, Иоганна Якоби, Бебеля и Либкнехта и произнес надгробную речь. Обращаясь к тысячам рабочих, принимавших участие в похоронах Фейербаха, оратор сказал: « Это вы, рабочие, оспаривали друг у друга честь понести к могиле своего передового борца и товарища по страданиям. И это вы навсегда сохраните в памяти имя Людвига Фейербаха и передадите его своим детям и внукам…»
2.ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ:
а) Понимание бытия
Одной
из крупнейших
Фейербах
строит свою философию на базе
противопоставления философии и
религии как фирм
Источник
религии, как отмечал Фейербах,
лежит в страхе и бессилии
человека перед природой, что
и порождает в его сознании
фантастические религиозные образы.
В результате Бог как
Критика религии необходимым образом подвела его к критике идеалистического мировоззрения в целом. Именно здесь появляется тезис о возможности « перевертывания» идеалистической философии и постановки ее на материалистическую почву, который позже применяет Маркс.
Мышление вторично по отношению к бытию, утверждает Фейербах, и исходит из этого. Таким образом, вся концепция философа даже по форме выступает как последовательное противопоставление материалистических тезисов гегелевской системе, или их «переворачивание». Вопрос о бытии в его системе не просто очередная постановка философской проблемы. Он имеет практическое значение « для человека как определенного вида бытия», следовательно, «философия не должна находиться в противоречии с действительным бытием, а напротив, должна осмысливать именно это жизненно важное бытие».5
Фейербах
считал, что новая философия
Фейербах считал, что « и объективно, и субъективно любовь служит критерием бытия - критерием истинности и действительности. Где нет любви, там нет истинности».7
б) Гноселогическая позиция
В
гносеологическом плане
Взгляд
Фейербаха отличался от
механицизма, для него природа
- не механизм, а организм. В
центре философии, по Фейербаху,
должен быть человек как
Фейербаховская концепция познания строится на материалистически обоснованном положении об единстве субъекта и объекта, человека и природы, человека и человека. Философ подчеркивает: « Познавательным принципом, субъектом новой философии является не Я, не абсолютный, т.е. абстрактный дух, - словом, не разум, взятый в абстрактном смысле, но действительное и цельное человеческое существо».9
Познает человек, субъект познания о нем, а не разум, как таковой, безымянный разум. Человек является мерой разума. Ложное истолкование разума может привести, как это случилось у Канта, к признанию границ разума в качестве его абсолютного ограничения. Фейербах настаивал на признании природы в качестве базиса духа и начала всякого познания, непосредственно чувственную его основу усматривает в единстве человека и природы, субъекта и объекта. Это единство человека-субъекта и природы-объекта раскрывается в конечном счете как их вещественное единство.
Философ придает большое значение тому факту, что человек не был продуктом какого-то отдельного естественного процесса, например, химического, а обязан своим происхождением и существованием взаимодействию всей природы в целом.
Таким
образом, со своей телесной
стороны человек
Поскольку тело человека - важнейший компонент человеческой сущности, эта сущность, по Фейербаху, едина с бытием. Фейербах утверждает, что в силу своего природного происхождения человек является нуждающимся существом, он постоянно нуждается в том, чтобы восполнять за счет природы те «элементы», которые вошли в состав его тела.
Но раз с качественной стороны природа полностью представлена в человеке, объектом его желания, стремления, является весь мир. «Человеческое существо не есть больше особое, субъектное существо,- пишет философ,- но существо универсальное, так как предметом познавательного стремления человека является вселенная, а ведь только существо космополитическое может сделать космос своим предметом. Подобное радуется подобному. Правда, звезды не являются предметом непосредственного чувственного созерцания, но самую суть мы знаем,- то, что они подчинены тем же законам, что и мы».