Философ Л. Фейербах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 19:03, реферат

Описание

Первоначальное образование Фейербах получил в местной гимназии. В 1823г. он поступил в Гельдельбергский университет, где изучал теологию. В следующем году, разочаровавшись в теологии, он переехал в Берлин, где два года слушал в университете лекции Гегеля. Однако Фейербаха уже в этот период не удовлетворял абстрактный характер гегелевской философии. Он начинает заниматься изучением естественных наук.

Содержание

Краткие биографические сведения о философе…………….3-6
Основные положения философской концепции:
а) понимание бытия……………………………………………….7-8
б) гносеологическая позиция…………………………………….8-10
в) социальная философия………………………………………..10-11
г) понимание сущности человека……………………………….12-14
3. Оценка концепции рассматриваемого философского учения..15-16
Список источников…………

Работа состоит из  1 файл

ФИЛОСОФ Л.doc

— 76.00 Кб (Скачать документ)

ФИЛОСОФ Л. ФЕЙЕРБАХ 

План:

  1. Краткие биографические сведения  о философе…………….3-6
  2. Основные положения философской концепции:

    а) понимание  бытия……………………………………………….7-8

    б) гносеологическая позиция…………………………………….8-10

    в) социальная философия………………………………………..10-11

    г) понимание  сущности человека……………………………….12-14

    3. Оценка  концепции  рассматриваемого  философского учения..15-16

    Список  источников…………………………………………………17

 

1.КРАТКИЕ  БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О ФИЛОСОФЕ

Фейербах  Людвиг  Андреас (1804-1872)- немецкий  философ.

  Родился  28 июля 1804 года в городе Ландсгуте,  в Баварии, в передовой  и  антифеодально  настроенной   семье известного и очень образованного   по тому времени  криминалиста.

    Первоначальное образование   Фейербах получил  в местной  гимназии. В 1823г. он поступил в Гельдельбергский университет, где изучал  теологию. В следующем году, разочаровавшись в теологии, он переехал в Берлин, где два года слушал в университете  лекции  Гегеля. Однако Фейербаха уже в этот период  не удовлетворял  абстрактный характер гегелевской  философии. Он начинает  заниматься  изучением  естественных  наук.

  С  1828г. Фейербах  в качестве  приват-доцента   Эрлангенского университета  начинает  читать  курс лекций  по истории  философии, логике и метафизике. Хотя  и в этих  лекциях  Фейербах  продолжает  оставаться  последователем Гегеля, но в то же время он пытается  изложить  логику  «не как Гегель, не в смысле  абсолютной, высочайшей, последней  философии».1

  В  1830г. анонимно выходит сочинение   Фейербаха « Мысли о смерти  и бессмертии». Однако вскоре  стало  известно, кто является  автором  этого  смелого  для того времени произведения. Оно тот час же было конфисковано, и началась травля его автора. Основное содержание  этой работы шло  вразрез  с  догматикой  ортодоксального христианства. Философ отрицал  личное бессмертие. Жизнь отдельного  человека, доказывал он, временна, преходяща: человек смертен. Вера  в  загробную жизнь таит  в себе  большой вред, так как она снижает  в глазах человека   ценность его реальной жизни. Необходимо, «чтобы человечество единодушно, всем сердцем сосредоточилось на самом  себе, на своем мире и на  своем настоящем».2

  «Мысли  о смерти и бессмертии»   завершили  карьеру  Фейербаха  на поприще  официальной   академической  философии.  За  издание этой работы, содержавшей отрицание идеи бессмертия души, Фейербах  был лишен права преподавания и жил на средства   от небольшой фарфоровой  фабрики, которая принадлежала его жене.  Сосредоточившись на научной деятельности, жил уединенно, не принимая   участия  в политических дебатах и общественной жизни того времени. Все его попытки  получить кафедру  в каком-либо  из германских  университетов   встретили отпор со стороны  казенных  жрецов науки. Однако Фейербах не прекращал  своих  философских занятий. В 1833г. он опубликовал книгу « История новой философии от Бэкона до Спинозы», затем большие монографии « О Лейбнице» (1837г.), « о Пьере Бейле» (1838г.)

  Историко-философские  труды доставили  Фейербаху   некоторую известность. По предложению  журнала правогегельянцев  он  пишет  рецензии на « Историю философии» Гегеля и « Философию  права» Шталя. В своем отзыве  на последнее  сочинение Фейербах  резко критикует  точку зрения  автора, выводившего  все правовые  учреждения  из принципов  христианской религии.

  В  серии юмористических  философских   афоризмов  «Писатель и человек» (1834г.) Фейербах  снова возвращается  к проблеме  смерти и бессмертия. Отрицая  индивидуальное  бессмертие, философ  отстаивает  идею  морального бессмертия. Человек  достигает его  тем, что творит непреходящее  дело; писатель  приобретает бессмертие благодаря  влиянию своих   сочинений.

  Убедившись  в полной невозможности  проявить  себя  на официальном  академическом  поприще, Фейербах  в 1837г.  переселился   в небольшую  деревню  Брукберг, в Тюрингии. Здесь, вдали от культурных центров Германии, он жил  почти безвыездно 25 лет. Длительное уединение  Фейербаха явилось  одной из  причин  его отставания  от уровня     науки того времени.

 

  Природа  становится объектом его  размышления:  он учится  читать и понимать  ее. Из деревенской глуши Фейербах  стремится  принять  деятельное участие  в духовной  жизни страны и очень скоро он становится  активным  сотрудником  органа  младогегельянцев. В их журнале  он печатает  ряд своих  произведений и через него  приобретает  большое влияние  нас радикальные  круги немецкого общества. Цезура всеми средствами  препятствовала  появлению  работ  Фейербаха. Запрещены были « О философии и христианстве» ( 1839г.)и « Предварительные  тезисы  к реформе философии» (1842г.) Последнее произведение было  опубликовано  за границей.

  Началом  нового  материалистического периода   в творчестве  Фейербаха  следует  считать 1839г. Именно  в этом  году  он окончательно  порывает  с гегелевской  философией  и становится материалистом. В произведении « К критике  философии Гегеля» (1839г.) Фейербах впервые   целиком  и навсегда  переходит  на позиции  материализма. Знаменитая книга  Фейербаха « Сущность  христианства» (1841г.) была уже настоящим триумфом  материалистической  философии.

  После  « Сущности  христианства» Фейербах  выпускает в свет  целый ряд   других произведений: « « Основные  положения  философии  будущего»  (1843г.), « Сущность  религии» ( 1845г.) и др. В этих сочинениях он  дает  строгое изложение  и  обоснование  своих материалистических  взглядов. Но труды Фейербаха, вышедшие  после революции 1848г.,  уже не оказывали такого глубокого воздействия на читателей, как его первые  материалистические  сочинения. Так, например, вышедшая в 1857г. « теогония» не оставила  почти никакого следа.

  Под  старость  Фейербах  жил  в  большой нужде. Фарфоровую фабрику   в Брукберге, принадлежавшую  его жене Берте Лев, пришлось  закрыть. Потеряв состояние, Фейербах  с семьей переселился  в  Рахенберг, недалеко  от  Нюрнберга.  В это время он усиленно  занимался социалистической литературой, изучал  « Капитал»  К.Маркса и в 1 1870г.  вступил в ряды  немецкой  социал-демократической партии.

 Умер  Фейербах 13 сентября 1872г. и похоронен   в Нюренберге. Депутат  рейхстага   от социал-демократической  партии Антон  Меммингер возложил  на могилу  философа лавровый   венок от имени  социалистов- республиканцев  земного шара, от имени  Международной  ассоциации  рабочих, от имени  социал-демократической  партии Германии, от имени  его  друзей  Вайяна, К.Маркса, Иоганна Якоби, Бебеля и Либкнехта и произнес  надгробную речь. Обращаясь  к тысячам  рабочих, принимавших  участие в похоронах  Фейербаха, оратор сказал: « Это вы, рабочие, оспаривали друг у друга  честь понести к могиле  своего  передового  борца и товарища  по  страданиям. И это вы  навсегда  сохраните  в памяти  имя  Людвига  Фейербаха  и передадите  его своим  детям  и внукам…»

  
2.ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ:

    а) Понимание  бытия

  Одной  из крупнейших материалистических концепций является  концепция Людвига Фейербаха.

  Фейербах  строит свою философию на базе  противопоставления  философии и  религии как фирм мировоззрения,  которые, как сам он считал, несовместимы и противостоят  друг другу. В связи с этим  он пытается   в материалистическом духе переосмыслить  сущность  христианства  как одной  из форм религии. В результате христианский Бог трактуется    им не как  особого  рода существо или божественная сущность, а как образ, отражающий  в сознании людей  их собственную, человеческую сущность. Он пишет, что «божественная сущность - не что иное, как человеческая сущность, очищенная, освобожденная  от индивидуальных границ, т.е. от действительного, телесного человека, объективированная, т.е. рассматриваемая  и почитаемая, в качестве  посторонней, отдельной сущности».3

  Источник  религии, как отмечал Фейербах, лежит в страхе  и бессилии  человека перед  природой, что  и порождает  в его  сознании  фантастические  религиозные образы. В результате Бог  как творение  человеческого  духа превращается  в сознании людей в творца, от которого зависит   человек. Все это придает  религии античеловеческий характер, так как  она, с его точки зрения, «парализует    стремление человека к лучшей   жизни в реальном   мире и к преобразованию  этого мира, подменяет  его покорным  и терпеливым ожиданием  грядущего  сверхъестественного  воздания».4 В результате Фейербах  создает концепцию, фактически отрицающую Бога, но выступающую    как некий вариант религии.

  Критика  религии необходимым  образом  подвела его  к критике  идеалистического мировоззрения в целом. Именно здесь  появляется  тезис о  возможности « перевертывания»  идеалистической философии и постановки ее на  материалистическую почву, который позже  применяет Маркс.

  Мышление  вторично  по отношению  к бытию, утверждает Фейербах, и исходит  из этого. Таким образом, вся концепция  философа  даже по форме  выступает как последовательное  противопоставление  материалистических тезисов гегелевской  системе, или их «переворачивание». Вопрос  о бытии в его системе не просто очередная постановка философской проблемы.  Он имеет практическое  значение « для человека как определенного вида бытия», следовательно, «философия не должна находиться  в противоречии с действительным  бытием, а напротив, должна осмысливать  именно  это жизненно  важное бытие».5

  Фейербах  считал, что новая философия рассматривает  бытие  с точки зрения  ощущаемого  объекта, «каково оно для нас»: «Бытие есть  тайна созерцания, ощущения, любви».6

  Фейербах  считал, что « и объективно, и субъективно любовь служит критерием  бытия - критерием истинности и действительности. Где нет любви, там нет истинности».7

б) Гноселогическая  позиция

  В  гносеологическом плане  концепция  реализуется   как материалистический  сенсуализм. Материализм  Фейербаха  носит  антропологический характер. В чем он состоит?

  Взгляд  Фейербаха  отличался  от  механицизма, для  него  природа  -  не механизм, а организм. В  центре  философии, по Фейербаху,  должен быть человек как природное,  «родовое    существо». « Новая  философия,- писал он в произведении  « Основные положения  философии будущего»,- как философия   человеческая, по существу  есть также  философия  для человека…»8

  Фейербаховская  концепция  познания  строится  на   материалистически обоснованном положении об единстве  субъекта  и объекта, человека  и природы, человека и человека. Философ  подчеркивает: «  Познавательным принципом, субъектом новой философии  является не Я, не  абсолютный, т.е. абстрактный дух, - словом, не разум, взятый  в абстрактном смысле, но  действительное  и цельное   человеческое  существо».9

  Познает  человек, субъект  познания   о нем, а  не разум, как  таковой, безымянный  разум. Человек  является  мерой  разума. Ложное  истолкование  разума может   привести, как это случилось  у Канта, к   признанию границ  разума  в качестве  его  абсолютного ограничения. Фейербах  настаивал на признании природы  в качестве  базиса  духа  и начала  всякого   познания, непосредственно   чувственную его  основу  усматривает  в единстве  человека и природы, субъекта  и объекта. Это  единство человека-субъекта и природы-объекта  раскрывается  в конечном  счете  как  их вещественное единство.

  Философ   придает  большое значение  тому факту, что человек   не был продуктом  какого-то  отдельного естественного процесса, например, химического, а обязан  своим  происхождением и существованием  взаимодействию  всей природы в целом.

  Таким  образом, со своей  телесной  стороны  человек  представляется  философу единым  с бытием, ибо   он есть  продукт  этого бытия, порождение  природы  и состоит  из тех  факторов, которые  образуют  условия  его возникновения  и существования.

  Поскольку   тело человека - важнейший компонент   человеческой сущности, эта сущность, по Фейербаху, едина с бытием. Фейербах утверждает, что в силу  своего  природного происхождения  человек  является  нуждающимся  существом, он постоянно  нуждается  в том, чтобы  восполнять  за счет природы  те «элементы», которые вошли  в состав  его тела.

 

 Но  раз   с качественной стороны  природа  полностью  представлена  в человеке, объектом его желания, стремления, является весь мир. «Человеческое существо  не есть больше  особое, субъектное существо,- пишет философ,- но существо универсальное, так как предметом  познавательного стремления  человека  является  вселенная, а ведь только  существо  космополитическое  может сделать  космос своим  предметом. Подобное  радуется   подобному. Правда, звезды  не являются предметом  непосредственного чувственного созерцания, но самую суть  мы знаем,- то, что  они подчинены  тем же  законам, что и мы».

Информация о работе Философ Л. Фейербах