Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 09:32, реферат
Центр тяжести при этом падает на факт возвышения знания до степени науки: не довольствуясь накоплением практических сведений и наполненных фантазией умозрений, касающихся религиозных потребностей, греки ищут знания ради него самого. Из слияния с остальными деятельностями культуры знание, как искусство, выделилось в самостоятельную функцию. Таким образом, история античной философии есть, прежде всего, рассмотрение происхождения западной науки вообще.
Введение
1. Жизнь Аристотеля
2. Форма, материя, движение и причины. Учение о возможном и действительном бытии
3. Учение Аристотеля о предмете физики и о природе
4. Биология Аристотеля
5. Этика Аристотеля: учение о добродетелях
6. Социально – политические взгляды
Заключение
Список литературы
Такова программа-минимум «Политики» Аристотеля. Программа-максимум распространяется Аристотелем лишь на правителей: для умения властвовать необходима не только добродетель гражданина, но и добродетель человека, ибо власть имущий должен быть нравственно совершенным.
Аристотель определяет государство
как «форму общежития граждан, пользующихся
известным политическим устройством»
(III, 1), политическое же устройство –
как «порядок, который лежит в
основании распределения
Аристотель различает в политическом устройстве три части: законодательную, административную и судебную. Говоря о составе государства, Аристотель подчеркивает его многочастность и не подобие частей друг другу, естественное различие составляющих его людей – «из людей одинаковых государство образоваться не может» (II, 1), а также различие семей в государстве.
Основа государства –
гражданин. Государство состоит
именно из граждан. Отмечая, что каждое
политическое устройство имеет своё
понятие о гражданине, сам Аристотель
определяет гражданина как того, кто
участвует в суде и в управлении,
называя это «абсолютным
Государство, будучи формой общежития граждан, - не единственная его форма. Другие формы – семья и селение. Они предшествуют государству, которое по отношению к ним выступает как их цель. Государство – энтелехия семьи и селения, энтелехия человека как гражданина. Аристотель определяет человека как по своей природе политическое животное.
Больше Аристотель ничего не может сказать о стимулах создания государства, для него государство существует естественно. Это означает, что философ не может найти специфические законы общественного развития, он даже не подозревает об их существовании.
Первый результат проявления
политической сущности человека –
образование семьи. Семья в изображении
Аристотеля непременно имеет три
двойные части и
Аристотель рассматривает рабство как необходимое и вечное явление. С самого рождения одни существа предназначены к подчинению, другие – к властвованию. «Природа устроила так, что и физическая организация свободных людей отлична от физической организации рабов; у последних тело мощное, пригодное для выполнения необходимых физических трудов, свободные же люди держатся прямо и неспособны для выполнения подобного рода работ; зато они пригодны для политической жизни». У раба на первом месте тело, у свободного – душа, а душа – начало властвующее.
Аристотель неправильно
считает, что несколько семей
со временем образуют селение. На самом
деле, как известно, индивидуальные
семьи выделяются из первобытной
общины и из групповых семей. У
Аристотеля же селение – разросшаяся
семья, интересы которой уже превосходят
обыденные нужды. Из нескольких селений
как их энтелехия возникает
Такова патриархальная теория
происхождения государства
Однако патриархальная монархия – не единственная форма политического устройства. Таких форм много.
Аристотель прежде всего разделяет государства на правильные и неправильные. В первых правительство заботится об общем благополучии, во вторых – лишь о собственном благополучии. Существуют три вида правильных государств: монархия, аристократия и полития (республика) и три вида неправильных государств: тирания, олигархия и демократия. Кроме того, существует множество переходных форм.
Хотя монархия – древнейшая,
«первая и самая божественная»
форма политического
Среди неправильных форм государства прежде всего выделяется тирания. «Тираническая власть не согласна с природой человека». К ней Аристотель относится резко отрицательно. Вторая неправильная форма – олигархия. Это власть немногих, но не достойных (как при аристократии), а богатых. Далее следует демократия. Существуют два варианта этой формы государства: демократия, которая основана на законе, и демократия, при которой власть находится в руках толпы, а не закона; фактически же власть находится в руках народных льстецов-демагогов.
Говоря о наилучшем политическом устройстве, Аристотель различает абсолютно наилучшую и реально возможную формы. Но идеальное государство Платона Аристотель не относит к этим формам. Против этой доктрины Платона Аристотель выдвинул три главных соображения:
1) Платон переступил пределы допустимого единства, так что его единство даже перестаёт быть государством, ибо единство государства – единство во множестве, а не единство как таковое, при этом «единство менее сжатое предпочтительнее единства более сжатого» (II, 1);
2) у Платона благо целого не предполагает блага частей, ведь он даже у своих стражей отнимает счастье, но «если воины лишены счастья, то кто же будет счастлив?» (II, 2). Уж конечно не ремесленники и не рабы.
3) в отличие от Платона, который был коммунистом в той мере, в какой видел в частной собственности главный источник социальных зол и хотел её устранения, Аристотель – апологет частной собственности. Он провозглашает, что «одна мысль о собственности доставляет несказанное удовольствие» (II, 1), что отмена её ничего не даст, так как «общее дело все сваливают друг на друга» (II, 1). Итак, делает вывод Аристотель, «все мысли Платона хотя чрезвычайно изысканы, остроумны, оригинальны и глубоки, но при всём том трудно сказать, чтобы были верны» (II, 3).
Однако собственные идеалы
Аристотеля весьма не определённы. В
наилучшем государстве граждане
счастливы, их жизнь совершенная
и вполне себе довлеющая, а так
как умеренное и среднее –
наилучшее, то там граждане владеют
умеренной собственностью. Такое
среднее сословие и устанавливает
наилучшую форму правления. Казалось
бы, что Аристотель – демократ, что
он сторонник средних слоёв
Аристотель прямо заявляет, что «государство, пользующееся наилучшим политическим устройством, не даст, конечно, ремесленнику прав гражданина» (III, 3), что, с другой стороны, «граждане такого (наилучшего) государства не должны быть земледельцами» (ведь у ремесленников и земледельцев нет философского досуга для развития в себе добродетели).
Выход из создавшегося противоречия
Аристотель находит в экспансии
греков. Грек не должен быть ни ремесленником,
ни земледельцем, ни торговцем, но эти
занятия в государстве
По программе Аристотеля, в наилучшем государстве все граждане- греки превращаются в рабовладельцев, а все народы мира – в их рабов. Греки должны стать властелинами мира.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, Аристотель прожил славную и многотрудную жизнь. Задачей его философии было ничто иное, как самосознание эллинской культуры. Он был величайшим учеником Платона и знаменитым учителем Александра Македонского.
Однажды некоего иезуитского профессора XVIII века пригласили посмотреть в телескоп и убедиться, что на Солнце есть пятна, он ответил астроному Кирхеру: «Бесполезно, сын мой. Я два раза читал Аристотеля от начала до конца, и я не обнаружил у него никакого намека на пятна на Солнце. А, следовательно, таких пятен нет».
Существовала легенда, что Аристотель, будучи не в состоянии решить проблему сильных приливов и отливов в проливе Еврип, отделяющем остров Евбею от Беотии, бросился в него.
«Искать истину – и легко и трудно, ибо очевидно, что никто не может ни целиком ее постигнуть, ни полностью ее заменить, но каждый добавляет понемногу к нашему познанию природы, и из совокупности всех этих фактов складывается величественная картина». Эти слова Аристотеля выгравированы на здании Национальной академии наук в Вашингтоне.
Цицерон так говорил об Аристотеле: «Аристотель, безусловно, первый среди философов, кроме Платона».
В то время жили и трудились многие философы: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Парменид, Платон, Пифагор, но Аристотель, ученик Платона в этом списке занимает одно из ведущих мест.
Греческая философия вырастает
на почве замкнутой в себе национальной
культуры, она есть чистый продукт
греческого духа. Она начинается с
обособления потребности к
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Асмус В. Ф. Античная философия. – М., 1998г.
2. История философии: Учебник для вузов / В. Ильин. – СПБ.: Питер, 2003г.
3. Рассел Б. История
западной философии. –
4. Философия: Учебник
для студентов технических
5. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991г.
6. Чанышев А.Н. Философия древнего мира: Учебник для вузов. – М., 2001г.
7. Чанышев А.Н. История философии Древнего мира: Учебник для вузов. – М.: Академический Проект: 2005г.