Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:47, контрольная работа
Крупнейшим христианским мыслителем периода патристики и наиболее выдающимся из "отцов церкви" был Аврелий Августин (354-430). Вся философия Августина сосредоточилась на боге как едином, совершенном, абсолютном бытии, мир же имеет значение как божье творение и отблеск. Без бога ничего нельзя ни совершить, ни познать. Во всей природе ничего не может произойти без участия сверхъестественных сил. Мировоззрение Августина очень четко противостояло натурализму.
Августин, выступая против концепции
Пелагия о необремененности человека
первородным грехом, развивает учение
о предопределенности. Согласно этому
учению, Адам как первый человек
родился свободным и
Дуалистическое понимание бога и мира выступает прежде всего как противоположность между вечным и неизменным духовным бытием бога и постоянной изменчивостью и гибелью единичных вещей и явлений. Исследование этой противоположности вело Авустина к проблематике времени. В рамках общего теологического решения этого вопроса отдельные ответы интересны и с философской точки зрения.
Августин отвергает взгляды
тех античных философов, которые
время ставили в зависимость
от движения небесных тел: ведь и они
созданы богом. Согласно его пониманию,
время является мерой движения и
изменений, присущих всем "сотворенным"
конкретным вещам. Перед сотворением
мира время не существовало, но оно
проявляется как следствие
Августин попытался объяснить такие основные категории времени, как настоящее, прошлое, будущее. Ни прошлое, ни будущее не имеют действительной ориентации, она присуща лишь настоящему, посредством которого нечто может мыслиться как прошлое или будущее. Прошлое связано с человеческой памятью, будущее заключено в надежде.
Приведение как будущего, так
и прошлого к настоящему доказывает
божественную, совершенную абсолютность.
В боге раз и навсегда соединены
настоящее с прошлым и будущим.
Августиново понимание
Социально-политическая доктрина Августина основана на идее неравенства, которую он отстаивает как вечный и неизменный принцип общественной жизни. Неравенство является стороной иерархической структуры общественного организма, созданного богом. Земная иерархия - отражение иерархии небесной, "монархом" которой является бог. Пытаясь предотвратить обращение народных масс к еретическим учениям, Августин ссылается и на христианскую идею равенства всех людей перед богом - все люди происходят от одного праотца.
Августин обращается и к общественно-историческому
процессу. Некоторые историки даже
говорили о нем как об одном
из первых "философов истории".
Стимулом его интереса к этой проблематике
было разграбление "вечного города"
в 410 г. готскими войсками, возглавляемыми
королем Аларихом. Это событие
интерпретировалось многими современниками
по-разному. Одни объясняли его как
месть старых римских богов римлянам
за то, что они перешли в
В философии истории он выступает
против как языческих религиозных
представлений, так и нерелигиозных
этических и философских
О философии истории у Августина можно говорить лишь условно. Он занимается "судьбами всего" человечества, руководствуясь, однако, христианскими мифологическими представлениями, опирающимися на библейские материалы. Человечество происходит от одной пары прародителей и руководится богом. Понятие истории у Августина является провиденциалистским (провидения - - провидение).
Августин выдвигает мысль о
единстве человеческой божественной истории,
которые текут в
В своем изложении плана божьего предопределения Августин дает периодизацию истории земных градов-обществ. Она основана на аналогии с шестью днями творения, шестью развивающимися сферами человеческой жизни и шестью эпохами, которые приведены в Ветхом завете. Это по своей сути эсхатологическая концепция; идея прогресса, которая в ней содержится, - религиозно-теологическая.
Церковь в истории занимает особое положение: она является обществом Христа, объединяет, согласно воле божьей, избранных, и вне ее нельзя обрести спасение. Церковь является зримым представителем царства божьего на земле. Светский град и его государство также установлены богом, но они не имеют привилегированного положения, как церковь, которая занимает высшее положение, и государство должно ей служить. Только при таких условиях возможно возникновение гармоничного общественного организма. Понимание общества у Августина является теократическим.
Августин заложил основы новой
христианской философии. Он отбросил классический
подход греков, основанный на объективизме
и интеллектуализме, его подход был
интроспективным, воле он приписывал первенство
над разумом. Греки склонялись к
финализму и натурализму, Августин
представлял бога как бесконечность,
а мир - как продукт сверхъестественной
силы и творение милости. Интроспективная
позиция переходит в
В творчестве Августина много противоречий и натяжек. Так, с одной стороны, он полагал, что истина доступна лишь индивидам, а с другой - считал ее привилегией церкви. С одной стороны, истина имеет непосредственный характер, а с другой - она сверхъестественный дар. Безразлично Августин отнесся и к рационализму, но тем не менее конечная цель, устремленность понимались им как связанное с разумом божественное созерцание. Он утверждал, что тело не является злом, ибо происходит от бога, но в телесных желаниях видел источник зла. Августин отверг манихейский дуализм добра и зла, и именно дуализм был последним словом его истории философии. Различные стремления иерархического христианства, библейские и церковные мысли, религиозный и церковный дух, рационализм и мистицизм, верность порядку и любви - все переплеталось в его творчестве. Августин имел много последователей.
Список используемой литературы