Философия Бердяева Н.А

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 19:40, реферат

Описание

Представление свободы как “осознанной необходимости”, на мой взгляд, ведет к тому, что человек уподобляется физическим предметам, подчиняющимся только неумолимым законам природы. Только понимание свободы как потенциальной способности человека к свободному выбору альтернативы, как возможности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения дает личности возможность обретения духовной свободы, обретения человеком самого себя. Например, Н.А. Бердяев пишет: “Идея свободы для меня первичнее идеи совершенства, потому что нельзя принять принудительного, насильственного совершенства”

Содержание

Введение…………………………………………………………………..2 стр.
Раздел 1. Становление философских взглядов Н.А. Бердяева……….4 стр.
Раздел 2. Персонализм Бердяева. Центральное место проблемы свободы человеческой личности в его философии……………………………….7 стр.
Раздел 3. Идея Богочеловека в концепции свободы личности………..14 стр.
Раздел 4. Творчество как реализация свободы, путь к гармонизации
бытия………………………………………………………………………16 стр.
Заключение………………………………………………………………...21 стр.
Литература………………………………………………………………...23 стр.

Работа состоит из  1 файл

Философия Бердяева Н.А..docx

— 58.49 Кб (Скачать документ)

В произведениях писателя можно проследить связь между  исключительным отношением Бердяева к  творчеству и его достаточно пессимистическим отношением к действительности. Он пишет: “Творческий акт для меня всегда был трансцендированием, выходом за границу имманентной действительности, прорывом свободы через необходимость”. “Творческий акт есть наступление конца этого мира, начало иного мира.” Автор предупреждает, что может возникнуть иллюзия, что “результаты творческого акта могут быть совершенными в этом мире, могут нас оставлять и не притягивать к иному миру”. Бердяев пишет, что совершенные продукты творчества ”всегда говорят о мире ином, чем эта мировая действительность, и упреждают преображение мира”. Очевидно особое отношение писателя к творчеству. “Творчество, - пишет он, - было для меня погружением в особый, иной мир, мир, свободный от тяжести, от власти ненавистной обыденности. Творческий акт происходит вне времени. Во времени лишь продукты творчества, лишь объективация. Продукты творчества не могут удовлетворять творца. Но пережитый творческий подъем, экстаз, преодолевающий различение субъекта и объекта, переходит в вечность”. “Творчество для меня не столько оформление в конечном, в творческом продукте, сколько раскрытие бесконечного, полет в бесконечность.” Бердяев понимает под творчеством “потрясение и подъем всего человеческого существа, направленного к иной, высшей жизни, к новому бытию”. Именно в творческом опыте “раскрывается, что “я”, субъект, первичнее и выше, чем “не-я”, объект”.

“Творчество не всегда бывает истинным и подлинным, оно может  быть ложным и иллюзорным. Человеку свойственно и лжетворчество. Человек может давать ответ не на призывы Бога, а на призыв сатаны”. “Подлинное же творчество человека должно в героическом усилии прорвать порабощающее царство объективации... и выйти на свободу, к преображенному миру, миру экзистенцциальной субъективности и духовности, то есть подлинности, к царству человечности, которая может быть лишь царством Богочеловечности”.

Можно сделать вывод, что, с одной стороны, творчество - это  высшее проявление свободы, создающей  из “ничто” подлинное и ценностное, с другой - процесс деобъективации затвердевшего в формах бытия, природы и истории. “Творчество всегда есть освобождение и преодоление. В нем есть переживание силы. ...Ужас, боль, расслабленность, гибель должны быть побеждены творчеством. по существу есть выход, исход, победа.” Творчество - это откровение “я” Богу и миру, в нем оправдание человека, как бы ответный шаг на его пути к трансцендентному.

 

 

Заключение

 

Благодаря гуманизму своей  философской позиции и таким  отличительным ее чертам, как “восстание против любых форм тоталитаризма, неустанная защита свободы, отстаивание первичности  духовных ценностей, антропоцентрический  подход к проблемам, персонализм, искания  смысла жизни и истории” (Ф. Коплстон) Бердяев сумел возвыситься до подлинной самобытности, открыть перед русской духовностью новые “горизонты мысли”.

Понятие “личность” понимается Бердяевым как неповторимая, уникальная субъективность. Через присущую ей свободу и возможность свободного творчества она направлена на созидание  нового мира. История человечества предстает в виде процесса развития личностного начала человека, а сам  он достигает наивысшего блаженства в единении с Богом в своем  творческом акте, направленном на достижение высших божественных ценностей: истины, красоты и блага, на достижение нового бытия, нового, подлинного мира, царства  Духа.

Приверженность “философии органического духа” позволила  Бердяеву решить поставленные им проблемы “реальности, свободы, личности”. Дух  присутствует в человеке как бесконечная  свобода и неограниченное творчество, человек является “Божьей идеей”. Каждый человек, по мнению Бердяева , должен отгадать “Божью идею о себе”, самореализоваться и “помогать Богу в осуществлении замысла Божьего в мире”. Философ считает, что Бог действует в царстве свободы, а не в царстве необходимости, именно в духе, а не в детерминированной природе.

Бердяев всегда отстаивал  нередуцируемость свободы к необходимости, ее неприкосновенность перед лицом экспансии детерминизма. Возможно именно поэтому, относимый в исторической хронологии к первой половине XX века, Н.А. Бердяев остается во многом нашим современником, призывающим при решении всех философских проблем ставить в центр человека и его творчество.

 

 

Литература

 

  1. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: “Правда”, 1989.
  2. Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии). М.: “Книга”, 1991.
  3. Бердяев Н.А. Русская идея. "Вопросы философии", 1990, № 1-2.
  4. Бердяев Н.А. Смысл истории. М.: “Мысль”, 1990.
  5. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 12-ти томах. М.: “Правда”, 1982.
  6. Лосский Н.О. История русской философии. М.: “Высш. школа”, 1991.
  7. Русская философия. Словарь. Под ред. Маслина М.А. М.: “Республика”, 1995.
  8. Современная философия: словарь и хрестоматия. Под ред. Кохановского В.П. Ростов-на-Дону: “Феникс”, 1996.
  9. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. С.-П.: Издательство С.-Петербургского университета, 1995.
  10. Шрейдер Ю.А. Свобода как творческая ориентация в мире. "Вопросы философии", 1994, № 1.

Размещено на Allbest.ru

 


Информация о работе Философия Бердяева Н.А