Философия Бердяева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 07:34, реферат

Описание

Значительную роль и влияние в развитии мировой философии на рубеже XIX – XX веков оказали работы выдающегося русского философа Николая Александровича Бердяева (1874-1948), которые внесли огромное значение для нравственного и духовного развития русской философии.

Николай Александрович Бердяев – необыкновенно оригинальный мыслитель и писатель.

Содержание

Факультет: Гуманитарный 1
Содержание 2
Введение 3
1. Идея личности 4
Заключение 15
Список использованной литературы 17

Работа состоит из  1 файл

Философия Бердяева.doc

— 111.00 Кб (Скачать документ)

      Бердяев отрицает такое понятие, как «эволюция  творчества». Ему чужда идея прямого, сплошного, непрерывного развития. В  мировом и историческом процессе нет необходимости закономерного  развития, программы. Возможно периоды  реакции и тьмы в той же степени как возможны и творческие прорывы, открытие «новых миров».

      Интересна проблема отношения созерцания и  творчества в понятии Бердяева. Казалось бы, эти понятия противоположны, поскольку творчество - деятельность, требующая активности духа, а созерцание есть пассивное восприятие действительности... Но Бердяев доказывает обратное. Он говорит, что созерцание красоты окружающего мира предполагает активное стремление в иной мир. «В созерцании, высшего прекрасного, гармонического, созерцающий переживает момент творческого экстаза... Но сами моменты созерцания не знают борьбы, конфликта, мучительного противления и затруднения, эти состояния преодолеваются. Этим созерцание отличается от других форм активности духа. И человек должен периодически приходить к моментам созерцания, испытывать благодатный отдых созерцания».

      Творчество  не есть переход мощи творящего в  иное состояние и тем ослабление прежнего состояния – творчество есть создание новой мощи из небывшей, до того не сущей. И всякий творческий акт по существу своему есть творчество из ничего, т.е. создание новой силы, а не изменение и перераспределение старой. Во всяком творческом акте есть абсолютная прибыль, прирост.

      Творчество  в мире возможно потому лишь, что  мир творим, т.е. творен. Мир, не сотворённый, не знавший творческого акта прибыли и прироста бытийственной мощи, не знал бы ничего о творчестве и не был бы способен к творчеству.

      В подлинном творчестве ничто не убывает, а всё лишь прибывает, подобно  тому как в Божьем творчестве мира не убывает Божественная мощь от своего перехода в мир, а прибывает мощь новая, не бывшая.

      Бердяев осознавал и с горечью отмечал, что современники его не понимают. Не понимают его мыслей, идей, которые  «были в глубоком конфликте со временем и были обращены к далёкому будущему». «Я пытался проповедовать  человечность в самую бесчеловечную  эпоху», - писал Н.А. Бердяев. И это было сутью его творчества.

Заключение

      Суть  философии Бердяева – «познание  смысла бытия через субъект», т.е. человека. Исходным пунктом его философии является превосходство свободы над бытием. В одном ряду с ней находятся такие понятия, как творчество, личность, дух, Бог. Бытие раскрывается в человеке через человека.

      Главная проблема философии Бердяева - смысл  существования человека и в связи  с ним смысл бытия в целом.

      Понятие «личность» понимается Бердяевым как  неповторимая, уникальная субъективность. Через присущую ей свободу и возможность свободного творчества она направлена на созидание нового мира. История человечества предстает в виде процесса развития личностного начала человека, а сам он достигает наивысшего блаженства в единении с Богом в своем творческом акте, направленном на достижение высших божественных ценностей: истины, красоты и блага, на достижение нового бытия, нового, подлинного мира, царства Духа.

      Свобода как одна из основных философских  категорий характеризует сущность человека и его существование. У Бердяева, идея свободы личности окрашена трагизмом и решимостью совершить «революцию духа», переживаниями одиночества и порывом к всепобеждающей соборности, чувством падшести бытия и истории и верой в преображающую и спасительную силу человеческой свободы.

      Творчество  у Бердяева не есть переход мощи творящего в иное состояние и  тем ослабление прежнего состояния  – творчество есть создание новой  мощи из небывшей, до того не сущей. И всякий творческий акт по существу своему есть творчество из ничего, т.е. создание новой силы, а не изменение и перераспределение старой. Во всяком творческом акте есть абсолютная прибыль, прирост.

      Писать  о Бердяеве сложно - этому препятствует ряд обстоятельств... Специфика творчества самого Бердяева - необычайно широкий диапазон затрагиваемых проблем, резко выраженная индивидуальность стиля, в котором соперничают друг с другом философ и публицист, мыслитель и художник. Проза Бердяева - яркая, нервная, временами почти безабзацная, с множеством повторов, с возвратом к сказанному - способна волновать и раздражать. Надо учесть также необычайную плодовитость Бердяева; по словам Н. Полторацкого, «для Бердяева писать было как физической потребностью». Это объясняет, почему оценки творчества Бердяева в историко-философских исследованиях далеко неоднозначны. Признание его заслуг перед отечественной и мировой философией сопрягается с укором по поводу того, что он был пленником разнообразных его «страстей» и «иррациональных движений».

      Бердяев постоянно находился под властью своих исканий. Самое глубокое в нем было связано с его этическими поисками, с его публицистическими темами; все его метафизическое дарование проявлялось с огромной силой. В этой сфере Бердяев по праву имел мировое значение; к его голосу прислушивались во всем мире. Наиболее значительный вклад Бердяева в диалектику русской и мировой мысли определялся его философскими построениями в сфере морали. Идеи Бердяева оказали значительное влияние на развитие французского экзистенциализма и персонализма.

 

Список использованной литературы

 
  1. Балашов Л. Е. Философия : учеб. - М. : Дашков и К, 2004. - 607 с.
  2. Бердяев Н. А. Новое религиозное сознание и общественность. - М. : Канон+, 1999. - 464с.
  3. Бердяев Н. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. Судьба России. - М. : ЗАО "СВАРОГиК", 1997. - 543с.
  4. Бердяев Н. А. Философия свободы. Истоки и смысл русского коммунизма. - М. : Сварог и К", 1997. - 415с.
  5. Евлампиев И. И. История русской философии : учеб. пособие для ВУЗов / И.И. Евлампиев. - М. : Высш. шк. , 2002. - 584 с.
  6. Евлампиев И. И. История русской метафизики в XIX - XX веках. Русская философия в поисках абсолюта. Ч. 1 . - СПб. : Алетейя, 2000. - 415с.
  7. Ермичев А. А. Три свободы Николая Бердяева : Из цикла"Страницы истории отеч. филос. мысли". - М. : Знание, 1990 . - 64с.
  8. Зеньковский В. История русской философии/В. Зеньковский . - М. : Академ. Проект : Раритет, 2001. - 880 с.
  9. Н. А. Бердяев : pro et contra : Антология / сост. А. А. Ермичев . - Спб. : Русск. христианский гуман. ин - т. - (Русский путь). - т. 1, кн. 1. - 1994. - 574 с.
  10. О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья (Н. А. Бердяев, Б. П. Вышеславцев, В. В. Зеньковский, П. А. Сорокин, Г. П. Федотов, Г. В. Флоровский). - М. : Наука, 1990. - 528с.
  11. Русские философы(конец ХIХ - начало ХХ вв) : Биографические очерки. Библиография. Тексты сочинений / Сост. А. Л. Доброхотов, С. Б. Неволин, Л. Г. Филонова . - М. : Кн. палата, 1993. - 368с.

Информация о работе Философия Бердяева