Философия бытия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 17:46, доклад

Описание

Бытие — главная философская категория, фиксирующая основу существования в философском осмыслении мира. С помощью нее определяется, что есть сущее как таковое. В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании мира и самого человека с его сознанием. Причем, признается, что отдельные вещи, процессы, явления могут возникать и исчезать, а мир в целом существует и сохраняется.

Работа состоит из  1 файл

философия бытия.docx

— 24.34 Кб (Скачать документ)

Бытие — главная философская категория, фиксирующая основу существования в философском осмыслении мира. С помощью нее определяется, что есть сущее как таковое. В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании мира и самого человека с его сознанием. Причем, признается, что отдельные вещи, процессы, явления могут возникать и исчезать, а мир в целом существует и сохраняется. 
Не следует путать понятия быт и Бытие

Древнегреческая философия о бытии

Понятия бытие и небытие в своём происхождении восходят к рассуждениям древнегреческого философа Парменида. Парменид впервые обращает внимание на такой аспект всякого сущего как бытие. Есть сущее и есть существование этого сущего, которое и называют бытием. Небытия, «ничего» (того, что не существует) нет. Таким образом, первый тезис Парменида звучит так: «Бытие есть, небытия — вовсе нет». Из этого тезиса следует, что бытие — одно, неподвижно, не имеет частей, едино, вечно, благо, не возникло, не подвержено гибели, поскольку в противном случае пришлось бы допустить существование небытия, что не допустимо. Второй тезис Парменида звучит так: «Мыслить и быть есть одно и то же». Поскольку небытия нет — это значит, что его и мыслить нельзя. Всё, что мыслимо, есть бытие.

Учение Аристотеля о бытии представлено в его «Метафизике». Он, в частности, разделил бытие на потенциальное (возможность) и актуальное (действительность). 

Затем у Платона единый мир Бытия был разделен надвое: мир идей (мир истины) и действительность (мир подобий).

Идеалистическая философия о бытии

В идеалистическойфилософии под бытием понимают подлинную и абсолютную вневременную реальность, в противовес наличному миру становления. С точки зрения идеализма, этим бытием является дух, разум, Бог. Идеализм отождествляет объект познания с чувственным восприятием, «музами», идеями (сущностями) — истолковывает бытие как нечто идеальное, зависимое от сознания, порожденное им. 
В религиозной философии истинное бытие Бог, а остальной мир — зависит от него.

В диалектическом материализме

Диалектический материализм уравнивает понятие реальности, бытия и природыМарксизм также вводит понятие общественного бытия как оппозицию общественного сознания. Диалектический материализм в целом не отрицает что сознание, мышление имеют бытие, но придерживаются мнения что бытие сознания, мышления порожденное и обозначенное через бытие материи, природы. В материалистической гносеологии бытие противопоставлено сознанию как объективная реальность, что существует в подсознании (вне сознания) и этим обозначает ее (осознание). Диалектический материализм считает объективно-реальное бытие (материю) независимым от сознания, чувств, опыта, человечества. Диалектический материализм придерживается мнения что бытие это объективная реальность, а сознание есть отображение бытия.

Принято выделять ряд различающихся и в то же время взаимосвязанных основных форм бытия:

  • Бытие вещей (тел), процессов включает бытие вещей, процессов, состояний природы; бытие природы как целого и бытие «второй природы», то есть вещей и процессов, произведенных человеком.
  • Бытие человека — как в мире вещей, так и специфически человеческое бытие.
  • Бытие духовного (идеального) разделяется на индивидуализированное духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное.
  • Бытие социального делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества. 
    В материалистической философии мир разделили обратным образом: на мир материального и на зависимый от него мир идеального (связанного с сознанием человека).

 
Экзистенциализм о  бытии

В философии экзистенциализма бытие противопоставляется сущему (наличному существованию, данному в опыте) или сущности (застывшему, вневременному существованию). Как правило, под бытием понимается личностьтрансцендентная (Бог), коллективная (общество) или индивидуальная (экзистенцияличность, сам конкретный, уникальный человек).

Фундаментальная онтология Хайдеггера

В фундаментальной онтологии М. ХАйдеггера, бытие фиксирует аспект существования сущего в отличие от его сущности. Если сущность определяется вопросом: «Что есть сущее?», то бытие вопросом: «Что значит, что сущее есть?». Поскольку бытие может пониматься как единственное (см. Парменид), постольку термин «бытие» часто используют для обозначения мира как целого. Предмет изучения онтологии. Противоположные понятия — небытие и ничто. Существенные философские проблемы — соотношение бытия и мышления, соотношение бытия и времени, соотношение бытия и небытия.

В настоящее время чаще принято представлять Бытие как целостность, как Единое, в котором всегда взаимодействуют идеальные и материальные процессы и явления. 
 

Неправильно приравнивать Бытие к понятиям реальность, действительность, существование, так как понятие Бытия отвлекается от всех конкретных различий вещей, предметов и процессов и связано с ними только одной чертой — существованием. В целом, можно выделить следующий диапазон трактовок Бытия:

- то, что существует вне сознания человека

- все, что существует во взаимосвязи

- как человеческое 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

УЧЕНИЕ  О БЫТИЕ.

Категории бытия, ее смысл и  значенияОнтология (от греческого онтос и логос) – это раздел философии, изучающий фундаментальные принципы мироздания и наиболее общие категории сущего. Бытие – это совокупность всего сущего, единство форм и способов существования, оно представляет собой особенное специфическое существование, которое характеризуется некоторым набором свойств.

Формы бытия  и соответствующие им способы  существования определяются  фундаментальной структурой мира. Выделяют1) материальное бытие (существование солнечной системы); 2) идеальное бытие (мысль о существовании солнечной системы); 3) субъективное бытие (благодаря человеку).

Материальное  бытие всегда объективно. Среди материальных форм бытия выделяют следующие уровни: 1) природные и неорганические формы;2) природные и органические формы (биологические); 3) социальные формы бытия; 4) искусственные формы бытия (техника).

Множество идеальных  разновидностей бытия распадается  на два подмножества: 1) объективное идеальное бытие (законы мышления); 2)субъективное идеальное бытие (зависит от сознания).

Последние два  десятилетия 20в появляется новая  форма бытия, благодаря техники, виртуальная реальность. ВР синтезирует в себе свойства многих других видов бытия.

Многообразные формы бытия существуют взаимосвязано  и образуют единую, предельно-общую  структуру, в которой исчезают все  различия между формами бытия, и  эта форма бытия выражается категорией мира.

Мир – мироздание – есть единая целостная совокупность всевозможных форм и уровней бытия. Он заключает в себе всю реальность без исключений.

Открытие бытия: Парменид, Эллейская школа, Платон.

Все трактовки  бытия сводятся к трем концепциям1) материалистическая – под бытием понимается объективная реальность, способная воздействовать на наши органы чувств. Существует вне и независимо от нашего сознания; 2) объективно-идеалистическая – бытие это объективно существующая идея (Гегель, Платон); 3) субъективно-идеалистическая – бытие связано с чувствами и представлениями субъекта (Беркли). 

Категории материи. Бытие предполагает не только существование, но и его причину, т.е. бытие есть единство существования и сущности. Сущностная сторона бытия выражается в понятие субстанции.

Субстанция (substanciy – сущность или то, что лежит в основе) – это философская категория, которая означает внутреннее единство разнообразных конкретных вещей, явлений, процессов, основу и сущность всего существующего.

Субстанция есть самодостаточное существование, т.е. для нее нет ничего внешнего, ничего, что могло быть причиной ее существования => она существует безусловно, только благодаря самой себе.

Количественная  интерпретация субстанции возможна в трех формах1) манизм (Спиноза); 2) дуализм (Декарт); 3) плюрализм (Демокрит, Лейбниц).

В материальном понимании субстанциальной основой  мира является материя. До 20в считалось, что существует два вида материи: вещество и поле (механистическая, электромагнитное поле - Фарадей). Падение механической модели, привело к созданию новой модели.

Начало утверждаться понимание того, что кроме вещества существует другой вид материи –  поле. А это привело к мысли  о некорректности отождествления материи  с одним из ее видов. Современные  ученые предлагают рассмотреть основу всего существующего как единство вещества и поля с одной стороны, информации с другой стороны, и энергии  с третьей.

Философское понимание  материи заключается в том, что  материя есть абстракционное понятие, которое используется для обозначения объективной реальности, т.е. всего многообразия окружающего нас мира существующего вне, до и независимо от человеческого сознания.

 

Информация о работе Философия бытия