Философия человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 11:50, реферат

Описание

Что такое человек? Вопрос, на который не так просто ответить, как это кажется на первый взгляд. Известный русский философ А.А.Богданов писал: "Для обывателя "человек" - это вовсе не загадка, не "проклятый вопрос", а просто живой факт его обывательского опыта: "человек" - это он сам и другие обыватели, и все, кто обладает достаточным сходством с ними... Для философа-метафизика "человек" - великая загадка... - это существо, одаренное разумом, "нравственною свободою", "стремлением к абсолютному" и тому подобными возвышенными свойствами...".

Содержание

1. Проблема человека в истории философии 2.Человек и общество: антропоцентризм или социоцентризм?
3. Проблема личности в философии
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Фил.Человека.doc

— 103.50 Кб (Скачать документ)

      Известный грузинский мыслитель М.К.Мамардашвили утверждал: "Личность - это форма, способ бытия, особое состояние жизни, находка ее эволюции. Я бы сказал так, что личность - это "крупная мысль природы". Самонастраиваемость ее проявлений не зависит от всезнания или от каких-либо высших ориентиров... Понимаете, ведь главная страсть человека - это быть, исполниться, состояться" (Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.,1990. С.173.).

      Личность  в социальной философии - это прежде всего  человек, наделенный социальными качествами, то есть такими качествами, которые он приобретает  при взаимодействии с обществом. Современная социальная философия ставит перед собой задачу изучения различных социальных типов личности, формирующихся в результате социальной дифференциации общества. (Напомним, что дифференциация - следствие общественного разделения труда, разделившего материальное и духовное производство, сферы руководства и подчинения и т.д.). Понятие "личность" не следует путать с понятием "индивидуальность".

      Под индивидуальностью  в философии понимают своеобразное сочетание  в человеке природного и социального. Отметим, что социальная философия не изучает природные задатки личности. Ее интересуют те объективные условия и субъективные факторы, которые оказывают воздействие на человека, и которые он формирует сам.

      Какие факторы и условия воздействуют на формирование личности? Прежде всего - это мир обыденной повседневности. В социальной философии делается попытка разобраться в этой сложнейшей проблеме - сущности повседневности, для того, чтобы понять специфику, оказывающую формирующее воздействие на личность.

      Но  что такое повседневность? В.Н.Шевченко отвечает на этот вопрос так: "Повседневность, или жизненный мир людей, включает в себя повседневную активность, обычное (или обыденное) сознание как реально существующее сознание живущих и действующих индивидов, которые ставят себе конкретные, как правило, весьма прозаические цели на ближайшие час-два, целый день, на какую-то перспективу и добиваются их практической реализации в той или иной форме в зависимости от обстоятельств" (Очерки социальной философии. М.,1994. С.159-160.).

      Обыденное, обыденно-практическое или бытовое  сознание, - это сложная система, в которую входит освоенная часть устной речи и письменного языка повседневного общения, иерархия ценностей, сформировавшиеся моральные образцы поведения, навыки межличностного общения, знание традиций и обычаев, определенные знания правовых и политических норм и т.п. И что особенно интересно: все это многообразие взглядов и представлений почерпнуто человеком не специально, а как бы само-собой, из обыденного мира повседневности. Понятно, что в такой форме мировоззрения благополучно уживаются основы научных знаний, народная мудрость, определенная наблюдательность, расчетливость, мистика, суеверия, пережитки многих прошлых веков, предвзятость и ограниченность рамками своих собственных интересов.

      Но  если человека главным образом формирует  повседневность, то не изменив ее, изменить человека невозможно. Трудно рассчитывать на то, что у родителей, не обременяющих себя знаниями норм современного этикета, в убогой обстановке неуютной квартиры, в грязном подъезде, в волнах ненормативной лексики, при засилии на телевизионном экране примитивных и отупляющих фильмов будет воспитан ребенок, воплощающий в себе все земные добродетели. Э.Сепир, знаменитый американский ученый, точно подметил: "Подлинная опасность, в изобилии засвидетельствованная повседневным опытом, заключается в подчинении безжалостным нивелирующим силам нашего культурного наследия и в воздействии заурядного ума на заурядный ум" (Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологи. М.,1993. С.485.).

      В формировании личности молодого человека значительное место занимает система образования. Сегодня образование как один из основных социальных институтов общества, активно изучается социологией, но и социальная философия также проявляет к нему интерес, который касается прежде всего философских проблем воспитания и образования. Нужно отметить, что на протяжении всей своей истории философия не обходила стороной проблемы воспитания и образования, и именно философией, внесен значительный вклад в наращивание этой области знания и деятельности.

      Образование входит в повседневную жизнь школьника и студента, становится основным видом их деятельности, поэтому оно может превратиться в центр развития личности и основной источник ее духовного формирования. Известный современный философ М.Фуко отмечает, что педагогикой мы можем назвать передачу такой истины, функцией которой является снабжение субъекта какими-либо отношениями, способностями, знаниями, которых он до этого не имели которые должен будет получить к концу педагогических отношений (Фуко М. Герменевтика субъекта // Социо - Логос. Социология. Антропология. Метафизика. М.,1991. С.311.).

      Таким образом, задача формирования личности состоит не только в передаче знаний, как полагают многие, это еще и  трансляция социального опыта, которая  осуществляется в культуре.

 

       Заключение 

      Таким образом, проследив этап за этапом, становление философской антропологии, можно сделать вывод о том, что эта отрасль научного знания всегда была в центре внимания лучших представителей мировой философии.

      Начиная с Сократа человек, его внутренний мир, его мысли и поступки были основным объектом изучения науки, в том числе и философии. Антропоцентризм эпохи Возрождения и последующих этапов развития человеческой мысли продолжили и углубили концепцию человека как объекта философского изучения.

      Современная философия исходит из понимания  ценности бытия отдельной человеческой личности и признания за ним его  прав и свобод, но, при этом, и налагает на него ответственность за свое личное бытие и существование окружающего его мира: социума, экологии и так далее.  
 

 

       Список литературы 

      
  1. Антология мировой философии: В 4-х т. Т.1. Ч.2. – М.,1969.
  2. Барулин В.С. Социально-философская антропология. Общие начала социально-философской антропологии. – М.,1994.
  3. Джемс У. Психология. – М.,1991.
  4. Древнеиндийская философия. – М.,1972.
  5. Зинченко В.П. Проблемы психологии развития (читая О.Мандельштама) // Вопросы психологии. – М., 1991.
  6. Ильенков Э.В. Что же такое личность? // Философия и культура. – М.,1991.
  7. Лосев А.Ф. История античной эстетики: Ранний эллинизм. – М.,1979.
  8. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – М.,1990.
  9. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.3. – М., 1973.
  10. Очерки социальной философии. – М.,1994.
  11. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. – М.,1993.
  12. Теория познания: В 4-х т. Т.4. Познание социальной реальности. – М.,1995.
  13. Фуко М. Герменевтика субъекта // Социо - Логос. Социология. Антропология. Метафизика. – М.,1991.
  14. Шелер М. Положение человека в космосе // Избранные произведения. – М.,1994.

Информация о работе Философия человека