Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 16:11, курсовая работа
Принцип историзма требует конкретного исторического исследования философских учений. Нельзя вырвать философскую теорию из той исторической, экономической и социальной среды, в которой она создавалась. Использование одного только логического метода не даст нам полного понимания учения, его исторической значимости.
Годы жизни Декарта - 1596 - 1650. В этот период происходил переход от средневековья к Новому времени.
Введение.
1. Декарт как представитель рационализма
2. Метод Декарта
Заключение.
Список литературы.
Философия
Декарта: принципы и методического
сомнения, дедуктивный метод и
концепция врождённых идей.
Содержание.
Введение.
1. Декарт как представитель рационализма 2. Метод Декарта Заключение. Список литературы. |
3
6 11 16 17 |
Введение
Принцип историзма требует конкретного исторического исследования философских учений. Нельзя вырвать философскую теорию из той исторической, экономической и социальной среды, в которой она создавалась. Использование одного только логического метода не даст нам полного понимания учения, его исторической значимости.
Годы жизни Декарта - 1596 - 1650. В
этот период происходил
К этому времени, по словам Энгельса, “ промышленность колоссально развилась и вызвала к жизни массу новых механических ( ткачество, часовое дело, мельницы )... и физических фактов( очки), которые давали не только огромный материал для наблюдений, но также и совершенно иные, чем раньше, средства для экспериментирования и позволили сконструировать новые инструменты “.
Во время Декарта ремесло в
“ чистом виде начало
Связь функций “ частичных работников “ - “ деталей “ потенциальной машины - отщепляется от них самих и в виде плана, , алгоритма производства противостоит им. Образ процесса, его “ картина “ задается геометрически.
Причиной коренного изменения характера предметной деятельности является принцин машинного производства, а именно, разлагать процесс производства на составные фазы и разрешать возникающие задачи посредством применения естественных наук.
Структура человеческой
“ Математизация “
Важнейшая задача, вставшая на этом пути - это задача математизация физики.
Вот в чем суть этого запроса, который постоянно ощущается Декартом. Занимаясь этой задачей, Декарт приходит к созданию собственного метода познания окружающего мира. К 1625 году он уже обладал основными положениями последнего.
Пропущенные сквозь угольное ушко сомнения, они свелись к небольшому числу простейших правил, посредством которых из основных положений может быть выведено все богатство подвергшегося анализу материала.
Но сначала Декарт проверяет
сами правила в процессе
Вместе с конкретным научным
открытием было совершено еще
одно, методологическое открытие. Обнаружилась
необходимость и возможность
постоянной ( как это формулируется
в Новое время рефлективной ) работы
над собственным умом, необходимость
и возможность постоянного обращения
мысли на мысль, постоянного развития
самой способности мыслить, открывать,
изобретать. Тот ум, который должен руководствоваться
правилами Декарта, - это уже не созерцающий
и спокойный ум античного мыслителя, это
не застывший, от бога сформированный
Ум средневековья, это ум, способный
изменяться, отстраняться от самого себя,
это ум, отвечающий и историческому,
и социальному, и техническому динамизму
Нового времени.
1. Декарт как представитель рационализма
Рационализм- (ratio - разум) как целостная система гносеологических воззрений начал складываться в 17-18 вв. в результате "торжества разума" - развития математики и естествознания, хотя его истоки можно найти еще в др.греческой философии, например еще Парменид различал знание "по истине" (полученное посредством разума) и знание "по мнению" (полученное в результате чувственногог восприятия).
Культ разума вообще характерен для эпохи 17-18 вв. - истинно только то, что укладывается в определенную логическую цепочку. Обосновывая безусловную достоверность научных принципов математики и естесвознания рационализм пытался решить вопрос: как знание, полученное в процессе познавательной деятельности, приобретает объективный, всеобщий и необходимый характер. Представители рационализма (Декарт, Спиноза, Лейбниц) утверждали, что научное знание, обладающее этими логическими свойствами, достижимо посредством разума, который выступает как его источником, так и собственно критерием истинности. Так например к основному тезису сенсуалистов "нет ничего в разуме, чего прежде не было в чувствах" рационалист Лейбниц добавляет: "Кроме самого разума".
Принижение роли чувств и ощущений восприятия в форме которого реализуется связь с миром влечет за собой отрыв от реального объекта познания. Обращение к разуму как единственному научному источнику знания привело рационалиста Декарта к заключению о существовании врожденных идей. Хотя, с точки зрения материализма, это можно назвать "генетическим кодом", передаваемым от поколения к поколению. С ним перекликается Лейбниц, предполагая наличие предрасположений (задатков) мышления.
Декарт (Renatus Cartesius Decartes) - французский философ и математик, являясь одним из основоположников "новой философии", основатель картезианства, был глубоко убежден, что на истину "... натолкнется скорее отдельный человек, чем целый народ". При этом он отталкивался от "принципа очевидности" при котором всякое знание должно было проверяться с помощью естественного "света разума". Это предполагало отказ от всех суждений принятых на веру ( например обычаи, примеры, как традиционные формы передачи знаний).
Великий
философ, предложивший свою систему
координат в математике (декартова-
прямоугольная система
Cамое
первое достоверное суждение ("основа
основ", "истина в последней
инстанции") по Декарту - Cogito - мыслящая
субстанция. Она открыта нам
Мыслящая и телесная субстанции сотворены Богом и им поддерживаются. Разум Декарт рассматривает как конечную субстанцию "...вещь несовершенную, неполную, зависящую от чего-то другого и ... стремящуюся к чему-то лучшему и большему, чем Я сам ..." Таким образом среди сотворенных вещей Декарт называет субстанциями только те, которые для своего существования нуждаются лишь в обычном содействии Бога, в отличие от тех, которые нуждаются в содействии других творений и носят названия качеств и атрибутов.
Материя по Декарту делима до бесконечности (атомов и пустоты не существует) а движение объяснял с помощью понятия вихрей. Данные предпосылки позволили Декарту отождествить природу с пространственной протяженностью, таким образом оказалось возможным изучение природы представить как процесс ее конструирования (как, например, геометрические объекты).
Наука по Декарту конструирует некоторый гипотетический мир и этот вариант мира (научный) равносилен всякому другому, если он способен объяснить явления, данные в опыте т.к. это Бог является "конструктором" всего сущего и он мог воспользоваться для осуществления своих замыслов и этим (научным) вариантом конструкции мира. Такое понимание мира Декартом как системы тонко сконструированных машин снимает различие между естественным и искусственным. (Растение такой же равноправный механизм, как и часы, сконструированные человеком с той лишь разницей, что искусность пружин часов настолько же уступает искусности механизмов растения насколько искусство Высшего Творца отличается от искусства творца конечного (человека)). Впоследствии аналогичный принцип был заложен в теорию моделирования разума - кибернетику: "Ни одна система не может создать систему сложнее себя самой."
Таким
образом, если мир - механизм, а наука
о нем - механика, то процесс познания
есть конструирование определенного
варианта машины мира из простейших начал,
которые находятся в
·Начинать с простого и очевидного.
·Путем дедукции получать более сложные высказывания.
·Действовать таким образом, чтобы не упустить ни одного звена (непрерывность цепи умозаключений) для чего нужна интуиция, которая усматривает первые начала, и дедукция, которая дает следствия из них.
Как истинный математик Декарт поставил математику основой и образцом метода, и в понятии природы оставил только определения, которые укладываются в математические определения - протяжение (величина), фигура, движение.
Важнейшими элементами метода являлись измерение и порядок.
Понятие цели Декарт изгнали из своего учения т.к. было устранено понятие души (как посредника между неделимым умом (духом) и делимым телом).
Декарт
отождествил ум и душу, называя
воображение и чувство модусами
ума. Устранение души в ее прежнем
смысле позволило Декарту
Последовательным
рационалистом Декарт оставался
даже при рассмотрении категорий этики
- аффекты и страсти он рассматривал как
следствие телесных движений, которые
(пока они не освещены светом разума) порождают
заблуждения разума (отсюда и злые поступки).
Источником заблуждения служит не разум
а свободная воля, которая заставляет
действовать человека там, где разум еще
не располагает ясным (т.е. боговым) сознанием.
2. Метод Декарта
Придя к выводу, что “ метод необходим для отыскания истины”, Декарт вплотную приступает к его разработке. “ Главный секрет метода “ состоит, по его словам, в том, что рассматривается не та или иная вещь сама по себе ( “ нужно... их не рассматривать изолированно одну от другой “ ), а ряд вещей, в котором мы непосредственно выводим какие-либо истины из других истин “. Для этого вначале надо определить, “ какие из них являются самыми простыми”, а затем остается лишь “ следить...как отстоят от них другие: дальше, ближе или одинаково “.