Философия дизайна на границе изобретения и творчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 22:48, реферат

Описание

Графический дизайн — художественно-проектная деятельность по созданию гармоничной и эффективной визуально-коммуникативной среды. Графический дизайн вносит инновационный вклад в развитие социально-экономической и культурной сферы, способствуя формированию визуального ландшафта современности.

Содержание

1. Понятие дизайна в историческом развитии 3
2. Комбинаторика 4
3. Истоки и условия зарождения 4
4. Философия дизайна: преобладающий элемент. 5
5. Список литературы 6
Приложения 7

Работа состоит из  1 файл

dOKLAD (1).docx

— 303.36 Кб (Скачать документ)

Оглавление

1. Понятие дизайна в историческом развитии 3

2. Комбинаторика 4

3. Истоки и условия зарождения 4

4. Философия дизайна: преобладающий элемент. 5

5. Список литературы 6

Приложения 7

 

 

  1. Понятие дизайна в историческом развитии

Свою историю слово  «Дизайн» берет от итальянского “disegno”- понятие, которым в эпоху Ренессанса обозначали проекты, рисунки, а также лежащие в основе работы идеи. Позднее, в XVI в. в Англии появляется понятие “disegno”, которое дошло до наших дней и переводится на русский язык как замысел, чертеж, узор, а также – проектировать и конструировать.

Полиграфический дизайн или дизайн полиграфической продукции — разновидность графического дизайна, в задачи которого входит разработка материалов под печатную продукцию. Чаще всего готовым продуктом является бумажный носитель.

Графический дизайн — художественно-проектная деятельность по созданию гармоничной и эффективной визуально-коммуникативной среды. Графический дизайн вносит инновационный вклад в развитие социально-экономической и культурной сферы, способствуя формированию визуального ландшафта современности.

Самой первой из известных  нам напечатанных книг является буддистская  священная книга. Книга напечатана на ткани с помощью распиленных  деревянных блоков в 868 г. во времена  правления династии Тан (618—906). В начале XI в. с помощью печатающих устройств создавались длинные свитки и книги, что делало их широко доступными во время династии Сун (960—1279). Но подлинное начало эры книгопечатания связано с изобретением печатного станка в середине 1440-х годов Иоганном Гутенбергом.

 

  1. Комбинаторика

 

Первые теории о соотнесении  красоты и пользы принадлежат  древнегреческим ученым Сократу, Аристиппу, Протагору, Платону, Аристотелю. Уже  тогда философы впервые задумывались о различиях между искусством и наукой по их целеполаганию. Уже тогда были и работы по комбинаторике: о соединении человека и машины «Театр автоматов» Герона Александрийского. Отдельное место в этом списке занимают трактаты Леонардо да Винчи. Далее в хронологическом порядке появляются работы Жоффруа Тори о шрифтах (1529), Готфрида Лейбница «Об искусстве комбинаторики» (1666), «Театриум Махинарум» Андрея Нартова (1720), «Трактат о природе человека» Дэвида Юма (1740), «Размышления о природе и принципах чувств» Арчибальда Алисона (1790), «О влиянии живописи на художественную промышленность» Эмиля Экмерид-Давида (1805), «Теория органопроекции» Павла Флоренского. Возникновение промышленного производства способствовало развитию критической мысли. Одним из первых критических трудов стала «Практическая эстетика» Готфрида Земпера, развившаяся в трудах Джона Рескина, Уильяма Морриса, Уолтера Крейна, обозначивших взаимоотношения искусства и ремесла. В настоящее время наиболее широко используется  ЦВЕТОВАЯ КОМБИНАТОРИКА - один из методов формообразования в графическом дизайне. Цветовая комбинаторика использует наиболее часто встречающиеся в природе цветовые комбинации, а также создает новые комбинации в соответствии с новым эстетическим освоением полихромии.

 

  1. Истоки и условия зарождения

 

Возникновение дизайна как особого  вида проектно-художественной деятельности относят к концу Х1Хв, связывая его появление с промышленной революцией. В условиях индустриального производства, внимание производителей все больше обращалось на привлекательность и разнообразие внешнего вида выпускаемых изделий, а также на потребительские качества продукции, удобство ее эксплуатации. В результате возникла необходимость в особом специалисте, способном не только создавать привлекательный внешний вид, но и хорошо разбираться в конструировании и технологии машинного производства.

Практика раннего дизайна была весьма примитивной. Функциональностью  и экономичностью производимой продукции  занимались инженеры, дизайнеры же отвечали лишь за ее эстетический вид.

 

  1. Философия дизайна: преобладающий элемент.

 

Важнейшие виды и результаты творчества - открытие и изобретение.

Основной проблемой теоретического осмысления дизайна до сих пор  остается вопрос о природе дизайнерской деятельности и о соотношении  ее с другими видами искусства. Например, дизайнер полиграфии – это специалист, который создает дизайн-макеты разнообразной печатной продукции: обложки книг, афиши, плакаты, календари, буклеты, каталоги, визитки, пакеты и многое другое. Полиграфический дизайн - это изобразительная часть слова. В зависимости от стиля исполнения обложки, книга может совершенно по-разному предстать перед читателями. 

Дизайн с самого начала своего существования  ставил пред собой задачу связать  в единое целое красоту и целесообразность, техническое и эстетическое начала, создания новых видов и типов  изделий, организации целостного предметного  мира, соответствующего уровню развития материальной и духовной культуры современного общества.

И хоть вопрос о том, к чему же все-таки принадлежит дизайн  к изобретению  или творчеству, до сих пор открыт. На наш взгляд, он непременно всегда будет балансировать на границе этих двух понятий. И именно в этом весь смысл дизайна. 

  1. Список литературы

  1. Борев Ю.Б. Эстетика: / Юрий Борев. - М.: Русь - Олимп: АСТ: Астрель,2005. - 829 
  2. Воронов Н.В. Дизайн: русская версия / Под ред. Г.В. Вершинина. М. ; Тюмень, 2003
  3. Михайлов С., Дембич Н., Захаров В., Листовская Л. и др. под ред. С.Михайлова Дизайн архитектурной среды. Краткий терминологический словарь-справочник./. Казань.: ДАС, 1994.
  4. http://arttobuild.ru/
  5. http://designcollector.ru/design
  6. http://designschool.ru/exhibitions/
  7. http://metromir.ru/voc/phylosofy.php?litter=Т&mod..
  8. http://ru.wikipedia.org
  9. http://www.trozo.ru
  10. http://www.vusnet.ru/biblio/dict.aspx#find

 

Приложения

  1. Диалог Сократа и Аристиппа

Уже в античные времена  в философских дискуссия затрагивается тема пользы и красоты создаваемого. Так, еще древнегреческий философ Сократ (469-399 гг. до н.э.) в своих "беседах-рассуждениях", дошедших до нас в воспоминаниях и пересказах философа Платона и историка Ксенофонта, поднимал сию проблему в своих "беседах", построенных в форме вопросов и ответов. Как пример особого своеобразия бесед Сократа необходимо привести спор о красоте и пользе, записанный Ксенофонтом.

Аристипп спросил его (Сократа), знает ли он что-нибудь прекрасное.

- Даже много таких вещей, - отвечал Сократ.

- Все они похожи одна на другую? - спросил Аристипп.

- Нет, некоторые так непохожи, как только возможно, - отвечал Сократ.

- Так как же непохожее может быть прекрасно? - спросил Аристипп.

- А вот как, - сказал Сократ. - На человека, прекрасного в беге, клянусь Зевсом, непохож другой, прекрасный в борьбе; щит, прекрасный для защиты, как нельзя более непохож на метательное копье, прекрасное для того, чтобы с силой быстро летать. …Равным образом, все, чем люди пользуются, считается и прекрасным и хорошим по отношению к тем же предметам, по отношению к которым оно полезно.

- Так и навозная корзина - прекрасный предмет? - спросил Аристипп.

- Да, клянусь Зевсом, - отвечал Сократ. - И золотой щит - предмет безобразный, если для своего назначения первая сделана прекрасной, а второй дурно.

- Ты хочешь сказать, что одни и те же предметы бывают и прекрасны и безобразны? - спросил Аристипп.

- Да, клянусь Зевсом, - отвечал Сократ, - равно как и хороши и дурны: …потому что все хорошо и прекрасно по отношению к тому, для чего оно хорошо приспособлено, и, наоборот, дурно и безобразно по отношению к тому, для чего оно дурно приспособлено.

  1. Мировые школы графического дизайна

 

Русский конструктивизм (1920-е  годы), американская рекламная графика (1930—1950-е годы), швейцарская школа  графики (1950—1970-е годы), польская школа плаката (1950—1970-е годы), японская школа плаката (1960—1980-е годы). К ведущим национальным школам графического дизайна относятся также английская, голландская, французская, немецкая, финская.

Всемирная организация по графическому дизайну — ICOGRADA, Международный  совет ассоциаций по графическому дизайну. Россия представлена в ICOGRADA Академией  графического дизайна, Британской высшей школой дизайна, МГХПА (Московская государственная  художественно-промышленная академия) им. С. Г. Строганова и ВАШГД (Высшая академическая школа графического дизайна).

  1. Промышленные выставки по дизайну

 

  В 1851 году в Гайд-парке Лондона состоялась Первая всемирная промышленная выставка, именуемая “великой”, в которой приняли участие 32 страны. Специально для выставки было сооружено грандиозное архитектурное сооружение из стекла и металла “Хрустальный дворец”.

По признанию современников, Хрустальный дворец – это революция  в архитектуре, которая положила начало развитию нового стиля.

После лондонской Всемирные  промышленные выставки проходили одна за другой во многих столицах мира: в  Нью-Йорке, Вене, Сиднее.

С 1855 г крупнейшим выставочным  центром становится Париж. Здесь  на Марсовом поле возводится “Дворец  промышленности” с “Галереей  машин”, грандиозные по тем временам сооружения.

В настоящее время и  в России проводится много интересных выставок, посвященных дизайну. Так, например, С 8 по 11 сентября 2011 года в  Москве, в Центральном парке культуры и отдыха им. М. Горького проводился Международный фестиваль дизайна DESIGN ACT 2011.

Кроме этого, Международная  школа дизайна регулярно проводит различные выставки и конференции, посвященные всем отраслям дизайна.

В 2011году  прошла международная полиграфическая выставка Labelexpo Europe 2011, посвященная технологиям цифровой печати, оперативной полиграфии и упаковочной продукции. Labelexpo Europe 2011 вновь оказалась наиболее насыщенной с точки зрения демонстрации возможностей оборудования цифровой печати и упаковочных технологий. В частности, на стенде демо-шоу были представлены два новых крупных функциональных раздела - цифровой печати и печати на упаковке.

Самая крупная полиграфическая  выставка «Drupa» проводится в Германии. Это важное событие в полиграфической отрасли проводится раз в четыре года и в ней принимают участия специалисты различных фирм. Полиграфическая выставка охватывает следующие разделы: материалы, типографская краска, новые технологии, оборудования для печати, производство бумаги, предпечатная подготовка и послепечатная обработка, а также производство упаковочного оборудования, упаковочные технологии и материалы. Самое новое полиграфическое оборудование представлено компаниями из более 140 стран мира: это печатные машины, бумагорезальные машины, штанцевальные автоматы и т.д.

 

 

4.Оригинальная библиотека

 

Kansas City Public Library (Публичная библиотека Канзас-Сити) — библиотека необычна тем, что здание выполнено с одной стороны в виде ряда книг, которые стоят, как будто на книжной полке. Общественности города было предложено самим выбрать список книг, которые, по их мнению, достойны быть на фасаде библиотеки и представлять туристам Канзас-Сити. Конечно, что у каждого свой вкус, но завлечь людей в библиотеку подобным интересным внешним видом вполне возможно.

5.Общественное мнение

Наша специальность непосредственно  связана с проблематикой, затронутой в докладе. Поэтому мы провели  небольшой опрос, задав своим  одногруппникам  вопрос: «что такое дизайн? Изобретение или творчество?»

Полученные данные представлены в таблице:

Кроме того, мы получили еще  такие ответы:

  • «Я бы назвала дизайн изобретением творчества или творчеством в изобретении. Ведь любой дизайнер добавляет отличительные, уникальные черты в банальные вещи, процессы, явления.» Анна Воронкина
  • «Мне кажется дизайн это искусство организации видимого таким образом, чтобы оно выглядело гармонично» Сергей Рыбаков
  • «Мне кажется, что дизайн-это изобретение, точнее сказать рационализация, чего угодно, будь то помещение, одежда, книга или еще какое издание» Тамара Старотиторова
  • «Дизайн-это любой вид творчества не обходится без технической стороны процесса, допустим рисование, в первую очередь это творчество, а лишь потом изобретение, так как мысль опережает действия.» Антон Гапоненко

 


Информация о работе Философия дизайна на границе изобретения и творчества