Философия Древнего Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 11:22, реферат

Описание

Цель: сформировать понятие о древнекитайской философии.
Задачи:
o Рассмотреть этапы развития философской мысли;
o Рассмотреть школы в китайской философии;
* Рассмотреть основные проблемы, которые были поставлены древнегреческими мыслителями;
* Сделать выводы.

Содержание

Введение
1. Особенности развития философии в Китае…………………………………………………..4
1.1. Школы в китайской философии ……………………………………………………………..6
1.2. Понятие неба……………………………………………………………………………………………..6

2. Основные проблемы, которые были поставлены древнегреческими мыслителями
2.1.Общество и человек……………………………………………………………………………………9
2.2.Природа человека…………………………………………………………………………………….10
2.3.Природа знания и логические идеи………………………………………………………….11
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

философия Древнего Китая.docx

— 40.47 Кб (Скачать документ)

4) к объяснению  смены многообразных явлений  как причиной закономерности, подчиненной  вечному движению противоречивых  и взаимосвязанных субстанционных сил.

      В IV-III вв. до. н. э. материалистические тенденции в понимании неба и природы развивали представители даосизма. Само небо в книге “Дао цэ цзин” рассматривается как составная часть природы, противоположная земле. Небо образуется из легких частиц ян-ци и изменяется согласно дао.

      “Функция неба” - это естественный процесс возникновения и развития вещей, входе которого рождается и человек. Человека Сюнь-цзы рассматривает как сочставную часть природы - небо и его органы чувств, сами чувства и душу человека называет “небесными”, то есть естественными. Человек и его душа являются результатом естественного развития природы.

      В самой резкой форме высказывается  философ против лиц, восхваляющих небо и ждущих от него милостей. Ни какого влияния на судьбу человека небо оказать  не может. Сюнь-цзы осуждал слепое поклонение небу и призывал людей  своим трудом стремится покорить природу воле человека.

      Так шло становление взглядов древнекитайских  философов о природе, происхождение  мира, причинам его изменений. Этот процесс протекал в сложной борьбе элементов естественно научных, материалистических идей с мистическими и религиозно-идеалистическими взглядами. Наивность этих идей, их крайне слабое естественнонаучное обоснование объясняется прежде всего низким уровнем производительных сил, а также неразвитостью социальных отношений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. основные проблемы, которые были представлены древнегреческими мыслителями. 

    1. общество  и человек.

      Социально-этические  проблемы были главенствующими в  философских размышлениях китайцев.

      В Китае в отличие от Древней  Греции космогонические теории выдвигались  не столько для объяснения происхождения  бесконечного многообразия природных явлений, земли, неба, сколько для объяснения первоосновы государства и власти правителя.

      Одно  из главных мест в социально-политических и этических воззрениях древнекитайских  мыслителей занимала проблема умиротворения  общества и эффективного управления государством.

      Конфуцианство, выражавшее по преимуществу интересы родовой знати, господство которой  приходило в упадок , подвергалось серьезным ударам со стороны “новых богатеев” из числа зажиточных общинников, купцов и т. д.

      Конфуций  ставил перед собой двоякую цель:

  1. упорядочить отношение родства среди самой родовой знати, упорядочить ее взаимные отношения, сплотить родовую рабовладельческую аристократию перед лицом нависшей угрозы потери ею власти и захвата ее “низшими” людьми.
  2. обосновать идеологически привилегированное положение родовой знати

      Конфуций  осудил тех, кто привлекал к власти чужих людей и отстранял своих родственников. И по его мнению это ослабляло господство наследственной аристократии.

      Мо-цзы  выступил против наследования власти по принципу родства. Впервые в истории Катая он выдвинул теорию происхождения государства и власти на основе общего договора людей, согласно которому власть вручалась “самому мудрому из людей” независимо от его происхождения. Во многом взгляды Мо-цзы на государство перекликаются с идеями Платона, Эпикура, Лукреция.

      Центральным в учении моистов является принцип  “всеобщей любовь”, которые представляют собой этическое обоснование идеи равенства людей и требования свободных низов древнекитайского общества права участия в политической жизни.

      В учении Сюнь-цзы традиционные идеи об основе управления, излагавшиеся Конфуция и Мэн-цзы, были переосмыслены в духе компромисса между древними ритуалами и единым современным централизованным законодательством.

      В конце правления Чжоуской династии появляется школа так называемых легистов (законников). Легисты главными представителями которых были Цзы-чан, Шан Ян и Хань Фэй-цзы, решительно выступали против пережитков родовых  отношений и главного их носителя - наследственной аристократии. Поэтому  легисты не менее резко, чем моисты, критиковали конфуцианство. Легисты отвергали методы управления, основанные на ритуале и родовых традициях отводя главную роль единым, обязательным для всех законам и абсолютной, ничем не ограниченной, власти правителя.

      Они указывали на две стороны законы - вознаграждение и наказание, при  помощи которых правитель подчиняет  себе подданных.

      Законодательство, продуманная система наград и  наказаний, система круговой поруки и всеобщей слежки - вто что должно было обеспечивать единство государства и прочность власти правителя. Легисты разделяли взгляды Мо-цзы о выдвижении талантливых людей независимости от ранга и родственных отношений с правителем.

      Теоретически  легисты, как и моисты, выступали  за равные возможности для возвышение в стране каждого человека.

      Значительное  место в истории древнекитайской  мысли занимаю утопические воззрения.

      Основой древнекитайских утопий об идеальном  обществе были идеи уравнительности и мира.

      В III в. до н. э. с проповедью идей эгалитаризма выступает Сюй Син, представитель так называемой школы “аграрников”.

      В утопической концепции Сюй Сина отражены представления обездоленных и угнетенных масс чжоуского общества. Их значение состояло в том, что они подрывали догматы конфуцианства о незыблемости и справедливости общественного порядка в Поднебесной.

      Мэн цзы, с точки зрения конфуцианцев, считает наилучшей системой организации труда - совместную обработку общественных полей и взаимопомощь членов общины.

            Лао цзы выступал с  идеей создания общества без эксплуатации и угнетения, но его идеалом была патриархальная община.

      Прогрессивным моментом социальных утопий и крупным  завоеванием политической мысли Древнего Китая является идея естественного происхождения государственной власти как результата общественного соглашения людей. Период, предшествующий появлению государства, всеми мыслителями, за исключением конфуцианцев, изображается в самом неприглядном свете. 

    1. . природа человека.

      В древне китайском обществе в силу устойчивости кровно родственной общины (патронимии) человек рассматривался как частица общины, рода, клана. Поэтому при рассмотрению природы человека древнекитайские мыслители брали в качестве объекта не индивида, а некую абстракцию, “человека вообще”.

      Однако  и в Китае по мере развития классовой  борьбы и роста имущественной дифференциации внутри общины шел процесс выделения человека как индивида; он постепенно становился предметом размышления философов.

      Первый  вопрос о природе человека поставил Конфуций в связи со своей концепцией воспитания и обучения.

      Сама  идея Конфуция была весьма плодотворной, ее дальнейшее развитие привело к  появлению двух противоположных  концепций - о “доброй природе” и о “злой природе”. Общей для той и другой концепции была убежденность в том, что природа человека с помощью воспитания, усовершенствования общества, законов может быть изменена. Моисты развивали идею о том, что обстоятельства жизни людей делают их добрыми или злыми, а сама по себе изначальная природа человека весьма неустойчива и может быть и доброй и недоброй.

      Впервые вопрос о человеке как индивиде поставил Ян Чжу. Этические воззрения Сводятся к положениям о раскрытии человеком тех свойств, которые заложены в нем от рождения природой. Он рассматривал жизнь и смерть как форму бытия природы.

      Отвергая  идеи Ян Чжу, конфуцианцы приводят в  систему взгляды Конфуция о воспитании и управлении. Они утверждали, что  природа человека изначально, врожденно  добра.

      Высшими критериями доброты, согласно Мэн Цзы, является конфуцианские этические  принципы.

      Древнекитайские мыслители, особенно выражавшие интересы сил, оппозиционных наследственной аристократии, в своих взглядах на человека делали упор не только на возможность переделать его природу, но подчеркивали активную преобразующую роль человеческой деятельности. Впервые этот вопрос поставил Мо-Цзы, который в способности людей к сознательной деятельности видел главное отличие человека от животных и условие изменения жизни самих людей. Впоследствии аналогичную точку зрения высказывали Сюнь Цзы и представители школы легистов: “люди одинаковы по природе и “благородный муж и простолюдин” от природы равны, но разница между ними возникает в результате накопления добрых качеств и преодоления злых”. Сюнь-Цзы обосновывал социальную роль воспитателя, с помощью которого можно “переделать изначальную природу человека”.

      Взгляды сторонников даосизма на природу  человека вытекают из их учения о первозаконе. Природа человека соответствует  дао, она пуста, непознаваема, смысл  жизни - в следовании естественности и недеянии.

      Чжуан-цзы  считал что природа человека и  окружающий мир в следствии свое бесконечной и скоротечной изменчивости непознаваема. 

    1. Природа знания и логические идеи.

      Человеческое  сознание, мышление в китайской философии  стали предметом специального исследования лишь в конце IV в. до. н. э. До этого времени по вопросу о природе мышления имелись лишь отдельные высказывания.

      Вопрос  о знании и его источники сводился в основном к изучению древних  книг заимствованию опыта предков. Древнекитайских мыслителе не интересовало понятийно-логическая основа знания.

      Конфуций  считал основным методом получения  знаний - обучения, а источником знания древнее придание и летописи.

      Конфуций  проповедовал способ восприятия знаний через призму традиционных установлений и подгонки новых знаний, нового опыта под авторитеты древности.

      Превратившись в освященную авторитетом веков  традицию и привычку, конфуцианский  образ мышления став серьезным препятствием развития науки и мысли в Китае.

      Антиподом конфуцианства была школа ранних и поздних моистов. Их взгляды  на познание были не только обобщением достижений китайских мыслей V-III в. до н. э. в области изучения мышления и процесса познания, но вершиной достижения китайской философии в области гносеологии и логики вплоть до конца XIX в. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

 
 

      Заслуга Мо-цзы и моистов в истории  китайской философии состоит  в том, что они первыми начали изучать сам процесс познания, поставили вопрос о критерии знания, об источнике знания, о путях познания человеком окружающего мира и самого себя. Они рассматривали вопросы о целях и проктическом значении знания, о критерии истенности и пытались дать ответы на них.

      Исторически сложилось так, что развитие Китая  в течение длительного периода времени шло обособленно от развития европейских стран. Знания китайцев об окружающем их мире были очень ограниченными это способствовало появлению Древнем Китае представлений о том, что Китай является центром мира, а все остальные страны находятся в вассальной зависимости от него.

      Что же касается Европы, то она по-настоящему “открыла” Китай лишь в период позднего средневековья, когда после путешествия Марка Пола в Китай стали прибывать миссионеры для обращения многомиллионной массы китайцев в христианство. Миссионеры плохо знали историю страны, ее культуру, не сумели понять ее культуру и традиции. Это привело к искажению истинного облика китайской культуры, в том числе и основной части философии.

      С легкой руки миссионеров Китай то представал как страна особых, неповторимых в своей оригинальности традиции и культуры, где люди всегда жили по иным социальным законам и нравственным нормам, чем в Европе, то как страна где якобы в первозданной чистоте сохранились утраченные на Западе истинные моральные принципы. Это привело к появлению двух диаметрально противоположных точек зрения на историю китайской культуры и философии, одна из которых сводилась к проитвопоставлению западной и китайской культуры и философии за счет принижения последних, а другая - к превращению отдельных элементов китайской культуры в том числе и философских учений (конфуцианство), в образец для подражания. 
 

Информация о работе Философия Древнего Китая