Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 11:22, реферат
Цель: сформировать понятие о древнекитайской философии.
Задачи:
o Рассмотреть этапы развития философской мысли;
o Рассмотреть школы в китайской философии;
* Рассмотреть основные проблемы, которые были поставлены древнегреческими мыслителями;
* Сделать выводы.
Введение
1. Особенности развития философии в Китае…………………………………………………..4
1.1. Школы в китайской философии ……………………………………………………………..6
1.2. Понятие неба……………………………………………………………………………………………..6
2. Основные проблемы, которые были поставлены древнегреческими мыслителями
2.1.Общество и человек……………………………………………………………………………………9
2.2.Природа человека…………………………………………………………………………………….10
2.3.Природа знания и логические идеи………………………………………………………….11
Заключение
Список использованной литературы
4) к объяснению
смены многообразных явлений
как причиной закономерности, подчиненной
вечному движению
В IV-III вв. до. н. э. материалистические тенденции в понимании неба и природы развивали представители даосизма. Само небо в книге “Дао цэ цзин” рассматривается как составная часть природы, противоположная земле. Небо образуется из легких частиц ян-ци и изменяется согласно дао.
“Функция неба” - это естественный процесс возникновения и развития вещей, входе которого рождается и человек. Человека Сюнь-цзы рассматривает как сочставную часть природы - небо и его органы чувств, сами чувства и душу человека называет “небесными”, то есть естественными. Человек и его душа являются результатом естественного развития природы.
В самой резкой форме высказывается философ против лиц, восхваляющих небо и ждущих от него милостей. Ни какого влияния на судьбу человека небо оказать не может. Сюнь-цзы осуждал слепое поклонение небу и призывал людей своим трудом стремится покорить природу воле человека.
Так
шло становление взглядов древнекитайских
философов о природе, происхождение
мира, причинам его изменений. Этот
процесс протекал в сложной борьбе
элементов естественно научных, материалистических
идей с мистическими и религиозно-идеалистическими
взглядами. Наивность этих идей, их крайне
слабое естественнонаучное обоснование
объясняется прежде всего низким уровнем
производительных сил, а также неразвитостью
социальных отношений.
2.
основные проблемы,
которые были представлены
древнегреческими мыслителями.
Социально-этические проблемы были главенствующими в философских размышлениях китайцев.
В Китае в отличие от Древней Греции космогонические теории выдвигались не столько для объяснения происхождения бесконечного многообразия природных явлений, земли, неба, сколько для объяснения первоосновы государства и власти правителя.
Одно из главных мест в социально-политических и этических воззрениях древнекитайских мыслителей занимала проблема умиротворения общества и эффективного управления государством.
Конфуцианство, выражавшее по преимуществу интересы родовой знати, господство которой приходило в упадок , подвергалось серьезным ударам со стороны “новых богатеев” из числа зажиточных общинников, купцов и т. д.
Конфуций ставил перед собой двоякую цель:
Конфуций осудил тех, кто привлекал к власти чужих людей и отстранял своих родственников. И по его мнению это ослабляло господство наследственной аристократии.
Мо-цзы выступил против наследования власти по принципу родства. Впервые в истории Катая он выдвинул теорию происхождения государства и власти на основе общего договора людей, согласно которому власть вручалась “самому мудрому из людей” независимо от его происхождения. Во многом взгляды Мо-цзы на государство перекликаются с идеями Платона, Эпикура, Лукреция.
Центральным в учении моистов является принцип “всеобщей любовь”, которые представляют собой этическое обоснование идеи равенства людей и требования свободных низов древнекитайского общества права участия в политической жизни.
В учении Сюнь-цзы традиционные идеи об основе управления, излагавшиеся Конфуция и Мэн-цзы, были переосмыслены в духе компромисса между древними ритуалами и единым современным централизованным законодательством.
В конце правления Чжоуской династии появляется школа так называемых легистов (законников). Легисты главными представителями которых были Цзы-чан, Шан Ян и Хань Фэй-цзы, решительно выступали против пережитков родовых отношений и главного их носителя - наследственной аристократии. Поэтому легисты не менее резко, чем моисты, критиковали конфуцианство. Легисты отвергали методы управления, основанные на ритуале и родовых традициях отводя главную роль единым, обязательным для всех законам и абсолютной, ничем не ограниченной, власти правителя.
Они указывали на две стороны законы - вознаграждение и наказание, при помощи которых правитель подчиняет себе подданных.
Законодательство, продуманная система наград и наказаний, система круговой поруки и всеобщей слежки - вто что должно было обеспечивать единство государства и прочность власти правителя. Легисты разделяли взгляды Мо-цзы о выдвижении талантливых людей независимости от ранга и родственных отношений с правителем.
Теоретически легисты, как и моисты, выступали за равные возможности для возвышение в стране каждого человека.
Значительное
место в истории
Основой древнекитайских утопий об идеальном обществе были идеи уравнительности и мира.
В III в. до н. э. с проповедью идей эгалитаризма выступает Сюй Син, представитель так называемой школы “аграрников”.
В утопической концепции Сюй Сина отражены представления обездоленных и угнетенных масс чжоуского общества. Их значение состояло в том, что они подрывали догматы конфуцианства о незыблемости и справедливости общественного порядка в Поднебесной.
Мэн цзы, с точки зрения конфуцианцев, считает наилучшей системой организации труда - совместную обработку общественных полей и взаимопомощь членов общины.
Лао цзы выступал с идеей создания общества без эксплуатации и угнетения, но его идеалом была патриархальная община.
Прогрессивным
моментом социальных утопий и крупным
завоеванием политической мысли Древнего
Китая является идея естественного происхождения
государственной власти как результата
общественного соглашения людей. Период,
предшествующий появлению государства,
всеми мыслителями, за исключением конфуцианцев,
изображается в самом неприглядном свете.
В древне китайском обществе в силу устойчивости кровно родственной общины (патронимии) человек рассматривался как частица общины, рода, клана. Поэтому при рассмотрению природы человека древнекитайские мыслители брали в качестве объекта не индивида, а некую абстракцию, “человека вообще”.
Однако и в Китае по мере развития классовой борьбы и роста имущественной дифференциации внутри общины шел процесс выделения человека как индивида; он постепенно становился предметом размышления философов.
Первый вопрос о природе человека поставил Конфуций в связи со своей концепцией воспитания и обучения.
Сама идея Конфуция была весьма плодотворной, ее дальнейшее развитие привело к появлению двух противоположных концепций - о “доброй природе” и о “злой природе”. Общей для той и другой концепции была убежденность в том, что природа человека с помощью воспитания, усовершенствования общества, законов может быть изменена. Моисты развивали идею о том, что обстоятельства жизни людей делают их добрыми или злыми, а сама по себе изначальная природа человека весьма неустойчива и может быть и доброй и недоброй.
Впервые вопрос о человеке как индивиде поставил Ян Чжу. Этические воззрения Сводятся к положениям о раскрытии человеком тех свойств, которые заложены в нем от рождения природой. Он рассматривал жизнь и смерть как форму бытия природы.
Отвергая идеи Ян Чжу, конфуцианцы приводят в систему взгляды Конфуция о воспитании и управлении. Они утверждали, что природа человека изначально, врожденно добра.
Высшими критериями доброты, согласно Мэн Цзы, является конфуцианские этические принципы.
Древнекитайские мыслители, особенно выражавшие интересы сил, оппозиционных наследственной аристократии, в своих взглядах на человека делали упор не только на возможность переделать его природу, но подчеркивали активную преобразующую роль человеческой деятельности. Впервые этот вопрос поставил Мо-Цзы, который в способности людей к сознательной деятельности видел главное отличие человека от животных и условие изменения жизни самих людей. Впоследствии аналогичную точку зрения высказывали Сюнь Цзы и представители школы легистов: “люди одинаковы по природе и “благородный муж и простолюдин” от природы равны, но разница между ними возникает в результате накопления добрых качеств и преодоления злых”. Сюнь-Цзы обосновывал социальную роль воспитателя, с помощью которого можно “переделать изначальную природу человека”.
Взгляды сторонников даосизма на природу человека вытекают из их учения о первозаконе. Природа человека соответствует дао, она пуста, непознаваема, смысл жизни - в следовании естественности и недеянии.
Чжуан-цзы
считал что природа человека и
окружающий мир в следствии свое
бесконечной и скоротечной
Человеческое сознание, мышление в китайской философии стали предметом специального исследования лишь в конце IV в. до. н. э. До этого времени по вопросу о природе мышления имелись лишь отдельные высказывания.
Вопрос о знании и его источники сводился в основном к изучению древних книг заимствованию опыта предков. Древнекитайских мыслителе не интересовало понятийно-логическая основа знания.
Конфуций считал основным методом получения знаний - обучения, а источником знания древнее придание и летописи.
Конфуций проповедовал способ восприятия знаний через призму традиционных установлений и подгонки новых знаний, нового опыта под авторитеты древности.
Превратившись в освященную авторитетом веков традицию и привычку, конфуцианский образ мышления став серьезным препятствием развития науки и мысли в Китае.
Антиподом
конфуцианства была школа ранних
и поздних моистов. Их взгляды
на познание были не только обобщением
достижений китайских мыслей V-III в.
до н. э. в области изучения мышления и
процесса познания, но вершиной достижения
китайской философии в области гносеологии
и логики вплоть до конца XIX в.
Заслуга Мо-цзы и моистов в истории китайской философии состоит в том, что они первыми начали изучать сам процесс познания, поставили вопрос о критерии знания, об источнике знания, о путях познания человеком окружающего мира и самого себя. Они рассматривали вопросы о целях и проктическом значении знания, о критерии истенности и пытались дать ответы на них.
Исторически сложилось так, что развитие Китая в течение длительного периода времени шло обособленно от развития европейских стран. Знания китайцев об окружающем их мире были очень ограниченными это способствовало появлению Древнем Китае представлений о том, что Китай является центром мира, а все остальные страны находятся в вассальной зависимости от него.
Что же касается Европы, то она по-настоящему “открыла” Китай лишь в период позднего средневековья, когда после путешествия Марка Пола в Китай стали прибывать миссионеры для обращения многомиллионной массы китайцев в христианство. Миссионеры плохо знали историю страны, ее культуру, не сумели понять ее культуру и традиции. Это привело к искажению истинного облика китайской культуры, в том числе и основной части философии.
С
легкой руки миссионеров Китай то
представал как страна особых, неповторимых
в своей оригинальности традиции и культуры,
где люди всегда жили по иным социальным
законам и нравственным нормам, чем в Европе,
то как страна где якобы в первозданной
чистоте сохранились утраченные на Западе
истинные моральные принципы. Это привело
к появлению двух диаметрально противоположных
точек зрения на историю китайской культуры
и философии, одна из которых сводилась
к проитвопоставлению западной и китайской
культуры и философии за счет принижения
последних, а другая - к превращению отдельных
элементов китайской культуры в том числе
и философских учений (конфуцианство),
в образец для подражания.