Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 19:30, реферат
Два основных этапа развития философской мысли в Древнем Китае: этап зарождения философских воззрений, который охватывает период VIII-VI вв. до н. э., и этапу расцвета философской мысли - этапу соперничества "100 школ", который традиционно относится к VI-III вв. до н. э.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ В
КИТАЕ.
Два основных этапа развития философской
мысли в Древнем Китае: этап зарождения
философских воззрений, который охватывает
период VIII-VI вв. до н. э., и этапу расцвета
философской мысли - этапу соперничества
"100 школ", который традиционно
относится к VI-III вв. до н. э.
Период складывания философских воззрений
древних народов, которые жили в бассейнах
рек Хуанхэ, Хуайхэ, Ханьшуй (VIII-VI вв. до.
н.э.) и заложили основы китайской цивилизации,
по времени совпадает с аналогичным процессом
в Индии и Древней Греции. На примере возникновения
философии в этих трех районах можно проследить
общность закономерностей, по которым
шло становление, развитие человеческого
общества мировой цивилизации.
Одновременно история становления и развития
философии неразрывно связана с классовой
борьбой в обществе, отражает эту борьбу.
Противостояние философских идей отражало
борьбу различных классов в обществе,
борьбу между силами прогресса и реакцией,
цеплявшиеся за все старое освящавшее
авторитетом традиции, нерушимость и вечность
своего господства. В конечном итоге столкновения
взглядов и точек зрения выливались в
борьбу двух основных направлений в философии
- материалистического и идеалистического
- с той или иной степенью осознания и глубиной
выражения этих направлений.
Специфика китайской философии непосредственно
связана с ее особой ролью в той острой
социально-политической борьбе, которая
имела место в многочисленных государствах
Древнего Китая периодов "Весны и осени"
и "Сражающихся Царств". Развитие
социальных отношений в Китае не привело
к четкому разделению сфер деятельности
внутри господствующих классов. В Китае
своеобразное разделение труда между
политиками и философами не было ярко
выражено, что обусловило прямую, непосредственную
подчиненность философии политической
практике. Вопросы управления обществом,
отношения между различными социальными
группами, между царствами - вот что преимущественно
интересовало философов Древнего Китая.
Другая особенность развития китайской
философии связанно с тем, что естественнонаучные
наблюдения китайских ученых не находили,
за небольшим исключением, более или менее
адекватного выражения в философии, так
как философы, как правило, не считали
нужным обращаться к материалам естествознания.
Пожалуй, единственным исключением в этом
роде является школа моистов и школа натурфилософов,
которые, однако, после эпохи Чжоу прекратили
свое существование.
Философия и естествознание существовали
в Китае, как бы отгородившись друг от
друга не проходимой стеной, что нанесло
им непоправимый ущерб. Тем самым китайская
философия лишила себя надежного источника
для формирования цельного и всестороннего
мировоззрения, а естествознание, призираемое
официальной идеологией, испытывая трудности
в развитии, оставалась уделом одиночек
и искателей эликсира бессмертия. Единственным
методологическим компасом китайских
естествоиспытателей оставались древнее
наивноматериалистические идеи натурфилософов
о пяти первостихиях.
Этот взгляд возник в Древнем Китае на
рубеже VI и V веков и просуществовал вплоть
до нового времени. Что касается такой
прикладной отрасли естествознания, как
китайская медицина, то она и по сей день
руководствуется этими идеями.
Таким образом оторванность китайской
философии от конкретных научных знаний
сузило ее предмет. В силу этого натурфилософские
концепции, объяснения природы, а также
проблемы сущности мышления, вопросы природы
человеческого сознания, логики не получили
в Китае большего развития.
Обособленность древнекитайской философии
от естествознания и неразработанность
вопросов логики являются одной из главных
причин того, что формирование философского
понятийного аппарата шло весьма медленно.
Для большинства китайских школ метод
логического анализа остался фактически
неизвестным.
Наконец, для китайской философии была
характерно тесная связь с мифологией.