Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 11:25, реферат
Актуальность выбранной темы подтверждается неугасаемым интересом всего человечества к философии Древнего Востока.
Философия – это любовь к мудрости. Л.Н.Толстой считал, что «нет таких положений и нет таких незначительных дел, в которых не могла бы проявиться мудрость». Мы согласны с этим утверждением и считаем важным изучение философии как в целом, так и конкретно для нашей профессиональной деятельности экономистов. Древний восток считается колыбелью философской мысли. Именно здесь на протяжении длительного времени были сформированы первые философские идеи.
1. Введение
2. Филасофия даосизма.
3. Учение Конфуция.
4. Филасофские школы моизма и легизма
5. Заключение
6. Список используемой литературы
Содержание.
1. Введение
2. Филасофия даосизма.
3. Учение Конфуция.
4. Филасофские школы моизма и легизма
5. Заключение
6. Список используемой литературы
1.Введение.
Пеpвые попытки человека осмыслить окpужающий
миp - живую и неживую пpиpоду, космическое
пpостpанство, наконец, самого себя - следует
отнести к тому пеpиоду человеческоого
существования (пpедположительно его можно
датиpовать втоpым тысячелетием до нашей
эpы), когда человек в пpоцессе эволюции,
пpежде всего умственной, начал диффеpенциpовать
пpиpоду как сpедство своего обитания, постепенно
выделяя себя из нее. Именно вследствие
того, что человек стал воспpинимать животный
и pастительный миp, космос как нечто отличное
и пpотивостоящее ему, у него началось
фоpмиpование способностей осмысливать
действительность, а затем и философствовать,
т.е. делать умозаключения, выводы и выдвигать
идеи об окpужающем его миpе.
Философская мысль человечества заpождалась
в эпоху, когда на смену pодовым отношениям
пpиходили пеpвые классовые общества и
госудаpства. Отдельные философские идеи,
обобщавшие многотысячный опыт человечества,
можно обнаpужить в литеpатуpных памятниках
Дpевнего Египта, Дpевнего Вавилона. Наиболее
дpевней является философия, возникшая
в стpанах Дpевнего Востока: в Индии, Китае,
Египте и Вавилоне.
В данной работе рассматривается зарождение
и развитие древневосточной философии
Китая.
Актуальность выбранной темы подтверждается
неугасаемым интересом всего человечества
к философии Древнего Востока.
Философия – это любовь к мудрости. Л.Н.Толстой
считал, что «нет таких положений и нет
таких незначительных дел, в которых не
могла бы проявиться мудрость». Мы согласны
с этим утверждением и считаем важным
изучение философии как в целом, так и
конкретно для нашей профессиональной деятельности
экономистов. Древний восток считается
колыбелью философской мысли. Именно здесь
на протяжении длительного времени были
сформированы первые философские идеи.
2.Философия даосизма
Даосизм возник в чжоуском
Китае практически почти одновременно
с учением Конфуция в виде самостоятельной
философской доктрины. Основателем философии
даосов считается древнекитайский философ
Лао-цзы. Старший современник Конфуция,
о котором - в отличие от Конфуция - в источниках
нет достоверных сведений ни исторического,
ни биографического характера, Лао-цзы
считается современными исследователями
фигурой легендарной. Легенды повествуют
о его чудесном рождении (мать носила его
несколько десятков лет и родила стариком
- откуда и имя его, "Старый ребенок",
хотя тот же знак цзы означал одновременно
и понятие "философ", так что имя его
можно переводить как "Старый философ")
и о его уходе из Китая. Идя на запад, Лао-цзы
любезно согласился оставить смотрителю
пограничной заставы свое сочинение Дао-дэ
цзин.
В трактате Дао-дэ цзин
(IV-III в. до н. э.) излагаются основы даосизма,
философии Лао-цзы. В центре доктрины -
учение о великом Дао, всеобщем Законе
и Абсолюте. Дао господствует везде и во
всем, всегда и безгранично. Его никто
не создал, но все происходит от него. Невидимое
и неслышимое, недоступное органам чувств,
постоянное и неисчерпаемое, безымянное
и бесформенное, оно дает начало, имя и
форму всему на свете. Даже .великое Небо
следует Дао. Познать Дао, следовать ему,
слиться с ним - в этом смысл, цель и счастье
жизни. Проявляется же Дао через свою эманацию
- через дэ, и если Дао все порождает, то
дэ все вскармливает.
Трудно отделаться от
впечатления, что концепция Дао во многом,
вплоть до второстепенных деталей, напоминает
многократно зафиксированную в упанишадах
индо-арийскую концепцию великого Брахмана,
безликого Абсолюта, эманация которого
сотворила видимый феноменальный мир
и слиться с которым (уйти от феноменального
мира) было целью древнеиндийских философов,
брахманов, отшельников и аскетов. Если
прибавить к этому, что и высшей целью
древнекитайских даосов-философов было
уйти от страстей и суетности жизни к первобытности
прошлого, к простоте и естественности,
что именно среди даосов были первые в
древнем Китае отшельники-аскеты, о чьем
подвижничестве с уважением отзывался
и сам Конфуций, то сходство покажется
еще более очевидным и загадочным. Чем
объяснить его? На этот вопрос ответить
нелегко. О прямом заимствовании говорить
трудно, ибо, для этого нет документальных
оснований, кроме разве что легерды о путешествии
Лао-цзы на запад. Но и эта легенда не объясняет,
а лишь запутывает проблему:
Лао-цзы не мог принести
в Индию философию, с которой там были
знакомы не менее чем за полтысячелетия
до его рождения. Можно лишь предположить,
что сам факт путешествий показывает,
что и в то отдаленное время они не были
невозможными и что, следовательно, не
только из Китая на запад, но и с запада
(в том числе и из Индии) в Китай могли перемещаться
люди и их идеи.
В своей конкретной практической
деятельности даосизм в Китае, однако,
мало чем напоминал практику брахманизма.
На китайской почве рационализм одолевал
любую мистику, заставляя ее уходить в
сторону, забиваться в углы, где она только
и могла сохраняться. Так случилось, и
с даосизмом. Хотя в даосском трактате
"Чжуан-цзы" (IV-III вв. до н. э.) и говорилось
о том, что жизнь и смерть - понятия относительные,
акцент явно был сделан на жизнь, на том,
как ее следует организовать. Мистические
же уклоны в этом трактате, выражавшиеся,
в частности, в упоминаниях о фантастическом
долголетии (800, 1200 лет) и даже бессмертии,
которых могут достичь праведные отшельники,
приблизившиеся к Дао, сыграли немаловажную
роль в трансформации философского даосизма
в даосизм религиозный.
3.Учение Конфуция
Возрождение философии началось
с книги перемен. Вселенная троична: небо
+ человек + земля.
Под человеком понимается император. Земля
– квадрат, в центре которого находится
Китай.
Энергия вселенной – цы. В которой выделяют
2 начала, инь и ян.
Конфуций прокомментировал книгу перемен,
его трактат «десять крыльев». Основная
направленность – в прошлое, внимание
уделяется практическим проблемам – управление
государством. Характеристика благородного
мужчины, который должен обладать человеколюбием,
соблюдать этикет (нормы поведения). Знание
сопоставляется с знанием древних текстов.
Ценится верность, каждый должен знать
свое место.
Конфуций уделял большое внимание проблемам
этики и политики.
Основными категориями конфуцианства
являются понятия благородного мужа, человеколюбия
и правил ритуала.
Управлять государством, согласно Конфуцию,
призваны благородные мужи во главе с
государем - «сыном неба». Благородный
муж - это образец нравственного совершенства,
человек, который всем своим поведением
утверждает нормы морали.
Именно по этим критериям Конфуций предлагал
выдвигать людей на государственную службу.
Главная задача благородных мужей - воспитать
в себе и распространить повсеместно человеколюбие.
Человеколюбие включало в себя: попечение
родителей о детях, сыновнюю почтительность
к старшим в семье, а также справедливые
отношения между теми, кто не связан родственными
узами. Перенесенные в сферу политики,
эти принципы должны были послужить фундаментом
всей системы управления.
Воспитание подданных - важнейшее государственное
дело, и осуществлять его надо силой личного
примера. «Управлять - значит поступать
правильно».
В свою очередь, народ обязан проявлять
сыновнюю почтительность к правителям,
беспрекословно им повиноваться. Прообразом
организации государственной власти для
Конфуция служило управление в семейных
кланах и родовых общинах (патронимиях).
Конфуций был решительным противником
управления на основе законов. Он осуждал
правителей, делавших ставку на устрашающие
правовые запреты, и выступал за сохранение
традиционных религиозно-моральных методов
воздействия на поведение китайцев. «Если
руководить народом посредством законов
и поддерживать порядок при помощи наказаний,
народ будет стремиться уклоняться от
наказаний и не будет испытывать стыда.
Если же руководить народом посредством
добродетели и поддерживать порядок при
помощи ритуала, народ будет знать стыд,
и он исправится».
Главную роль в истории политической и
этической мысли, несомненно, сыграло
учение Конфуция, его основные мировоззренческие
взгляды описаны его учениками в книге
«Лунь юй». Много веков эта книга являлась
самым влиятельным инструментом, воздействующим
на менталитет китайского народа.
Конфуций проповедовал патриархальную
концепцию государственной власти, государство
представлено в нём как большая семья,
император – отец, а все отношения основаны
на зависимости младших от старших. Проще
говоря, Конфуций ратовал за аристократическую
концепцию правления, в то время как простой
народ к управлению государством не допускался.
Надо отдать должное великому мыслителю,
Конфуций не призывал к насилию, а убеждал
правящий класс упражняться в добродетели
и смирении.
По его мнению, основная добродетель подданных
состоит в смирении и подчинении правительству.
Конфуций отрицательно относился к внешним
завоеваниям страны, междоусобным войнам
и подчинению своей власти других народностей.
Вместе с тем, философия Древнего Китая
не отвергает значение законодательства,
однако, по всей видимости, уделяет ей
лишь вспомогательную роль.
Конфуцианство, сразу же после своего
возникновения, занимает влиятельные
позиции в политическом и этическом учении
Древнего Китая, провозглашается официальной
идеологией и остаётся на правах государственной
религии. Философия Древнего Китая не
представляет Конфуцианство как цельное
учение, некоторые его элементы являются
продуктами деспотичного централизованного
Китайского государства.
3. Философские школы моизма и легизма
Конфуцианство и даосизм – самые
влиятельные философские школы
Древнего Китая, но не единственные. Так,
в V в. до н.э. достаточно популярным стало
учение, разработанное Мо-цзы и получившее
название «моизм». Главные проблемы
моизма концентрируются вокруг вопросов
порядка в «поднебесной империи», гуманного
и мудрого правления и взаимоотношений
между людьми, основанных на любви и взаимопомощи.
Моисты осуждали войны, стремясь распространить
идеалы гуманизма и взаимной любви и на
межгосударственные отношения. Современники
ценили моизм наравне с конфуцианством
и называли обе школы «знаменитыми учениями».
Просуществовал моизм почти два века.
Другим достаточно популярным учением
Древнего Китая был легизм (лат. lex – закон) или школа законников. Легизм возник и развивался в напряженной
борьбе с ранним конфуцианством, вместе
с которым стремился к созданию мощного,
хорошо управляемого государства, расходясь
только в методах его построения. Если
конфуцианство на первый план выдвигало
нравственные качества людей (правителя,
чиновников), то легизм исходил из идеи
равенства всех перед законом (кроме правителя
– творца законов). Легисты предлагали
ввести государственное регулирование
экономических процессов в стране, проводить
систематическое обновление государственного
аппарата, установить личную ответственность
чиновников и, одновременно, ввести цензорский
надзор за их деятельностью и т.п. Начиная
с III в. до н.э. происходит процесс слияния
легизма с конфуцианством, в связи с чем
легизм перестал существовать как самостоятельное
учение.
4. Заключение.
Древневосточная философия представляет
собой большую культурную ценность для
всего человечества. Её идеи были интегрированы
в духовную среду Запада. Известные литераторы
Европы и России неоднократно обращались
к ней исключительно в положительном смысле.
Можно утверждать, что философская культура
Древнего Востока не замкнулась в себе
и проложила дорогу на Запад.
Философская, общественно-политическая
мысль Китая издавна привлекает внимание
обществоведов. Особый интерес к этому
предмету объясняется той исключительной
ролью в развитии китайской цивилизации
в целом, которую играет эта философия.
Она – своеобразный ключ к пониманию специфики
и системы ценностей китайской цивилизации. Поэтому практически
ни одни китаевед будь то историк, археолог,
экономист, географ, не обходил и не может обойти стороной китайскую философию.
Древнекитайскую философию отличает следующее.
Выйдя из глубин мифологически-религиозного
мировоззрения, она сохранила его общие
структуры и стабильный круг проблем и
понятий. Философские размышления носили
отчетливо выраженный практический характер,
они были сориентированы на решение морально-этических
и социально-политических проблем.
Есть, однако, у Древневосточной философии
и другая сторона. Как и каждая далёкая
от нас философия прошлого, она несёт неразгаданные
идеи, значение которых раскрывается порой
неожиданно в связи с гораздо более поздними
находками человеческой мысли, открытиями
в науке, поисками смысла бытия.
Китайская философия отражает историю
развития воззрений китайского народа
на природу, общество, на взаимоотношения
человека с природой и с обществом. Особое
внимание в мировоззренческих подходах
китайцев занимает проблема отношений
человека и неба.
Китайский народ создал свою оригинальную
систему взглядов на природу и человеческое
общество, на историю развития культуры.
В размышлениях китайских мудрецов с древности
до наших дней неизменно важное место
занимают рассуждения о природе человека,
о сущности знания и методах его достижения,
о взаимоотношении человеческого знания
и действия, о влиянии познания и действия
на его нравственный облик.
5. Список используемой литературы.
1. Антонов
Е.А. История философии.
2. Лукьянов
А.Е. Становление философии на Востоке.
3. Фэн Ю-лань. Краткая
история китайской философии.
4. Алексеев
П.В., Панин А.В. Философия.