Философия древнего Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 20:34, доклад

Описание

Древняя китайская философия весьма специфична. Определяется это прежде всего ее подчиненностью политической и моральной практике, т. е. редукцией к так называемой практической философии. Вопросы этики, ритуала, управления страной, построения идеального общества, упорядочения отношений между "верхами" и "низами" и т. п. были в ней доминирующими. Совпадение с политикой было не только проблемным, но и, скажем так, должностным. Многие философы представляли влиятельные общественные силы и служили министрами, сановниками, послами.

Работа состоит из  1 файл

Философия Древнего Востока.doc

— 71.00 Кб (Скачать документ)

Кем же является философ  в представлении людей? По мнению Платона, в каждом человеке сочетаются разные противоположные основы. Первая основа низменная, доставшаяся от животного мира. Под ее воздействием человек стремится к реализации своих физиологических потребностей и к получению телесного удовольствия. Вторая основа в человеке заложена Богом, и при ее преобладании человек стремится к поиску истины, смысла своего бытия и путей самосовершенствования. Философом можно стать лишь при преобладании второй основы, позволяющей обуздывать природные страсти и находить удовольствие в духовной, а не в материальной сфере. Поэтому постижение философии несет духовную гармонию в жизни.

Формальная цель преподавания дисциплины "Философия" студентам  технических вузов заключается  в формировании у будущих специалистов (бакалавров) научного представления  об основных принципах бытия, законах  развития человечества, диалектическом познании, выработке навыков научного анализа с помощью основных философских категорий. В соответствии с действующим "Государственным образовательным стандартом" философия является обязательной учебной дисциплиной в любом техническом вузе и имеет федеральный статус. Поэтому для студентов знание основ философии является необходимым компонентом полноценного высшего образования. Но главная цель, которую намечает себе преподаватель, - приучить вас мыслить самостоятельно и одновременно эффективно, отвергать готовые мировоззренческие и оценочные шаблоны, предлагаемые массовой культурой и формализированной системой общего образования, помочь вам сформироваться как целостной высокоразвитой и самодостаточной личности, но не мелким и беспомощным винтиком в колоссальной бездушной "машинерии" современной цивилизации, нацеленной на "штамповку" усредненного и унифицированного человеческого материала для производственных процессов.

Философское знание помогает не только стать специалистом в широком  смысле слова, но и ориентироваться  в сложных процессах жизни, вырабатывать собственное отношение к вечным вопросам человеческого бытия, осознать ценности собственной жизни, определить свое уникальное место в окружающем мире. Без гуманитарной подготовки в наше время не может состояться ни один специалист, казалось бы, да-же чисто технической специальности. Физика и химия, механика и математика мо-гут научить определённым методам воздействия на материю, но они не научат ис-кусству управления людьми, не раскроют механизмов развития государства, не нау-чат, как противостоять чужому влиянию в политике, в бизнесе, на бытовом уровне. А каким образом инженеру, попавшему на производство и впервые ставшему руководителем, правильно организовать работу вверенного ему коллектива? Как обрести смысл жизни? Как преодолеть духовный конфликт? Как быть, если окружающий мир вдруг перестал казаться справедливым и совершенным? Поиск ответов на подобные вопросы - сфера гуманитарных знаний. 
Основные задачи преподавания дисциплины "Философия" заключаются в следующем: 
- ознакомить с важнейшими отраслями и этапами развития гуманитарного и социально-экономического знания, основными научными школами, направлениями, концепциями, источниками гуманитарного знания и приемами работы с ними; 
- сформировать представление о научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначения и смысла жизни человека, о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе; 
- выработать понимание роли науки в развитии цивилизации, соотношения науки и техники и связанные с ними современные социальные и этические проблемы, ценности научной рациональности; 
- сформировать знания структуры, формы и методов научного познания; 
- научить понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического начал в человеке, отношения человека к природе и возникших в современную эпоху технического развития противоречий и кризиса существования человека в природе; 
- развить знания условий формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры; 
- научить понимать истоки насилия, жестокости и гуманизма в человеческом поведении, нравственные обязанности человека по отношению к другим и самому себе; 
- сформировать представление о сущности сознания, его взаимоотношений с бессознательным, роль сознания и самосознания в поведении, общении и дея-тельности людей, формирования личности. 
Занятия философией позволяют существенно расширить свой культурно-мировоззренческий кругозор, повысить общую эрудицию, выработать навыки устного выступления перед аудиторией, натренировать умение вести спор, аргументированно отстаивать свою точку зрения, сделать свою речь более логичной, доказательной и рациональной, активизировать эвристические способности мышления. Особое значение философия приобретает для той части студенчества, которая после завершения базового институтского курса обучения планирует про-должить свое развитие в аспирантуре, начать преподавательскую работу в вузе, заняться научными исследованиями или иной творческой деятельностью - экзамен по философии является обязательным при поступлении в аспирантуру. Для получения права защищать диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук (в том числе и по чисто техническим специальностям) также необходимо сдать экзамен по философии и истории науки. Таким образом, каждый человек, вставший на путь формирования эффективного и приспособленного к современной жизни технического специалиста и всерьез думающий о своем будущем, будет со всей тщательностью относиться к изучению крайне сложной, но интересной науки - философии.

 


Информация о работе Философия древнего Востока