Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 20:34, доклад
Древняя китайская философия весьма специфична. Определяется это прежде всего ее подчиненностью политической и моральной практике, т. е. редукцией к так называемой практической философии. Вопросы этики, ритуала, управления страной, построения идеального общества, упорядочения отношений между "верхами" и "низами" и т. п. были в ней доминирующими. Совпадение с политикой было не только проблемным, но и, скажем так, должностным. Многие философы представляли влиятельные общественные силы и служили министрами, сановниками, послами.
Кем же является философ в представлении людей? По мнению Платона, в каждом человеке сочетаются разные противоположные основы. Первая основа низменная, доставшаяся от животного мира. Под ее воздействием человек стремится к реализации своих физиологических потребностей и к получению телесного удовольствия. Вторая основа в человеке заложена Богом, и при ее преобладании человек стремится к поиску истины, смысла своего бытия и путей самосовершенствования. Философом можно стать лишь при преобладании второй основы, позволяющей обуздывать природные страсти и находить удовольствие в духовной, а не в материальной сфере. Поэтому постижение философии несет духовную гармонию в жизни.
Формальная цель преподавания дисциплины "Философия" студентам технических вузов заключается в формировании у будущих специалистов (бакалавров) научного представления об основных принципах бытия, законах развития человечества, диалектическом познании, выработке навыков научного анализа с помощью основных философских категорий. В соответствии с действующим "Государственным образовательным стандартом" философия является обязательной учебной дисциплиной в любом техническом вузе и имеет федеральный статус. Поэтому для студентов знание основ философии является необходимым компонентом полноценного высшего образования. Но главная цель, которую намечает себе преподаватель, - приучить вас мыслить самостоятельно и одновременно эффективно, отвергать готовые мировоззренческие и оценочные шаблоны, предлагаемые массовой культурой и формализированной системой общего образования, помочь вам сформироваться как целостной высокоразвитой и самодостаточной личности, но не мелким и беспомощным винтиком в колоссальной бездушной "машинерии" современной цивилизации, нацеленной на "штамповку" усредненного и унифицированного человеческого материала для производственных процессов.
Философское знание помогает
не только стать специалистом в широком
смысле слова, но и ориентироваться
в сложных процессах жизни, вырабатывать
собственное отношение к вечным вопросам
человеческого бытия, осознать ценности
собственной жизни, определить свое уникальное
место в окружающем мире. Без гуманитарной
подготовки в наше время не может состояться
ни один специалист, казалось бы, да-же
чисто технической специальности. Физика
и химия, механика и математика мо-гут
научить определённым методам воздействия
на материю, но они не научат ис-кусству
управления людьми, не раскроют механизмов
развития государства, не нау-чат, как
противостоять чужому влиянию в политике,
в бизнесе, на бытовом уровне. А каким образом
инженеру, попавшему на производство и
впервые ставшему руководителем, правильно
организовать работу вверенного ему коллектива?
Как обрести смысл жизни? Как преодолеть
духовный конфликт? Как быть, если окружающий
мир вдруг перестал казаться справедливым
и совершенным? Поиск ответов на подобные
вопросы - сфера гуманитарных знаний.
Основные задачи преподавания дисциплины
"Философия" заключаются в следующем:
- ознакомить с важнейшими отраслями и
этапами развития гуманитарного и социально-экономического
знания, основными научными школами, направлениями,
концепциями, источниками гуманитарного
знания и приемами работы с ними;
- сформировать представление о научных,
философских и религиозных картинах мироздания,
сущности, назначения и смысла жизни человека,
о многообразии форм человеческого знания,
соотношении истины и заблуждения, знания
и веры, рационального и иррационального
в человеческой жизнедеятельности, особенностях
функционирования знания в современном
обществе;
- выработать понимание роли науки в развитии
цивилизации, соотношения науки и техники
и связанные с ними современные социальные
и этические проблемы, ценности научной
рациональности;
- сформировать знания структуры, формы
и методов научного познания;
- научить понимать смысл взаимоотношения
духовного и телесного, биологического
начал в человеке, отношения человека
к природе и возникших в современную эпоху
технического развития противоречий и
кризиса существования человека в природе;
- развить знания условий формирования
личности, ее свободы, ответственности
за сохранение жизни, природы, культуры;
- научить понимать истоки насилия, жестокости
и гуманизма в человеческом поведении,
нравственные обязанности человека по
отношению к другим и самому себе;
- сформировать представление о сущности
сознания, его взаимоотношений с бессознательным,
роль сознания и самосознания в поведении,
общении и дея-тельности людей, формирования
личности.
Занятия философией позволяют существенно
расширить свой культурно-мировоззренческий
кругозор, повысить общую эрудицию, выработать
навыки устного выступления перед аудиторией,
натренировать умение вести спор, аргументированно
отстаивать свою точку зрения, сделать
свою речь более логичной, доказательной
и рациональной, активизировать эвристические
способности мышления. Особое значение
философия приобретает для той части студенчества,
которая после завершения базового институтского
курса обучения планирует про-должить
свое развитие в аспирантуре, начать преподавательскую
работу в вузе, заняться научными исследованиями
или иной творческой деятельностью - экзамен
по философии является обязательным при
поступлении в аспирантуру. Для получения
права защищать диссертацию на соискание
ученой степени кандидата наук (в том числе
и по чисто техническим специальностям)
также необходимо сдать экзамен по философии
и истории науки. Таким образом, каждый
человек, вставший на путь формирования
эффективного и приспособленного к современной
жизни технического специалиста и всерьез
думающий о своем будущем, будет со всей
тщательностью относиться к изучению
крайне сложной, но интересной науки -
философии.