Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 15:11, доклад
Общими чертами, которые были свойственны философии мира Древнего Востока, являются следующие. Во-первых, они характеризовались неполным отделением от предфилософии. Во-вторых, древневосточную философию характеризовало то, что естественнонаучные знания существенным, адекватным образом в философии не отражались. В-третьих, этой философии свойственен традиционализм. В отличие от западной, которой свойственен скепсис в ее поисках истины, философия Востока отвергала сомнения, базировалась на преемственности поколений и постоянстве традиций.
Философия Древнего Востока
Философия является не только сферой осмысления бытия, но и духовной силой, которая оказывает влияние на мировые процессы.
Примечательным является факт, что древнейшие философии восточного и западного мира возникли примерно в одно и то же время - в середине I тыс. до н.э. При этом они были совершенно самостоятельными и независимыми в своих суждениях, выводах и видении мира.
В целом зарождение философии привело к вытеснению мифологии из культуры, развитию логической мысли, переосмыслению прежних установок.
Философия Древнего Востока старше европейской. Именно здесь сложились первые мировоззренческие концепции, в которых мифы и религия соединились с научными учениями. Самые известные и влиятельные философские учения были в Китае и Индии.
Общими чертами, которые были свойственны философии мира Древнего Востока, являются следующие. Во-первых, они характеризовались неполным отделением от предфилософии. Во-вторых, древневосточную философию характеризовало то, что естественнонаучные знания существенным, адекватным образом в философии не отражались. В-третьих, этой философии свойственен традиционализм. В отличие от западной, которой свойственен скепсис в ее поисках истины, философия Востока отвергала сомнения, базировалась на преемственности поколений и постоянстве традиций.
Первые философские учения возникли в Египте, Месопотамии, Вавилоне, Ассирии. Здесь на рубеже IV-III тыс. до н.э. уже появилась письменность, что означало появление зачатков абстрактной мысли.
Народы Древнего
Востока в этот период еще не имели
упорядоченных философских
В Древнем Египте философская мысль начала путь от религиозного к логическому, философскому толкованию мифов
В Древнем Вавилоне зарождение философии было связано с развитием научных знаний и с формирование рационального отношения к людям и природе.
В середине I тысячелетия до н.э. в Китае и Индии начала складываться своя оригинальная философия - философия Древнего Востока. В этих странах в особых экономических, политических, социальных и духовных условиях существовала особая духовная атмосфера, которая способствовала рождению философской мысли.
Философия Древнего Востока возникла как разрешение противоречий, которые существовали между мифологическим истолкованием мироздания и новым мышлением и знаниями. Однако возникла философия Древнего Востока не из мифологии, а из мировоззренческих переходных форм, которые можно трактовать как предфилософию. На этом уровне развития знаний наряду с мифами существуют и особые «философемы», то есть неразвитые зачатки философской мысли.
Закономерности
развития философии Древнего Китая
и Древней Индии имеют общие
закономерности. Прежде всего, самосознание
обоих древних народов
Кроме этого, род был движущей силой трансформации сознания людей. Также для индийской и китайской культуры было характерна оппозиция духовного и телесного. Поэтому в этих странах в качестве предфилософской мысли появились мифы, табу и ритуалы как основы развития философии.
Первая собственно
философия Древнего Востока закладывает
фундаментальные основания
Естественно, философия Китая и Индии имела свои индивидуальные особенности. В Индии философские школы соотносились с брахманизмом и буддизмом, в Китае – с конфуцианством. В Индии ни одна из школ не смогла приобрести официальный приоритет, в Китае же конфуцианство добилось статуса официальной идеологии государства.
1. Общая характеристика
древневосточной философии.
Философия как теоретическая дисциплина
о мире и человеке практически одновременно
возникает на Западе и на Востоке. Становление
восточного философствования происходит
в двух традициях - китайской и индийской.
Восточная мысль во многом сходна с античной.
Сравнивая восточную философию с западной,
можно считать их философствованием различного
типа. В отличие от западной (античной),
для восточной философской мысли не характерен
полный отказ от мифологической традиции.
Используя логику и разумную аргументацию
для объяснения всеобщего, восточная традиция
не отвергает истин, отраженных в мифе,
а развивает и усложняет их. Специфична
в восточной традиции и структура философского
текста. Любой философский памятник многослоен.
В нем содержится напластование имен,
образов, идей и концепций. Он является
произведением не одного автора, но целой
школы, время же его создания измеряется
столетиями.
2. Ортодоксальные и неортодоксальные
школы древнеиндийской философии: принципы,
идеи и категории.
Дофилософские знания в Индии передавались
в Ведах. Приблизительная датировка самых
древних частей ведического корпуса восходит
к середине II тыс. до н. э. Веды представляют
собой сборники текстов - фрагменты древних
мифов, жертвенные формулы и заклинания,
предназначенные для культового употребления
брахманами (жрецами).
Веды состоят из четырех отдельных корпусов:
"Ригведа" (сборник гимнов), "Самаведа"
(сборник песнопений), "Яджурведа"
(сборник жертвенных формул), "Атхарваведа"
(сборник заклинаний).
В конце II тыс. до н. э. появляются Упанишады'
представляют собой собственно философские
тексты, нацеленные на поиск нового знания.
Уже в Упанишадах формируются основные
темы индийской философии: идея единства
Брахмана и Атмана и учение о карме (судьба)
и перерождении.
Брахман бестелесен, всемогущ, бесконечен,
вечен и непостижим. Проявлением Брахмана
является Атман "Мировая душа" (Атман)
идентична индивидуальной человеческой
душе. Подлинная цель человеческой жизни
- в уничтожении причин, которые препятствуют
освобождению атмана от внешних покровов,
физических и духовных оболочек. Сансара
- цепь зависимых перерождений – определяется
кармой, т.е. совокупным результатом мыслей,
слов и поступков человека.
С VI в. до н. э. начинается время классических
философских систем. Принято различать
ортодоксальные системы мысли, признающие
авторитет Вед как Откровение, и неортодоксальные
системы, отрицающие единственность авторитета
ведических текстов. К неортодоксальным
системам причисляют буддизм и джайнизм.
Шесть наиболее влиятельных классических
ортодоксальных систем это нъяйя и вайшешика,
санкхъя и йога, веданта и миманса.
Неортодоксальные учения индийской
классической философии: джайнизм, буддизм.
Учение джайнизма (599-527 гг. до н. э.) зародилось
в русле (от санскр. "аскетов" или
"странствующих отшельников". Доктрина
джайнизма развивает ряд идей Упанишад.
Так, концепция о перерождении души приводит
к выводу о существовании души у всего,
что существует в мире: животных и насекомых,
растений и листьев. Благой целью является
освобождение души и достижение статуса
совершенного человека. Для этого человек
должен вести добродетельную жизнь.
Философия буддизма (I тыс. до н.э.) восходит
к учению Сиддхартхи Гаутамы (560-480 гг. до
н. э.) (Будда) или «просветленный». Буддизм
формируется на основе положений, высказанных
этим мыслителем. Годы жизни Сиддхартхи
Гаутамы принято определять в рамках 560-480
гг. до н. э.
Будда считал категорической лишь одну
истину: мир устроен так, что человек в
нем - страдающее существо. Следовательно,
все, что нужно знать о существовании мира
и человека это, что они основаны на страдании.
Страдание - конечная реальность существования.
Основа буддийского вероучения - четыре
"благородные истины". Первая, "истина
страдания", - истина об универсальности
страдания, пронизывающего все телесное
и душевное существование человека.
Вторая истина, "истина возникновения
страдания " исходит из того, что страдание
обусловлено желанием: желанием наслаждения,
желанием существования и желанием гибели.
Поэтому страдание - это рождение, старость,
болезни, смерть, соединение с тем, что
нежеланно, разъединение с тем, что желанно,
недостижение всего, чего хочешь достичь.
Третья истина ("истина прекращения
страдания"): страдание можно прекратить,
освободившись от желания.Человек, беспрерывно
улучшая карму, может прервать цепь перерождений
и достичь освобождения от страданий –
нирваны (состояние полной отрешенности
от окружающего мира).
Четвертая истина, "истина пути",
гласит: путь к прекращению страданий
восьмеричен. Восемь этапов ведут от осознания
иллюзорности собственного я через милосердные
деяния, совершенствование в нравственности,
медитацию, позволяющей достичь состояния
просветления (бодхи), которое приводит
к нирване.
В идеале все это исполнимо лишь в отречении
от мира как полный отказ от убийства,
лжи, воровства, употребления алкогольных
напитков, участия в развлечениях, использования
денег.
Классические
ортодоксальные системы
Классические системы возникают в результате
споров с буддистской точкой зрения на
природу человека, характер спасения и
возможность познания мира.
Ньяйя ("вхождение
в предмет") - философская школа, основанная
брахманом Гаутамой около III в. до н. э.,
сходна с западной логикой. Ньяйя изучала
механизм познания и определяла правила
ведения дискуссии, что делало знание
ее принципов обязательным для всякого,
занимавшегося систематическим фило¬софствованием.
Данное учение исходит из принципиальной
познаваемости мира и рассматривает всякое
знание как раскрытие реальности. По природе
своей человек способен воспринимать
объекты, сравнивать их между собой и делать
выводы из сходства. Познание может быть
правильным и неправильным. Задача учения
ответить на вопрос о том, как достичь
правильного познания.
Вайшешика ("философия
различий"), созданная Канадой (III в.
до н. э.), - система, родственная ньяйя.
Так же, как и ньяйя, вступая в полемику
с буддизмом, вайшешика исходит из принципиальной
познаваемости мира и рассматривает адекватное
познание в качестве основной цели систематического
мышления. Ос¬новная тема этой школы -
классификация и характеристика рассматриваемых
объектов. Различая объективно существующие
предметы, вайшешика разделяет их на категории
и подробно характеризует каждую из них.
«Йога» В
основе методики йоги лежит убеждение
в том, что человек с помощью концентрации
духовных сил, медитации и аскетизма, ведущего
к успокоению нрава, может достичь освобождения
от материального мира. Йога - это упорядоченная
методика, направленная на разрыв связей
между духом и телом. Она охватывает восемь
восходящих ступеней совершенствования,
первые пять из которых направлены на
совершенствование тела, в то время как
три последних обращены на понимание:
Таким образом, особенности индийской
философии связаны со специфическим пониманием
места человека в мире. Идеалом человеческой
жизни в этой традиции выступает нацеленность
на вживание в окружающую среду и обращенность
человеческой активности на свой собственный
внутренний мир.