Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 21:28, лабораторная работа
Ответы на вопросы, сравнение течений.
1.Раскройте
значение следующих
понятий:
Конфуцианство | Даосизм | Легизм | |
Трактовка «дао» | «дао»- путь совершенного правителя, нравственного совершенствования, совокупность морально-этических норм. | Дао трактуется как Путь природы, самоестественность, всеобщность и объективность закона, «мать всех вещей». | Легисты толковали «дао» как естественный путь природного развития. Считали реальную действительность единственным достоверным критерием истины, выступали против полонения богам и духам, для подтверждения, существования которых у людей нет никаких доказательств. |
2.
Опираясь на
традиционные воззрения, Конфуций развивал
патриархально-патерналистскую
Социальные
идеи легистов и даосизма были совершенно
разными. Например, в даосизме правление
в государстве должно быть простым. Правитель
не должен вмешиваться в естественный
ход вещей (принцип воздержания от активных
действии)- лучший правитель тот, о котором
народ знает лишь то, что он существует.
Призыв воздержаться от притеснений
народа и оставить его в покое. Осуждение
всякого рода насилия, войн, армии. А в
легизме власть правителя опирается на
силу, высшая цель деятельности государя
- создание могущественной державы, способной
объединить Китай путём захватнических
войн. В даосизме осуждение роскоши и богатства.
Восстановление порядков древности. Возврат
к естественным основам жизни, к патриархальной
простоте. Против правления законов.
А в легизме враждебность по отношению
к людям. Невозможность возврата к старин.
Интересы государства превыше всего. Отношение
между властью и народом рассматривалось
как противоборство враждующих сторон.
Законы должны быть едиными и равными
для всех. Люди должны быть равны перед
законом. Закон - это наказание..
Ортодоксальные школы: брахман, атман, карма, сансара, пракрити, дхарма, ашрама, мокша.
Неортодоксальные
школы: шуньята, майя, медитация, нирвана,
принцип Ахимсы, 4 «благородные истины»,
«Восьмеричный путь».
Ортодоксальные школы (астика):
Неортодоксальные школы (настика):
3.
Древнеиндийская философия | Древнекитайская философия | |
Статус человека в природе | Человек в философии Древней Индии мыслится как часть мировой души. В учении о переселении душ (сансаре) граница между живыми существами (растениями, животными, человеком) и богами оказывается проходимой и подвижной. | Человека
Конфуций рассматривает
как особый предмет природы, подчиняющийся ей, но и умеющий ей противостоять. Это объясняется срединным положением человека относительно Неба и Земли:с одной стороны, человек вписывается в мироздание, составляя с ним единое целое и, выступая связующим звеном между Небом и Землей, а с другой – человек занимает в мироздании уникальное место, позволяющее ему соотнести себя как с Небом, так и с Землей. |
Фатализм и свобода (способность человека к самостоятельному выбору и поступку) | Только человеку присуще стремление к свободе, к избавлению от страстей и пут эмпирического бытия с его законом сансары-кармы. В этом пафос упанишад. Человек считается тем совершеннее и нравственнее, чем больше он достигает успеха в деле такого освобождения. | Человек обязан поступать в согласии с моральным законом — дао и совершенствовать эти качества в процессе обучения. Целью обучения является достижение уровня «идеального человека», «благородного мужа» (цзюнь-цзы), концепцию которого впервые разработал Конфуций. Человек сам определяет пути своего совершенствования и является своим богом и спасителем. |
Рекомендуемая
литература:
1. Восточная философия: вводный курс. Избранные тексты. – М., 1997.
2. Гегель Г. Лекции по истории философии. Предисловие. Введение.Т.1. СПб., 1993.
3. Грицанов А.А., Румянцева Т.Г. Индуизм. Минск, 2006.
4. Губин В.Д., Сидориной Т.Ю., Филатова В.П.Философия. М., 1996.
5. Гуревич П.С. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир — эпоха Просвещения. М., 1991.
6. Дао и даосизм в Китае. М., 1982.
7. Из истории китайской философии: становление и основные направления (даосизм, буддизм, неоконфуцианство). М., 1978.
8. Китайская философия: энциклопедический словарь. – М., 1994.
9. Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке (Древний Китай и Индия). М., 1992.
10. Рой
М. История индийской
12. Семенов Н.С. Философские традиции Востока. Мн., 2004.
13. Степанянц М.Т. Восточная философия: Вводный курс. М., 2001.
14. Томпсон М. Восточная философия. М., 1987.
15. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981.
16. Чаттопадхьяя
Д. История индийской
Информация о работе Философия Древней Индии и Древнего Китая