Философия Древней Индии и Древнего Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 21:28, лабораторная работа

Описание

Ответы на вопросы, сравнение течений.

Работа состоит из  1 файл

1КСР.doc

— 54.50 Кб (Скачать документ)
    1. Древнекитайская философия
 

    1.Раскройте значение следующих понятий: 

    • «Ци» - материально-духовная энергия, которая служит «строительным материалом» всего сущего.
    • «Ли» - обычаи, обряды, ритуалы, любая деятельность, направленная на сохранение устоев общества
    • «Фа» - учение о главенстве единого юридического закона.
    • «Дэ» - благодать, исходящая свыше; энергия, благодаря которой первоначало «Дао» преобразовалось в окружающий мир.
    • Принцип «сяо» - взаимность в отношениях между неравными людьми по оси времени: почести, которые сын оказывает отцу.
    • Принцип «у-вэй» - буквально «недеяние» — понимание того, когда надо действовать, а когда бездействовать
 
   
  Конфуцианство Даосизм Легизм
Трактовка «дао» «дао»- путь совершенного правителя, нравственного совершенствования, совокупность морально-этических норм. Дао трактуется как Путь природы, самоестественность, всеобщность и объективность  закона, «мать всех вещей». Легисты толковали  «дао» как естественный путь природного развития. Считали реальную действительность единственным достоверным критерием истины, выступали против полонения богам и духам, для подтверждения, существования которых у людей нет никаких доказательств.

   2.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  • Патриархальная (по принципу правитель  – отец, народ - дети) концепция общества Конфуция, социальные идеи легистов и даосизма (сравнительный анализ).
 

    Опираясь на традиционные воззрения, Конфуций развивал патриархально-патерналистскую концепцию  государства. Государство трактуется им как большая семья. Власть императора ("сына неба") уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных – семейным отношениям, где младшие зависят от старших. Изображаемая Конфуцием социально-политическая иерархия строится на принципе неравенства людей: "темные люди", "простолюдины", "низкие", "младшие" должны подчиняться "благородным мужам", "лучшим", "высшим", "старшим". Тем самым Конфуций выступал за аристократическую концепцию правления, поскольку простой народ полностью отстранялся от участия в управлении государством. 

    Социальные  идеи легистов и даосизма были совершенно разными. Например, в даосизме правление в государстве должно быть простым. Правитель не должен вмешиваться в естественный ход вещей (принцип воздержания от активных действии)- лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует. Призыв воздержаться от  притеснений народа и оставить его в покое. Осуждение всякого рода насилия, войн, армии. А в легизме власть правителя опирается на силу, высшая цель деятельности государя - создание могущественной державы, способной объединить Китай путём захватнических войн. В даосизме осуждение роскоши и богатства. Восстановление порядков древности. Возврат к естественным основам жизни, к патриархальной простоте. Против правления законов.  А в легизме враждебность по отношению к людям. Невозможность возврата к старин. Интересы государства превыше всего. Отношение между властью и народом рассматривалось как противоборство враждующих сторон. Законы должны быть едиными и равными для всех. Люди должны быть равны перед законом. Закон - это наказание.. 
     
     
     
     
     

    1. Древнеиндийская философия
 
  1. Назовите  ортодоксальные и  неортодоксальные школы  древнеиндийской  философии (просто перечислите).

    Ортодоксальные  школы: брахман, атман, карма, сансара, пракрити, дхарма, ашрама, мокша.

    Неортодоксальные  школы: шуньята, майя, медитация, нирвана, принцип Ахимсы, 4 «благородные истины», «Восьмеричный путь». 

  1. Раскройте значение основных понятий  древнеиндийской  философии:

Ортодоксальные  школы (астика):

    • Брахман –религиозные умозрении – высшая реальность, безличное абсолютное духовное начало, из которого возникает мир со всем, что в нем находится
    • Атман - религиозные умозрении и исходящих из него философских учениях – всепроникающее субъективное духовное начало, “Я”, душа. Атман первоначален, изменён, вечен.
    • Карма (поступок, деяние) – предопределенность человеческой жизни, судьбы
    • Сансара (блуждание, странствие) – круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных кармой, одно из основных понятий в индийской философии.
    • Пракрити – фундаментальное понятие философской системы индуизма, означающее Изначальную природу, материальную первопричину Вселенной.
    • Дхарма (держать) - индийский философский или религиозный термин, который используется для обозначения морального долга, обязанностей человека или, в более общем значении — пути благочестия
    • Ашрама -одна из четырёх ступеней духовного развития в индуизме
    • Мокша – высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души прекращается.
 

Неортодоксальные  школы (настика):

  • Шуньята – понятие философии буддизма, полагающее отсутствие собственной природы вещей и феноменов (дхарм) в виду их обусловленности и взаимозависимости.
  • Майя – философское понятие иллюзии в индийских религиях.
  • Медитация – один из приёмов духовной практики, заключающийся в приведении своего сознания в сосредоточенное состояние, сопровождающееся подавлением крайних эмоциональных проявлений и снижением реактивности.
  • Нирвана – высшая благодать, великое освобождение.
  • Принцип Ахимсы – поведение и образ действий, при которых первым требованием является не нанесение вреда — ненасилие
  • 4 «благородные истины» - одно из базовых учений буддизма, которого придерживаются все его школы. Кратко их можно изложить так: существует страдание; существует причина страдания — желание; существует прекращение страдания; существует путь, ведущий к прекращению страдания
  • «Восьмеричный путь» - путь, ведущий к прекращению страдания, лежащий посередине между приверженностью мирским удовольствиям и аскетизмом, указанный Буддой. Благородный Восьмеричный Путь состоит из следующих ступеней: мудрость, нравственность, духовная дисциплина.
 

    3.

  Древнеиндийская философия Древнекитайская философия
Статус  человека в природе Человек в философии Древней  Индии мыслится как  часть мировой  души. В учении о  переселении душ (сансаре) граница между  живыми существами (растениями, животными, человеком) и богами оказывается  проходимой и подвижной. Человека Конфуций рассматривает

как особый предмет природы, подчиняющийся ей, но и умеющий ей противостоять.

Это объясняется срединным  положением человека относительно Неба и Земли:с

одной стороны, человек  вписывается в  мироздание, составляя  с ним единое целое

и, выступая связующим  звеном между Небом 

и Землей, а с другой – человек занимает в мироздании уникальное место,

позволяющее ему соотнести  себя как с Небом, так и с Землей.

Фатализм  и свобода (способность человека к самостоятельному выбору и поступку) Только человеку присуще стремление к свободе, к избавлению от страстей и пут эмпирического бытия с его законом сансары-кармы. В этом пафос упанишад. Человек считается тем совершеннее и нравственнее, чем больше он достигает успеха в деле такого освобождения. Человек обязан поступать  в согласии с моральным  законом — дао  и совершенствовать эти качества в  процессе обучения. Целью обучения является достижение уровня «идеального  человека», «благородного  мужа» (цзюнь-цзы), концепцию  которого впервые  разработал Конфуций. Человек сам определяет пути своего совершенствования и является своим богом и спасителем.
 
 
 
 
 
 
 

    Рекомендуемая литература: 

    1. Восточная философия: вводный курс. Избранные тексты. – М., 1997.

    2. Гегель Г. Лекции по истории философии. Предисловие. Введение.Т.1. СПб., 1993.

    3. Грицанов А.А., Румянцева Т.Г. Индуизм. Минск, 2006.

    4. Губин В.Д., Сидориной Т.Ю., Филатова В.П.Философия. М., 1996.

    5. Гуревич П.С. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир — эпоха Просвещения. М., 1991.

    6. Дао и даосизм в Китае. М., 1982.

    7. Из истории китайской философии: становление и основные направления (даосизм, буддизм, неоконфуцианство). М., 1978.

    8. Китайская философия: энциклопедический словарь. – М., 1994.

    9. Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке (Древний Китай и Индия). М., 1992.

    10. Рой  М. История индийской философии.  М., 1958.

    11. Сатисчандра  Чаттерджи Древняя Индийская Философия. М., 1954.

    12. Семенов Н.С. Философские традиции Востока. Мн., 2004.

    13. Степанянц  М.Т. Восточная философия: Вводный курс. М., 2001.

    14. Томпсон  М. Восточная философия. М., 1987.

    15. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981.

    16. Чаттопадхьяя  Д. История индийской философии.  М., 1966.

Информация о работе Философия Древней Индии и Древнего Китая