Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 13:12, реферат
Философская мысль человечества заpождалась в эпоху, когда на смену pодовым отношениям пpиходили пеpвые классовые общества и госудаpства. Отдельные философские идеи, обобщавшие многотысячный опыт человечества,
можно обнаpужить в литеpатуpных памятниках Дpевнего Египта, Дpевнего Вавилона. Наиболее дpевней является философия, возникшая в Индии и Китае. Цель данной pаботы - ознакомление с основными идеями древнеиндийской
и древнекитайской философии, а также попытка разобраться, в чем же пpивлекательность и живучесть этих идей.
Введение
I. Древнеиндийская философия
(1. Возникновение, основные периоды и школы индийской философии
(2. «Первый памятник мысли древних индийцев»
(3. Основные ортодоксальные учения древнеиндийской философии (Веданта,
Миманса, Санкхья, Ньяя, Вайшешика, Йога)
(4. Основные неортодоксальные школы древнеиндийской философии
(Джайнизм, Буддизм, Локаята)
II. Философия Древнего Китая
(1. Особенности развития философии в Китае
(2. Школы в китайской философии
(3.Основные проблемы, поставленные древнекитайскими мыслителями:
- Небо и происхождение всего сущего.
- Общество и человек.
- Природа человека.
- Природа знания и логические идеи
Заключение
Список литературы
политической жизни.
В учении Сюнь-цзы традиционные идеи об основе управления,
излагавшиеся Конфуцием и Мэн-цзы, были переосмыслены в духе компромисса
между древними ритуалами и единым современным централизованным
законодательством.
В конце правления Чжоуской династии появляется школа так называемых
легистов (законников). Легисты главными представителями которых были Цзы-
чан, Шан Ян и Хань Фэй-цзы, решительно выступали против пережитков родовых
отношений и главного их носителя - наследственной аристократии. Поэтому
легисты не менее резко, чем моисты, критиковали конфуцианство. Легисты
отвергали методы управления, основанные на ритуале и родовых традициях,
отводя главную роль единым, обязательным для всех законам и абсолютной,
ничем не ограниченной, власти правителя. Они указывали на две стороны
законы - вознаграждение и наказание, при помощи которых правитель подчиняет
себе подданных.
Законодательство, продуманная система наград и наказаний, система
круговой поруки и всеобщей слежки - вот что должно было обеспечивать
единство государства и прочность власти правителя. Легисты разделяли
взгляды Мо-цзы о выдвижении талантливых людей независимости от ранга и
родственных отношений с правителем. Теоретически легисты, как и моисты,
выступали за равные возможности для возвышение в стране каждого человека.
Значительное место
в истории древнекитайской
утопические воззрения. Основой древнекитайских утопий об идеальном обществе
были идеи уравнительности и мира.
В III в. до н. э. с проповедью идей эгалитаризма выступает Сюй Син,
представитель так называемой школы “аграрников”. В утопической концепции
Сюй Сина отражены представления обездоленных и угнетенных масс чжоуского
общества. Значение концепции состояло в том, что она подрывала догматы
конфуцианства о незыблемости и справедливости общественного порядка в
Поднебесной.
Мэн цзы, с точки зрения конфуцианцев, считает наилучшей системой
организации труда - совместную обработку общественных полей и взаимопомощь
членов общины.
Лао цзы выступал с идеей создания общества без эксплуатации и
угнетения, но его идеалом была патриархальная община.
Прогрессивным моментом социальных утопий и крупным завоеванием
политической мысли Древнего Китая является идея естественного происхождения
государственной власти как результата общественного соглашения людей.
Период, предшествующий появлению государства, всеми мыслителями, за
исключением конфуцианцев, изображается в самом неприглядном свете.
Природа человека
В древне-китайском обществе в силу устойчивости кровно-родственной
общины (патронимии) человек рассматривался как частица общины, рода, клана.
Поэтому при рассмотрению природы человека древнекитайские мыслители брали в
качестве объекта не индивида, а некую абстракцию, “человека вообще”.
Однако и в Китае по мере развития классовой борьбы и роста
имущественной дифференциации внутри общины шел процесс выделения человека
как индивида; он постепенно становился предметом размышления философов.
Первый вопрос о природе человека поставил Конфуций в своей концепции
воспитания и обучения.
Сама идея Конфуция была весьма плодотворной, ее дальнейшее развитие
привело к появлению двух противоположных концепций - о “доброй природе” и о
“злой природе”. Общей для той и другой концепции была убежденность в том,
что природа человека с помощью воспитания, усовершенствования общества,
законов может быть изменена. Моисты развивали идею о том, что
обстоятельства жизни людей делают их добрыми или злыми, а сама по себе
изначальная природа человека весьма неустойчива и может быть и доброй и
недоброй.
Впервые вопрос о человеке как индивиде поставил Ян Чжу. Этические
воззрения сводятся к положениям о раскрытии человеком тех свойств, которые
заложены в нем от рождения природой. Он рассматривал жизнь и смерть как
форму бытия природы.
Отвергая идеи Ян Чжу, конфуцианцы приводят в систему взгляды Конфуция
о воспитании и управлении. Они утверждали, что природа человека изначально
врожденно добра. Высшими критериями доброты, согласно Мэн Цзы, является
конфуцианские этические принципы.
Древнекитайские мыслители, особенно выражавшие интересы сил,
оппозиционных наследственной аристократии, в своих взглядах на человека
делали упор не только на возможность переделать его природу, но
подчеркивали активную преобразующую роль человеческой деятельности. Впервые
этот вопрос поставил Мо-Цзы, который в способности людей к сознательной
деятельности видел главное отличие человека от животных и условие изменения
жизни самих людей. Впоследствии аналогичную точку зрения высказывали Сюнь
Цзы и представители школы легистов: “люди одинаковы по природе и
“благородный муж и простолюдин” от природы равны, но разница между ними
возникает в результате накопления добрых качеств и преодоления злых”. Сюнь-
Цзы обосновывал социальную роль воспитателя, с помощью которого можно
“переделать изначальную природу человека”.
Взгляды сторонников даосизма на природу человека вытекают из их учения
о первозаконе. Природа человека соответствует дао, она пуста, непознаваема,
смысл жизни - в следовании естественности и недеянии.
Чжуан-цзы считал, что природа человека и окружающий мир в следствии
свое бесконечной и скоротечной изменчивости непознаваемы.
Природа знания и логические идеи
Человеческое сознание, мышление в китайской философии стали предметом
специального исследования лишь в конце IV в. до. н. э. До этого времени по
вопросу о природе мышления имелись лишь отдельные высказывания.
Вопрос о знании и его источниках сводился в основном к изучению
древних книг заимствованию опыта предков. Древнекитайских мыслителей не
интересовало понятийно-
Конфуций считал основным методом получения знаний - обучение, а
источником знания древнее придание и летописи. Он проповедовал способ
восприятия знаний через призму традиционных установлений и подгонки новых
знаний, нового опыта под авторитеты древности. Превратившись в освященную
авторитетом веков традицию и привычку, конфуцианский образ мышления стал
серьезным препятствием развития науки и мысли в Китае.
Антиподом конфуцианства была школа ранних и поздних моистов. Их
взгляды на познание были не только обобщением достижений китайских
мыслителей V-III в. до н. э. в области изучения мышления и процесса
познания, но и вершиной достижения китайской философии в области
гносеологии и логики вплоть до конца XIX в. Заслуга Мо-цзы и моистов в
истории китайской философии состоит в том, что они первыми начали изучать
сам процесс познания, поставили вопрос о критерии знания, об источнике
знания, о путях познания человеком окружающего мира и самого себя. Они
рассматривали вопросы о целях и практическом значении знания, о критерии
истинности и пытались дать ответы на них.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исторически сложилось так, что развитие Китая в течение длительного
периода времени шло обособленно от развития европейских стран. Знания
китайцев об окружающем их мире были очень ограниченными. Это способствовало
появлению в Древнем Китае представлений о том, что Китай является центром
мира, а все остальные страны находятся в вассальной зависимости от него.
Что же касается Европы, то она по-настоящему “открыла” Китай лишь в
период позднего средневековья, когда после путешествия Марка Поло в Китай
стали прибывать миссионеры для обращения многомиллионной массы китайцев в
христианство. Миссионеры плохо знали историю страны, ее культуру, не сумели
понять ее традиции.
Это привело к искажению
культуры, в том числе и основной части философии.
С легкой руки миссионеров Китай то представал как страна особых,
неповторимых в своей оригинальности традиции и культуры, где люди всегда
жили по иным социальным законам и нравственным нормам, чем в Европе, то как
страна где якобы в первозданной чистоте сохранились утраченные на Западе
истинные моральные принципы. Это привело к появлению двух диаметрально
противоположных точек зрения на историю китайской культуры и философии.
Одна из них сводилась к противопоставлению западной и китайской культуры и
философии за счет принижения последних, а другая - к превращению отдельных
элементов китайской культуры, в том числе и философских учений
(конфуцианство), в образец для подражания.
Индийская философия - это истинно "живые плоды", пpодолжающие питать
своими соками миpовую человеческую мысль. Индийская философия сохpанила
полную пpеемственность. И ни одна философия не оказала такого сильного
воздействия на Запад, как индийская. Поиск "света, котоpый идет с Востока",
"истины о пpоисхождении pода человеческого", котоpым были заняты многие
философы, теософы, и, наконец, хиппи в 60-70 годах уже нашего века -
очевидное свидетельство той живой связи, котоpая соединяет западную
культуpу с Индией. Индийская философия - это не только экзотика, а именно
та пpитягательность целительных pецептов, котоpые помогают человеку выжить.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антология мировой философии. М., изд. "Мысль", 1969
2. Бауеp В., Дюмоц И., Головин С. Энциклопедия символов. М., "Кpон-пpесс",
1995.
3. Боги, брахманы, люди. Перев. с чешск. М., изд. "Наука", 1969.
4. Введение в философию. М, 1990, т.1.
5. Древнеиндийская философия. Начальный период. М., 1963.
6. Книга для чтения по истории философии. Под ред.
А.М. Деборина. М., 1924.
7. Немиpовская Л.З. Философия. М., 1996.
8. Смиpнов И.Н., Титов В.Ф. Философия. М., "Аpевазун", 1996.