Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 10:50, реферат
Истоки эволюции и развитие философии Древней Индии. Сущность философского учения Упанишады. Теоретическая основа рассуждений Кришны.
Кубанский Государственный Университет
Физической
культуры, Спорта и Туризма
г.Краснодар,
2007
Философия
Древней Индии
Индийская философская мысль - древнейшая в мире. Ее история начинается с Вед (буквально "ведение", "знание"), возникших, по-
видимому, между вторым и первым тысячелетиями до н. э. и являющихся одним из древнейших литературных памятников человечества.
Веды состоят из четырех сборников гимнов (самхит), песнопений, магических заклинаний, молитв и т.п.: Ригведы, Самаведы, Яджурведы
и Атхарваведы (или Атхарвангирасы) . Каждый из этих сборников со временем обрастал различными комментариям и дополнениями
ритуального, магического, философского порядка - Брахманами, Араньяками, Упанишадами. Собственно философские воззрения Древней Индии наиболее полное отражение получили в Упанишадах, но первые проблески философского подхода к действительности прослеживаются уже в
сборниках ведических гимнов, особенно в древнейшем из них - Ригведе.
Главное содержание Ригведы состоит из торжественных песнопений, заклинаний и молитв (их авторство приписывается древнеиндийским поэтам и мудрецам - риши) обращенных к многочисленным божествам ведического пантеона, которые олицетворяли для древнего индийца прежде всего различные явления и процессы природы. Вместе с тем, в Ригведе находит свое отражение неудовлетворенность наивно-мифологическим истолковнием действительности, уже высказываются первые, еще робкие сомнения в существовании ведических богов, подвергаются осмеянию жреческие ритуалы и обряды. Мыслители Древней Индии начинают размышлять о первоначале бытия, о происхождении мироздания, управляющих им закономерностях, причинах социальных различий и т.п.
Конечно, ведические гимны содержат лишь первые зачатки рационалистической, философской мысли, которые вплетены в контекст
религиозно-мифологического мировоззрения. Но Веды положили начало философской традиции в Древней Индии, которая выросла из
комментирования вед. Ее важнейшее звено - Упанишады (буквально "сидеть около", т.е. у ног учителя, получая наставления; иногда трактуется как
"тайное, сокровенное
учение") . По форме Упанишады
обычно представляют собой
Упанишад
насчитывается в общей
не более десятка. Временем их создания считаются обычно IX - VI века до н.э. Так называемые младшие Упанишады были изданы гораздо позднее
(последние века до н.э. - позднее средневековье) .
В Упанишадах
религиозно-мифологическое
религиозно-мифологического мировоззрения: как правило, в них признаются ведический ритуализм и ведические боги, хотя последние
подвергаются уже обычно монотеистической или монистической интерпретации; на первое место в Упанишадах выдвигается второстепенное и
эпизодическое
божество ведического пантеона - Брахман.
Содержанием философии в
фундаментальных проблем, как место и назначение человека в системе окружающего бытия, природа внешнего мира и человека, характер его
жизни и психики, границы и возможности его познавательных способностей, нормы его поведения и т.д. В большинстве случаев рассмотрение
философской проблематики проводится в рамках религиозно-мифологического мировоззрения.
Вместе
с тем в Упанишадах содержатся
сведения и об учениях,
ортодоксии. Обычно эти учения объявляются ошибочными, ложными, они подвергаются ожесточенным нападкам, а их авторство приписывается
демонам (асурам) - врагам богов (иногда, впрочем, сообщается, что эти учения созданы самими богами для введения в заблуждение и погибели
своих врагов) . Не удивительно поэтому, что при таком отношении господствующей в Упанишадах религиозно-идеалистической философии к
оппозиционным ей учениям последние получили здесь крайне скупое освещение: чаще всего они представлены лишь в виде простого
упоминания, без раскрытия их позитивного содержания.
Среди
многих вопросов о природе,
человеке и познании в
помощью которого объясняется происхождение всех явлений природы и человека. Однако по Упанишадам крайне трудно восстановить
исторический ход формирования тех понятий, которые полагались в качестве такой первопричины всех явлений. Предположительно можно эти понятия расположить в такой последовательности. Пища (анна) как основа всякой жизни, сама жизнь (жизненное дыхание - прана) ; тот или иной конкретный вещественный элемент - бхута, чаще всего вода, или их совокупность - вода, воздух, земля, огонь (иногда добавляется пятый - эфир, или акаша) ; внутренняя природа вещей - свабхава; упоминаются учения, считавшие первопричиной бытия пространство (акаша) и время (кала) ; в
нескольких местах говорится о бытии вообще (сат) и небытии (асат) как первопричине всего сущего; эпизодически упоминается понятие материи
(пракрити, прадхана)
, хотя его содержание не
Господствующее место в Упанишадах занимают учения, полагавшие в качестве первопричины и первоосновы бытия духовное начало -
Брахман, или атман, реже пуруша. Брахман и атман употребляются обычно синонимически, хотя Брахман чаще служит для выражения объективного аспекта конечной реальности (бог, вездесущий дух) , атман субъективного ее аспекта (душа) . Начиная с Упанишад, Брахман и атман становятся центральными понятиями всей индийской философии, особенно ее идеалистических учений (прежде всего веданты) .
В истолковании природы Брахмана и атмана и их отношения к материальному миру различные тексты Упанишад дают далеко не
однозначные решения. В одних Брахман и атман рассматриваются как бог-творец и правитель мира, а в других трактуются пантеистически,
отождествляются либо с одним, либо поочередно со всеми материальными первопричинами мира (пищей, дыханием, вещественными
первоэлементами и т.д.) , либо же со всем миром в целом, что сближает такую трактовку с материалистическим воззрением. Однако в большинстве текстов Упанишад преобладает абсолютно идеалистическая интерпретация Брахмана-атмана: они рассматриваются как духовный абсолют, бестелесная первопричина мира и внутренняя сущность всех его проявлений и процессов. Центральная идеалистическая идея Упанишад состоит в провозглашении тождества этой духовной сущности в человеке и природе. Наиболее кратко это тождество субъекта и объекта выражено в знаманитом изречении Упанишад: "Тат твам аси" ("Ты есть то", или "Ты - одно с тем") .
Серьезные расхождения наблюдаются в Упанишадах и при более детальном раскрытии природы Брахмана-атмана. В одних случаях он
описывается как чистый дух, лишенный всех эмпирических качеств и определений (нети-нети, т.е. не то, не то) , в других он наделяется рядом
антропоморфных качеств, чаще всего бытием, сознанием, блаженством (сат-чит-ананда) ; в одних случаях он имманентен миру, в других -
трансцендентен
ему, в третьих говорится о
его имманентности и
тройственная, триадичная природа Брахман-атмана, символизируемая священным словом аум (ом) , либо же понятиями сатиям (истина) , джалан
(все это) и др.
Уже из
беглого рассмотрения
категорию, в которой концентрируются такие понятия, как причина - следствие, сущность явление, форма - содержание, общее единичное, субъект
- объект, трансцендентное
- имманентное,
Рассмотрению собственно материального мира в Упанишадах уделяется сравнительно мало внимания, и в его трактовке наблюдается
гораздо меньшее разнообразие концепций. Более или менее общим является признание изменчивости, непостоянства всех материальных
процессов, их временного, преходящего, а потому неистинного характера; они объявляются лишь проявлением, модификацией духовного
абсолюта и различаются лишь по имени и форме (намарупа) . В ряде текстов говорится о периодически повторяющихся циклах возникновения,
созидания реальной действительности и ее последующем уничтожении, растворении в Брахмане-атмане; символом этой цикличности бытия
выступает обычно образ вечно вращающегося колеса (чакра) . Мир в целом и все конкретные вещи в нем признаются состоящими из четырех или
пяти вещественных первоэлементов. Принцип мировой закономерности выражается в концепции дхармы, которая в отличие от ведической
концепции риты - универсального космического миропорядка - приобретает больше субъективную, нравственно-этическую окраску. В некоторых
учениях проводится идея развития мира из первоначально недифференцированного бытия, проходящего через ряд последовательных стадий (жар,
вода, земля, или газообразное, жидкое, твердое) вплоть до многообразия реальной действительности, включая психические и духовные феномены.
Рассмотрение
психических, душевных явлений
занимает довольно видное
человеческой психики, раскрываются различные ее компоненты (сознание, воля, память, дыхание, чувства и др.) , их соотношение и
взаимодействие. Здесь мыслители Упанишад добиваются довольно серьезных результатов, например при описании различных состояний
сознания (бодрствующее, легкий сон, глубокий сон, чистое сознание - турия) , при соотнесении чувств с эквивалентными им стихиями или
первоэлементами внешнего мира и т.д. Упоминаются взгляды, согласно которым душа (атман) тождественна телу.
Центральный
вопрос в теории познания
эмпирической действительности, которое считается знанием отрывочным, фрагментарным, а потому неистинным. Высшее знание - это знание
духовного абсолюта,
которое рассматривается как
восприятие бытия в его целостности
и главным средством
правило, мистическая интуиция; здесь большое значение придается обычно йогической практике. Именно это знание дает власть над миром. В Упанишадах отсутствует обсуждение чисто логических проблем, но косвенно можно установить, что мыслителям того времени были