Философия древней Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 10:50, реферат

Описание

Истоки эволюции и развитие философии Древней Индии. Сущность философского учения Упанишады. Теоретическая основа рассуждений Кришны.

Работа состоит из  1 файл

Философия Древней Индии.doc

— 75.00 Кб (Скачать документ)

Кубанский Государственный Университет

 Физической  культуры, Спорта и Туризма 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                
 
 
 
 

г.Краснодар, 2007  

Философия Древней Индии 

   Индийская философская мысль - древнейшая в мире. Ее история начинается с Вед (буквально "ведение", "знание"), возникших, по-

видимому, между  вторым и первым тысячелетиями до н. э. и являющихся одним из древнейших литературных памятников человечества.

   Веды состоят из четырех сборников гимнов (самхит), песнопений, магических заклинаний, молитв и т.п.: Ригведы, Самаведы, Яджурведы

и Атхарваведы (или  Атхарвангирасы) . Каждый из этих сборников  со временем обрастал различными комментариям и дополнениями

ритуального, магического, философского порядка - Брахманами, Араньяками, Упанишадами. Собственно философские воззрения Древней Индии наиболее полное отражение получили в Упанишадах, но первые проблески философского подхода к действительности прослеживаются уже в

сборниках ведических гимнов, особенно в древнейшем из них - Ригведе.

 Главное содержание Ригведы состоит из торжественных песнопений, заклинаний и молитв (их авторство приписывается древнеиндийским поэтам и мудрецам - риши) обращенных к многочисленным божествам ведического пантеона, которые олицетворяли для древнего индийца прежде всего различные явления и процессы природы. Вместе с тем, в Ригведе находит свое отражение неудовлетворенность наивно-мифологическим истолковнием действительности, уже высказываются первые, еще робкие сомнения в существовании ведических богов, подвергаются осмеянию жреческие ритуалы и обряды. Мыслители Древней Индии начинают размышлять о первоначале бытия, о происхождении мироздания, управляющих им закономерностях, причинах социальных различий и т.п.

   Конечно,  ведические гимны содержат лишь первые зачатки рационалистической, философской мысли, которые вплетены в контекст

религиозно-мифологического  мировоззрения. Но Веды положили начало философской традиции в Древней  Индии, которая выросла из

комментирования вед. Ее важнейшее звено - Упанишады (буквально "сидеть около", т.е. у  ног учителя, получая наставления; иногда трактуется как 

"тайное, сокровенное  учение") . По форме Упанишады  обычно представляют собой диалог  мудреца-учителя с учеником, либо же с человеком, ищущим истину и становящимся его учеником.

   Упанишад  насчитывается в общей сложности  свыше сотни, но главными среди  них являются так называемые  старые Упанишады, которых 

не более десятка. Временем их создания считаются обычно IX - VI века до н.э. Так называемые младшие Упанишады были изданы гораздо позднее

(последние века  до н.э. - позднее средневековье) .

   В Упанишадах  религиозно-мифологическое мировоззрение  уже теряет свои господствующие  позиции; в его недрах и наряду с ним возникают другие формы общественного сознания. Так, в ряде мест говорится о существовании нескольких самостоятельных видов знания (наук - видья) , в числе которых помимо Вед и различного рода магических искусств упоминаются хронология, логика (риторика) , этимология, грамматика, наука чисел, астрономия, военная наука. В особую область знания складывается и философия. Правда, для ее обозначения в Упанишадах еще не употребляется самостоятельного термина, но о ее наличии свидетельствует и сам факт обсуждения многих чисто философских проблем, и неоднократные заявления мыслителей Упанишад об отличии провозглашаемых ими знаний не только от ведической мифологии и ритуализма, но также и от обыденного сознания и от конкретных наук, которые объявляются низшим видом знания. Вместе с тем философия в Упанишадах еще сохраняет сильную зависимость от

религиозно-мифологического  мировоззрения: как правило, в них  признаются ведический ритуализм и  ведические боги, хотя последние 

подвергаются  уже обычно монотеистической или монистической интерпретации; на первое место в Упанишадах выдвигается второстепенное и

эпизодическое божество ведического пантеона - Брахман. Содержанием философии в Упанишадах становится обсуждение таких 

фундаментальных проблем, как место и назначение человека в системе окружающего бытия, природа внешнего мира и человека, характер его

жизни и психики, границы и возможности его  познавательных способностей, нормы  его поведения и т.д. В большинстве  случаев рассмотрение

философской проблематики проводится в рамках религиозно-мифологического мировоззрения.

   Вместе  с тем в Упанишадах содержатся  сведения и об учениях, склонявшихся  к материализму и атеизму и  выступавших против ведической 

ортодоксии. Обычно эти учения объявляются ошибочными, ложными, они подвергаются ожесточенным нападкам, а их авторство приписывается

демонам (асурам) - врагам богов (иногда, впрочем, сообщается, что эти учения созданы самими богами для введения в заблуждение  и погибели

своих врагов) . Не удивительно поэтому, что при таком отношении господствующей в Упанишадах религиозно-идеалистической философии к

оппозиционным ей учениям последние получили здесь  крайне скупое освещение: чаще всего  они представлены лишь в виде простого

упоминания, без  раскрытия их позитивного содержания.

   Среди  многих вопросов о природе,  человеке и познании в Упанишадах  доминирует проблема первопричины, первоначала бытия, с 

помощью которого объясняется происхождение всех явлений природы и человека. Однако по Упанишадам крайне трудно восстановить

исторический  ход формирования тех понятий, которые  полагались в качестве такой первопричины всех явлений. Предположительно можно  эти понятия расположить в  такой последовательности. Пища (анна) как основа всякой жизни, сама жизнь (жизненное дыхание - прана) ; тот или иной конкретный вещественный элемент - бхута, чаще всего вода, или их совокупность - вода, воздух, земля, огонь (иногда добавляется пятый - эфир, или акаша) ; внутренняя природа вещей - свабхава; упоминаются учения, считавшие первопричиной бытия пространство (акаша) и время (кала) ; в

нескольких местах говорится о бытии вообще (сат) и небытии (асат) как первопричине всего сущего; эпизодически упоминается  понятие материи 

(пракрити, прадхана) , хотя его содержание не раскрывается.

   Господствующее место в Упанишадах занимают учения, полагавшие в качестве первопричины и первоосновы бытия духовное начало -

Брахман, или  атман, реже пуруша. Брахман и атман  употребляются обычно синонимически, хотя Брахман чаще служит для выражения объективного аспекта конечной реальности (бог, вездесущий дух) , атман субъективного ее аспекта (душа) . Начиная с Упанишад, Брахман и атман становятся центральными понятиями всей индийской философии, особенно ее идеалистических учений (прежде всего веданты) .

   В истолковании природы Брахмана и атмана и их отношения к материальному миру различные тексты Упанишад дают далеко не

однозначные решения. В одних Брахман и атман  рассматриваются как бог-творец и правитель мира, а в других трактуются пантеистически,

отождествляются либо с одним, либо поочередно со всеми материальными первопричинами мира (пищей, дыханием, вещественными

первоэлементами и т.д.) , либо же со всем миром в  целом, что сближает такую трактовку  с материалистическим воззрением. Однако в большинстве текстов Упанишад преобладает абсолютно идеалистическая интерпретация Брахмана-атмана: они рассматриваются как духовный абсолют, бестелесная первопричина мира и внутренняя сущность всех его проявлений и процессов. Центральная идеалистическая идея Упанишад состоит в провозглашении тождества этой духовной сущности в человеке и природе. Наиболее кратко это тождество субъекта и объекта выражено в знаманитом изречении Упанишад: "Тат твам аси" ("Ты есть то", или "Ты - одно с тем") .

   Серьезные  расхождения наблюдаются в Упанишадах и при более детальном раскрытии природы Брахмана-атмана. В одних случаях он

описывается как  чистый дух, лишенный всех эмпирических качеств и определений (нети-нети, т.е. не то, не то) , в других он наделяется рядом 

антропоморфных  качеств, чаще всего бытием, сознанием, блаженством (сат-чит-ананда) ; в одних случаях он имманентен миру, в других -

трансцендентен  ему, в третьих говорится о  его имманентности и трансцендентности  одновременно. Во многих текстах утверждается

тройственная, триадичная природа Брахман-атмана, символизируемая священным словом аум (ом) , либо же понятиями сатиям (истина) , джалан

(все это) и  др.

   Уже из  беглого рассмотрения концепции  Брахмана-атмана видно, что Брахман-атман  представляет собой сложную синкретическую

категорию, в  которой концентрируются такие  понятия, как причина - следствие, сущность явление, форма - содержание, общее единичное, субъект 

- объект, трансцендентное  - имманентное, субстанциальность  бытия. 

   Рассмотрению  собственно материального мира в Упанишадах уделяется сравнительно мало внимания, и в его трактовке наблюдается

гораздо меньшее  разнообразие концепций. Более или  менее общим является признание  изменчивости, непостоянства всех материальных

процессов, их временного, преходящего, а потому неистинного характера; они объявляются лишь проявлением, модификацией духовного

абсолюта и  различаются лишь по имени и форме (намарупа) . В ряде текстов говорится  о периодически повторяющихся циклах возникновения,

созидания реальной действительности и ее последующем уничтожении, растворении в Брахмане-атмане; символом этой цикличности бытия

выступает обычно образ вечно вращающегося колеса (чакра) . Мир в целом и все  конкретные вещи в нем признаются состоящими из четырех или 

пяти вещественных первоэлементов. Принцип мировой закономерности выражается в концепции дхармы, которая в отличие от ведической

концепции риты - универсального космического миропорядка - приобретает больше субъективную, нравственно-этическую окраску. В  некоторых 

учениях проводится идея развития мира из первоначально недифференцированного бытия, проходящего через ряд последовательных стадий (жар,

вода, земля, или  газообразное, жидкое, твердое) вплоть до многообразия реальной действительности, включая психические и духовные феномены.

   Рассмотрение  психических, душевных явлений  занимает довольно видное место  в Упанишадах. В них признается  сложная структура 

человеческой  психики, раскрываются различные ее компоненты (сознание, воля, память, дыхание, чувства и др.) , их соотношение и

взаимодействие. Здесь мыслители Упанишад добиваются довольно серьезных результатов, например при описании различных состояний 

сознания (бодрствующее, легкий сон, глубокий сон, чистое сознание - турия) , при соотнесении чувств с эквивалентными им стихиями или

первоэлементами внешнего мира и т.д. Упоминаются  взгляды, согласно которым душа (атман) тождественна телу.

   Центральный  вопрос в теории познания Упанишад - разделение знания на два  вида: низшее и высшее. Низшее  знание это знание 

эмпирической  действительности, которое считается  знанием отрывочным, фрагментарным, а потому неистинным. Высшее знание - это знание

духовного абсолюта, которое рассматривается как  восприятие бытия в его целостности  и главным средством приобретения которого служит, как

правило, мистическая  интуиция; здесь большое значение придается обычно йогической практике.  Именно это знание дает власть над  миром.  В Упанишадах отсутствует  обсуждение чисто логических проблем, но косвенно можно установить, что  мыслителям того времени были

Информация о работе Философия древней Индии