Папка для
самостоятельных работ по предмету
«Основы философии»
студентки
II курса группы 1РК
специальность
032401 Реклама
Бойцовой
Екатерины
Самостоятельная
работа № 1
на тему:
«Философия Древней Индии»
Выполнил
Студентка группы 1 РК
Проверил
Преподаватель
Содержание
Стр.
- Определение
философии Древней Индии………………………………….3
- Предметы
исследования философии Древней Индии……………………..3
- Задачи философии
Древней Индии………………………………………....3
- Предпосылки
появления……………………………………………………..3
- Своеобразность
или особенность Индийской философии………………...3
- Периодизация
древнеиндийских школ……………………………………...3
- Методы исследования
индийской философии……………………………..4
- Основные
литературные памятники Древней Индии……………………...5
- Основные
представители древнеиндийской философии…………………..5
- Список источников
и литературы…………………………………………...7
1.Индийская
философия– совокупность теоретических
учений о мире, человеке и различных формах
его отношений с миром и другими людьми
(познавательных, социальных, нравственных,
эстетических и т.д.), разрабатывавшихся
на территории Индии с VI в. до н.э. и существующих
сегодня.
2.Предметы
исследования:
- абсолют (Атман,
Брахман)
- личность
(атман и манас) – учение о душе;
- бытие в мире
как страдание (сансара) – философское
учение о вечности души и ее земном пути;
- спасение
(мокша, нирвана) – высшая ступень нравственного
совершенства души, которого необходимо
добиваться в земной жизни;
- закон воздания
за деяния (закон кармы) – предопределенность
человеческой жизни и судьбы. Её цель в
совершенствовании и нравственном развитии
души – мокши;
- ахимса –
единство всех форм жизни на земле, неубиение
и неприченение зла всему окружающему.
3.Задачи:
- самосовершенствование;
- постижение
истины;
- познание
и изменение внутреннего мира;
- достижении
лучшей жизни, освещаемой дальновидностью,
предвидением, глубокой проницательностью.
4. Предпосылки
появления.
- Переселение
в Индию скотоводческих племен из
Средней Индии, Азии и Поволжья. Образование
нескольких государств у истоков
Ганга и Ямуны;
- Распространение
Вед арийцами на территории Индии;
- Конфликта
между ортодоксальной (брахманской) и
неортодоксальной мировоззренческой
позицией.
5. Своеобразность,
особенность древнеиндийской
философии
- является
самосознанием и духовной основой индийской
культуры;
- носит (благодаря
индийской культуре) самобытный характер;
- порождает
(благодаря индийской культуре) специфическую
систему жизненных ценностей, способную,
по мнению многих современных философов,
скорректировать ориентиры зашедшей в
тупик западной техногенной цивилизации;
- отличается
«интравертивностью» (антропоцентричностью),
благодаря доминированию религии в древнеиндийской
культуре;
- подразделила
сознание на три вида: «пракрити» - материальное
сознание, «пуруша» - чистое сознание (первичная
Энергия, из которой возникла Вселенная
и люди), «майя» - сознание миражей и сновидений;
- индийское
философское мышление никогда не было
связано с понятием истории;
- никогда не
знала деления на философские дисциплины,
вроде онтологии, эпистемологии, этики,
эстетики и т.д;
- преобладание
интеллектуального интереса;
- влияние философии
других восточных государств;
- тесная связь
с жизнью и религией;
- единство
и непрерывность индийской мысли.
- ведический
период (XV — VI вв. до н. э.) —это период:
- учения эпохи
разложения первобытно – общинного строя;
- возникновения
раннеклассовых рабовладельческих обществ.
- эпический
период (VI — И вв. до н. э.) – это период:
- развивается
аграрное и ремесленное производство;
- увеличивается
социальная дифференциация;
- утрачивает
своё влияние институт племенной власти
и увеличивается власть монархии;
- происходят
изменения в мировоззрении индийского
общества.;
- внутри философии
появляются различные школы: неортодоксальные
и ортодоксальные;
- создаются
два великих эпоса индийской культуры
- поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата».
- эпоха сутр
(II в. до н. э. — VII в. н. э.) —это период:
- связан с
написанием сутр. К этому времени накопилась
огромная философская литература;
- возникла
настоятельная потребность в ее систематизации
и обобщении.
7. Методы
исследования.
- Йога- «сосредоточение»
(II в. до н.э.) – это практико-теоритический
метод индивидуального спасения, предназначенный
для достижения контроля над чувствами
и мыслями, в первую очередь, при помощи
медитации. Ее основателем считается мудрец
Патанджали;
- Диалектика1
(критика суждений);
- Аналитика2
(систематизация понятий);
- Беседа (форма
передачи философских знаний);
- Аскетизм
- принцип поведения и образ жизни, характеризующийся
предельно возможной воздержанностью
в удовлетворении потребностей, отказом
от земных благ в целях достижения морального
или религиозного идеала.
8.Основные
литературные памятники.
- «Веды»
- Атхарваведа
- Самаведа
- Яджурведа.
- эпос «Махабхарата»
(«пятая веда»)
эпическая
поэма, состоящая из 13 книг, содержащих
около 100 000 стихов.
- песни;
- баллады,
- народные
предания и сказания о родовых героях.
- эпос «Рамаяна»
эпическая
поэма, состоящая из 7 книг.
- ведические
боги во главе с Индрой
- новые боги,
отождествляемые с различными первопредками
- политеистические
культы
9.Основные
представители.
Сиддхарта
Гаутама Будда Шакьямуни(563-483 до н. э
.)родился в северной Индии в день майского
полнолуния. Он был сыном правителей королевство
Шакья.
Основные труды:
изречения Будды были собраны и записаны
много лет спустя после его смерти. Сутры,
составляющие часть палийской Типитаки,
считаются наиболее близкими тому, о чём
в действительности учил Будда.
Главные
идеи:
- Жизнь в этом
мире основана на страдании.
- Благие или
дурные поступки человека создают карму,
которая приводит к лучшему или худшему
перерождению.
- Высшая цель
заключается в освобождении (нирвана)
из цикла перерождений.
- Нирваны можно
достичь, следуя Благородному Восьмеричному
Пути.
- Ко всем живым
существам нужно относиться так же, как
к самому себе.
- Буддист стремиться
к счастью всех живых существ.
- То или иное
учение можно принять лишь тогда, когда
оно подтверждается личным опытом человека.
Основной
труд: "Санкхья-карики", то есть "Стихотворный
комментарий к санкхье".
Главные
идеи:
- Истина, приносящая
освобождение, открывается разумом, то
есть через умозаключение по аналогии.
- В конечном
счёте реальны лишь два начала: первоматерия
и дух.
- Вся физическая
Вселенная и все её части, а также человеческое
восприятие этой Вселенной, восходят к
одному источнику, называемому пракрити,
то есть к первоматерии, представляющей
собой первопричину Вселенной.
- Первоматерия
невоспринимаема: её существование доказывается
умозаключением.
- Первоматерия
состоит из трёх "прядей", или "формирующих
сил" ,а именно: разумности, активности
и косности.
- Дух, существует
независимо от первоматерии; он бесконечно
многообразен.
- Дух, высшая
причина Вселенной — это принцип, благодаря
которому первоматерия развивается в
проявленную Вселенную и в человеческое
восприятие этой Вселенной.
- Васильев
Л.С. «История религии востока».- Москва,
2000г.
- Чаттерджи
С., Датта Д. «Древняя Индийская философия»-Москва,1994г.
- Ильин В.В.
«История философии»-Санет-Петербург,2003г.
- http://www.bharatiya.ru/india/ucitela1.html
- http://izuchaem.info/filosofiya-drevnej-indii/
- http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000598/st000/shtml
- http://www.philosophy.ru/library/asiatica/indica/edu/01/01/htm1#1