Философия Древней Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 17:07, контрольная работа

Описание

В Древней Индии философия возникла примерно к середине I тыс. до н.э., когда на территории современной Индии стали формироваться государства. Во главе каждого такого государства стоял раджа, власть которого опиралась на поддержку землевладельческой аристократии и родовой жреческой знати (брахманы). Общество делилось на варны – группы, которые впоследствии легли в основу кастовой системы.

Работа состоит из  1 файл

к-р фф др индии.docx

— 45.27 Кб (Скачать документ)

Философию ньяйи можно разделить на четыре части: теория познания, теория физического мира, теория индивидуального я и его освобождения и теология.

Сама по себе система ньяйи представляет разработку следующих шестнадцати философских проблем:

1) прамана – источники или методы познания;

2) прамея – объекты познания;

3) саншая – сомнение;

4) прайоджняна—цель, ради которой совершаются действия;

5) дриштанта—бесспорный факт, приведенный как пример;

6) сиддханта – обоснованная доктрина;

7) аваява —составные части силлогизма;

8) тарка—гипотетический аргумент;

9) нирная – установление истины;

10) вада—дискуссия с целью достижения истины;

11) джалпа—пустой спор, или словесная борьба ради простой победы в дебатах;

12) витанда – чисто разрушительный критицизм;

13) хетвабхаса – ошибки логического вывода;

14) чхала —заблуждение из-за неясности или недопустимой противоречивости утверждения, взятого в ином смысле, чем первоначально;

15) джати – несерьезное возражение, основанное на простом сходстве или несходстве, без какой бы то ни было необходимой всеобщей связи между вещами;

16) ниграхастхана – момент, в который необходимо признать поражение.

Философия ньяйи представляет собой систему логического реализма.

Реализм есть философская теория, согласно которой все вещи – объекты  внешнего мира – совершенно независимы от всякого сознания, конечного или  бесконечного, человеческого или  божественного.

В философии ньяйи этот реалистический взгляд на мир основывается не на вере или религиозных чувствах, интуиции или свидетельстве священного писания, а на логике и критическом мышлении. В соответствии с этим наяйики считают, что наивысшая цель жизни, то есть освобождение, может быть достигнута только через правильное познание реальности.

Реализм философии ньяйи опирается на теорию познания, являющуюся логической основой всякой философии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.2.2 Система вайшешика

 

Система вайшешики [15] была основана мудрецом Канадой, настоящее имя которого было Улука. Ньяя и вайшешика являются смежными системами философии. Они ставят перед человеком одну и ту же цель – освобождение индивидуального я. Обе эти системы считают незнание коренной причиной всякой боли и страдания, а освобождение – абсолютным прекращением страданий, которое должно быть достигнуто через правильное познание реальности.

Однако между ними существуют и  некоторые различия, сводящиеся в  основном к двум пунктам. Если наяйики признают четыре независимых источника познания – восприятие, логический вывод, сходство и свидетельство, то вайшешики – только два: восприятие и логический вывод, сводя к ним сходство и устное свидетельство. Во-вторых, наяйики признают шестнадцать категории, считая, что они исчерпывают всю реальность и включают все категории, принятые в других философских системах; система же вайшешики признает только семь категорий реальности.

В системе вайшешики рассматриваются следующие категории реальности:

1) субcтанция (дравья);

2) качество (гунна);

3) действие (карма);

4) всеобщность (саманья);

5) особенность (вишеша);

6) отношение присущности (самавая);

7) небытие (абхава).

Категория буквально понимается как  объект, обозначенный словом. Таким образом, словом «категория» следует обозначать все объекты познания, то есть все реальности. Философы-вайшешики разделяют все объекты, обозначенные словами, на два класса—бытие и небытие. В класс бытия включается все, что есть, или все положительные реальности, как, например, существующие предметы, ум, душа. В свою очередь, класс небытия объединяет все отрицательные факты, например несуществующие вещи.

Существует шесть видов бытия, то есть шесть видов положительных  реальностей: субстанция, качество, действие, всеобщность, особенность, присущность. Позднейшие вайшешики добавляют к ним седьмую категорию – небытие, которая обозначает все отрицательные факты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.2.3 Система санкхьи

 

Санкхья представляет собой философию дуалистического реализма. Её создание приписывается мудрецу Капиле. Как и философская система ньяя-вайшешики, санкхья служит делу познания реальности с целью положить конец всем несчастьям и страданиям. Санкхья дает возможность познать самих себя. Ее теория познания более совершенна по сравнению с теорией познания других систем, за исключением веданты. Если наяйики и вайшешики допускают наличие многих первичных сущностей: атомов, умов и душ, то санкхья признает первичные реальности только двух видов: дух и материю (пуруша и пракрита). [2]

Пуруша есть некое разумное начало, у которого сознание (чайтанья) является не атрибутом, а самой его сущностью. Пуруша – это «Я» совершенно отличное от тела, чувств и ума. Находясь вне мира объектов, оно представляет собой вечное сознание, являющееся свидетелем происходящих в мире изменений и действий, - сознание не действующее и не изменяющееся.

Соединение пуруши с пракрити нарушает равновесие последней. Прежде всего из пракрити возникает великий зародыш Вселенной - махат. Он представляет собой пробуждение природы от космического сна и первое появление мысли, а потому именуется также интеллектом - буддхи. Интеллект порождает в свою очередь ахамкару, своего рода принцип индивидуальности, благодаря которому материя создает совокупность живых существ. Из ахамкары при превалировании в ней элемента саттва возникают пять органов познания, пять органов действия и манас - орган познания и действия. Когда же в ахамкаре доминирует элемент тамас, она производит пять тончайших элементов, являющихся потенциями звука, осязания, цвета, вкуса и запаха. Из этих пяти тончайших элементов возникают пять вещественных элементов: эфир (акаша), воздух, огонь, вода и земля. Таким образом в системе санкхья насчитывается в целом двадцать пять начал.

 

1.2.2.4 Система йоги

 

Основателем йоги считается мудрец Патанджали. Система йоги разделяет теорию познания и метафизику санкхьи с ее двадцатью пятью началами, но к тому же признает бытие бога. [2]

Йога оперирует прежде всего понятием Атман (индивидуальное сознание). Атман может иметь четыре состояния:

  • Состояние бодрствования.
  • Сон со сновидениями.
  • Сон без сновидений.
  • Сверхчувственное сознание, при достижении которого сознание становится абсолютно «пустым». В сознании нет отражения ни внешнего, ни внутреннего мира.

Для того, чтобы избавиться от страданий, нужно достичь четвёртого состояния Атмана. Йога называет четвёртое состояние Атмана сосредоточенностью или сдержанностью ума. В четвёртом состоянии Атмана ум полностью освобождается от оков материи.

Для достижения четвёртого состояния Атмана предлагает целый комплекс психико-физических приёмов, тренингов.

Восемь основных средств достижения четвёртого состояния Атмана:

  1. Яма – отказ от удовольствий.
  2. Нияма – воспитание навыков физической и духовной стойкости.
  3. Асаны – это позы, способствующие концентрации мысли.
  4. Пранаяма – система физических упражнений.
  5. Пратьяхара – тренинг, направленный на отвлечение сознания от внешних предметов.
  6. Дхарана – сосредоточение внимания на каком-либо одном объекте.
  7. Дхьяна – созерцание образов, порождённых собственным сознанием.
  8. Самадхи – состояние транса, в котором человек перестаёт ощущать что-либо материальное.

1.2.2.5 Система мимансы

 

Миманса, или пурва-миманса была основана Джаймини. Ее первоначальной целью являлась защита и оправдание ведийского ритуализма. Школа мимансы ставила перед собой цель помочь ритуализму и поддержать его главным образом двумя способами:

а) разработкой такой методологии  интерпретации вед, с помощью  которой малопонятные их предписания  относительно ритуалов можно было бы понять, привести в систему и выполнять без всяких затруднений;

б) оправданием веры, на которой  зиждятся эти ритуалы, с точки  зрения философии. Конечно, эта попытка должна была привести к поискам философии, обосновывающей мировоззрение, – ведийского ритуализма. В основе ведийского ритуализма лежит вера в существование души, которая остается после смерти тела и наслаждается на небе плодами выполнения ритуалов; вера в некую силу, или потенцию, которая сохраняет последствия выполненных ритуалов, в непогрешимость вед, на которых основываются ритуалы, в реальность мира и в то, что наша жизнь и наши действия не являются только сновидениями. [2]

Буддисты, джайнисты и чарваки подвергают сомнению авторитет вед. Некоторые буддисты отрицают реальность мира и существование души. В ряде упанишад можно встретить пренебрежительное отношение к тому, что целью человека является достижение «небесного блаженства» и что ритуалы представляют собой самую лучшую форму человеческой деятельности. Миманса же пытается опровергнуть всю эту критику и поддержать веру, лежащую в основе ритуализма.

Этимологически слово «миманса»  означает: «решение некоторой проблемы путем критического исследования оснований». Поскольку ее предметом являлись благочестивые упражнения (карма), или ритуалы, миманса иногда называлась также карма-мимансой.

 

1.2.2.6 Система веданты

 

Система веданты выросла из упанишад, которые представляют собой кульминационный  пункт ведических спекуляций, и потому она называется ведантой, или завершением  вед. Веданта собрала воедино  все философские мысли, рассеянные в упанишадах. Ее основные положения  изложены в «Брахма-сутре» Бадараяны, которая систематизировала учения упанишад, и в комментариях на эти сутры, составленных последующими авторами. Авторы этих главных комментариев являлись основателями самостоятельных школ. Так возникли школы Шанкары, Рамануджи, Мадхвы, Валлабхи, Нимбарки и другие. После появления основных комментариев веданта развивалась далее в бесчисленных вспомогательных комментариях, словарях и самостоятельных трактатах, написанных выдающимися представителями каждой школы в защиту своих взглядов и для опровержения взглядов других школ. Таким образом, общий объем литературы веданты чрезвычайно велик, хотя напечатана лишь небольшая его часть. [2]

Наиболее общим вопросом, по которому расходятся школы веданты, является вопрос об отношении я (души) и бога (Брахман).

Существует 3 стадии в развитии веданты:

1) созидательная стадия, представленная  текстами божественного откровения – ведийскими произведениями, состоящими главным образом из упанишад. Основные идеи веданты выражаются здесь главным образом в форме поэтических предреканий и мистических интуиции просветленных пророков;

2) стадия систематизации, представленная  «Брахма-сутрой», которая собирает, систематизирует и отстаивает идеи, высказанные на предыдущей стадии;

3) стадия разработки, представленная  всеми произведениями – от  главных комментариев до философских  работ, в которых выражены не  только идеи и аргументы ранних  авторитетов, но и самостоятельные  рассуждения комментаторов.

 


Информация о работе Философия Древней Индии