Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 11:52, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является изучение философии европейского средневековья. Так как средневековье занимает длительный отрезок истории от распада Римской империи до эпохи Возрождения — почти целое тысячелетие, то данный период делится на Раннее средневековье, которое характеризуется становлением христианства в условиях формирования европейских государств в результате падения Римской империи (V в.), и зрелое средневековье (начиная с XI в.) связанное со становлением и утверждением феодализма, который в качестве своей мировоззренческой основы использовал развитое христианство.
Характерные черты средневековой теологической философии.
Идеи (догматы) творения и откровения как основополагание средневековой философии.
Периодизация: патристика и схоластика.
Августин и его произведение «О граде Божьем».
Теологическая философия П. Абеляра и Фомы Аквинского.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Кузбасский Государственный технический университет»
филиал
в г.Прокопьевске
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО философии
Тема:
Философия европейского
средневековья.
Выполнил студент
группы Маз – 92 шифр 209271
Просверяков Константин Геннадьевич
Прокопьевск,
2011
Содержание
Введение
Целью
данной контрольной работы является изучение
философии европейского средневековья.
Так как средневековье занимает длительный
отрезок истории от распада Римской империи
до эпохи Возрождения — почти целое тысячелетие,
то данный период делится на Раннее средневековье,
которое характеризуется становлением
христианства в условиях формирования
европейских государств в результате
падения Римской империи (V в.), и зрелое
средневековье (начиная с XI в.) связанное
со становлением и утверждением феодализма,
который в качестве своей мировоззренческой
основы использовал развитое христианство.
Средневековой теологической философией называется ведущее философское направление, распространенное в Европе в V – ХVI вв., которое признавало Бога в качестве высшего существующего начала, а весь окружающий мир – Его творения. Теологическая философия начала зарождаться еще в Римской империи в I – V вв. н.э. на основе раннего христианства, ересей и античной философии и достигла высшего расцвета в V – XIII вв. н.э. (в период между распадом Западной Римской империи (476 г.) и началом эпохи Возрождения).
Наиболее яркими представителями средневековой теологической философии являлись: Тертуллиан Карфагенский (160-220), Август Блаженный (354-430), Боэций (480-524), Альберт Великий (1193-1280); Фома Аквинский (1225-1274), Ансельм Кентерберийский (1033-1109), Пьер Абеляр (1-79-1142), Уильям Оккам (1285-1349), Николай из Отрекура (XIVв.).
Можно выделить следующие основные черты средневековой теологической философии:
- теоцентризм (главной причиной всего сущего, высшей реальностью, основным предметом философских исследований являлся Бог);
- изучению самого по себе космоса, природы, явлений окружающего мира уделялось мало внимания, так как они считались творением Бога;
- господствовали догматы (истины, не нуждающиеся в доказательствах) о творении (всего Богом) и откровении (Бога о Самом Себе – в Библии);
- сглаживается противоречие между материализмом и идеализмом;
человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога, стоящим над природой подчеркивалась божественная сущность человека);
- провозглашался принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения;
- выдвигалась идея о воскрешении человека из мертвых (как души, так и тела) в будущем при богоугодном поведении;
- выдвигался догмат о спасении окружающего мира и человечества путем воплощения Бога в теле человека – Иисуса Христа (боговоплощения) и принятия Иисусом Христом на Себя грехов всего человечества;
- мир считался познаваемым через понятие Бога, которое может быть осуществлено через веру в Бога.
Средневековая теологическая философия
отличалась замкнутостью на самой себе,
традиционностью, повернутостью в прошлое,
оторванностью от реального мира, воинственностью,
догматизмом, назидательностью, учительством.
2.
Идеи (догматы) творения
и откровения как
основополагающие
в средневековой
философии и теологии.
Основополагающими догматами средневековой философии и теологии являлись догмат творения и догмат откровения.
Согласно догмату творения:
- Бог сотворил окружающий мир из ничего;
- творение мира есть результат акта Божественной воли;
- мир сотворен благодаря всемогуществу Бога;
- природа не может творить сама себя;
- единственным творческим началом во Вселенной является Бог;
- Бог вечен, постоянен и всепроникающий;
- подлинным бытием является только Бог;
- сотворенный Богом мир не есть подлинное бытие, он вторичен по отношению к Богу;
- поскольку мир не обладает самодостаточностью и возник по воле другого (Бога), он непостоянен, изменчив и временен;
- нет четкой границы между Богом и Его творением.
Согласно догмату откровения:
- мир можно познать, только познав Бога;
- Бог недоступен для познания;
- несмотря на то, что Бог непознаваем, Он Сам разрешил познать Себя (дал информацию о себе) через откровение – Библию;
- единственный способ познания Бога и всего сущего – толкование Библии;
- Бога
можно познать лишь сверхъестественным
путем, благодаря особой способности человека
– вере.
В широком смысле патристика — доктринальная форма построения христианской культуры, многоплановый синтез религиозных ценностей христианства и эллинского литературно-философского наследия. Особенностью патристики как историко-философского феномена (во многом разделяемой со схоластикой) является декларативный отказ от свободного философского поиска. В отличие от античной философии, патристика признает единую истину Откровения, которая нуждается не в разыскании и обосновании, а в разъяснении и истолковании, и является достоянием всего христианского сообщества. Христианская традиция считает патристику единым учением, раскрытым различными авторами с различной глубиной: монотеистическая религия как тотальное духовное явление требует от философствующих адептов почти абсолютного теоретического конформизма.
Ранняя патристика: протодогматический период (кон I в. - III в.), делится на 2 этапа. К первому (кон. I в. - вторая половина II в.) принадлежат апостольские отцы и апологеты. В сочинениях апостольких отцов, тесно связанных с кругом представлений Нового Завета, лишь приблизительно намечены основные пункты будущего теоретизирования. Апологетика, находившаяся под влиянием стоического логоцентризма, сделала первые шаги к построению христианской теории. К этому же этапу относятся влиятельные гностические учения II в. Составляющая второй этап философская теология кон. II - III вв. начинает освобождаться от влияния гностицизма и переходит от «чистой» апологетики к построению универсальных теологических систем. Вместе с тем ряд представителей западной патристика (Киприан, Арнобий, Лактанций) еще остается под влиянием апологетической традиции. патристика институционально оформляется в первых теологических школах — Александрийской и Антиохийской.
Зрелая патристика IV - V вв.: классика теоретизирования и оформление догматики. В первой половине IVв. христианство становится государственной религией. Вселенские соборы, начиная с Никейского (325 г.), придают теологии догматическое измерение. География патристики расширяется за счет сирийской и армянской. Теоретизирование в ходе тринитарной и христологической полемики достигает наивысшего расцвета — классические теологические системы на основе неоплатонизма (каппадокийцы, Дионисий Ареопагит), который утверждается и в западной традиции (Марий Викторин, Августин). Этот период отличается наибольшим разнообразием жанров.
Поздняя патристика VI - VIII вв.: кристаллизация догматики. Теоретико-догматическая сторона патристики окончательно принимает форму непреложного канона. Отсутствию крупных теоретических новаций сопутствует интенсификация комментаторства и систематизации при параллельном росте мистических тенденций и принципиального внимания к аристотелизму (Иоанн Дамаскин), предвещающего схоластику. На Западе теоретизирование постепенно также начинает приобретать переходные к схоластике формы.
Схоластика – господствующий тип средневековой теологической философии, отличительными чертами которого являлись оторванность от реальной действительности, замкнутость, консерватизм, крайний догматизм, полное и беспрекословное подчинение религиозным идеям, схематичность, назидательность, учительство.
Название «схоластика» произошло от латинского
слова schola (школа), поскольку данный тип
философии несколько столетий преподавался
в школах и университетах Европы. Таким
образом, схоластика представляла собой
не столько науку, занимающуюся творческим
поиском, сколько застывшую школьно-университетскую
дисциплину, имевшую цель философски обосновать
религиозное учение и догматы Церкви (за
что получила прозвище «Философия – служанка
богословия»).
Для схоластики характерно восприятие Библии как жесткого нормативного текста, абсолютной истины.
Схоласты подразделяли знание на два вида:
- сверхъестественное, даваемое в откровении (то есть то, что имел в виду Бог, закладывая ту или иную мысль в Библии);
- естественное, отыскиваемое человеческим разумом (то есть то, что сумел человек «расшифровать» из текста Библии, как он понял идеи Бога).
В этой связи схоласты вели многочисленные споры, написали сотни философских томов, в которых пытались правильно понять идеи Бога, спрятанные за строчками Библии. Причем предметом данных споров и изысканий становилась не суть идей Бога, а правильность и четкость понятий, определений, формулировок, иначе говоря, внешняя, формально-логическая сторона религиозного учения.
В средневековой теологической философии (схоластике) выделяются два противоположных направления – номинализм и реализм.
Реализм – направление теологической философии, сторонники которого считали подлинно существующими (т.е. подлинным бытием) не сами вещи, а их общее понятие – универсалии (по смыслу реализм близок к учению Платона о «чистых идеях», воплощением которых являются реальные вещи). Видными представителями реализма были Ансельм Кентерберийский, Гильом из Шампо.
Номинализм (от лат. nomen – имена) – направление
теологической философии, сторонники
которого считали реально существующими
лишь сами конкретные вещи, в то время
как общие понятия (универсалии) воспринимали
как имена вещей. (По смыслу номинализм
близок учению Аристотеля, отвергавшего
«чистые идеи» и считавшего реально существующими
«индивидуумы» - определяемые материальные
вещи).
Согласно номиналистам универсалии существуют
не до, а после вещей, а вещи познаются
чувственным опытом. К числу номиналистов
принадлежали Росцелин, Пьер Абеляр, Дунс
Скот.
«О
ГРАДЕ БОЖЬЕМ» - одно из важнейших сочинений
Августина Блаженного. В книге была осуществлена
нетрадиционная разработка проблемы периодизации
исторического процесса. По мысли Августина,
«два града - нечестивцев и праведников
- существуют от начала человеческого
рода, и пребудут до конца века. Теперь
граждане обоих живут вместе, но желают
разного, в день же Суда поставлены будут
розно". Люди, живущие в Боге, вместе
образуют "Град Божий», или «Град небесный»;
прочие – «Град Земной». По мысли Августина,
«две разновидности любви порождают два
града: земной град создан любовью к самим
себе, доведенной до презрения к Богу,
небесный - любовью к Богу, доведенной
до полного самозабвения. Первая возносит
самое себя, вторая - Бога. Первая ищет
людскую славу, вторая устремлена к высшей
славе Бога». Оба града имеют своих посланников
на небе: восставших ангелов и тех, кто
сохранил верность Богу. На земле они разнятся
как потомки Каина и Авеля, эти два библейских
персонажа выступают символами двух сообществ.
(«Основатель земного града был братоубийца
Каин; ему соответствует и братоубийца
Ромул - основатель Рима».) При этом гражданин
«Града земного» на этой земле производит
впечатление повелителя и господина мира,
гражданин «Града Божьего» - уподобляется
страннику и пилигриму. Первый определен
к вечному проклятию, второй - к спасению
во веки вечные. Как отмечает Августин:
«Небесный град вечен; там никто не рождается,
потому что никто не умирает; там истинное
и полное счастье, которое есть дар Божий.
Оттуда мы получили залог веры на то время,
пока, странствуя, вздыхаем о красоте его».
Нашел отражение в книге « О граде Божьем»
и взгляд Августина на «человека внутреннего»
как образ и подобие Бога и Троицы, в коей
три Лица при их сущностном единстве. Таким
образом история предстает в произведении
«О граде Божьем» в принципиально новой
версии, незнакомой античному миропониманию:
она имеет начало творения и конец сотворенного
мира с пограничным моментом в виде воскрешения
и страшного суда. В конце произведения
Августин акцентирует перспективу воскрешения:
плоть (хотя и трансформированная) возродится
к жизни: "плоть станет духовною, подчинится
духу, но будет плотью, не духом; подобно
тому как дух был подчинен плоти, но все
же остался духом, а не плотью".