Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 17:44, реферат
Общий «вес» вклада Гегеля в развитие философии в первую очередь определяется разработкой диалектического метода. Под диалектикой в данном случае требуется понимать теорию развития, в основе которого лежит единство и борьба противоположностей, т.е. становление и разрешение противоречий. «Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия - критерий заблуждения» - этот вызывающий тезис, защищавшийся Гегелем в его диссертации 1801 года, можно считать ключевым для уразумения гегелевской диалектики.
2. Диалектика
Гегеля. Основные законы и категории диалектики
Гегеля.
Общий «вес» вклада Гегеля в развитие
философии в первую очередь определяется
разработкой диалектического метода.
Под диалектикой в данном случае требуется
понимать теорию развития, в основе которого
лежит единство и борьба противоположностей,
т.е. становление и разрешение противоречий. «Противоречие
есть критерий истины, отсутствие противоречия
- критерий заблуждения»
- этот вызывающий
тезис, защищавшийся Гегелем в его диссертации
1801 года, можно считать ключевым для уразумения
гегелевской диалектики.
Противоречие есть
единство взаимоисключающих и одновременно
взаимополагающих друг друга противоположностей.
Возникающие в этом взаимоисключении
напряжение, конфликт и служат источником
движения и развития любой вещи. Причем
развитие осуществляется не в произвольном
порядке, а по определенному правилу: утверждение
(тезис), его отрицание (антитезис), отрицание
отрицания (синтез, снятие противоположностей).
Термин «снятие» здесь
означает, что первые две стадии развития
предмета преодолены, изжиты, оставлены,
но одновременно и сохранены, воспроизведены
вновь, объединены в новом, высшем качестве. «…Так
все противоположности, принимаемые за
нечто прочное, например, конечное и бесконечное,
единичное и всеобщее, суть противоречие
не через какое-то внешнее соединение,
а, как показало рассмотрение их природы,
сами по себе суть некоторый переход, синтез
и субъект, в котором они являют себя, есть
продукт собственной рефлексии их понятия». Гегель.
Наука логики. - М.: Мысль, 1972. - Т. 3. - с. 298.
Каждое понятие, а стало
быть, и каждое явление в природе, обществе
и духовной жизни человека проходит, по
Гегелю, такой тройственный цикл развития
- утверждения, отрицания и отрицания отрицания,
или нового утверждения, достигнув которого
весь процесс воспроизводится вновь, но
на более высоком уровне; и так до тех пор,
пока не будет получен высший синтез. Вот
пример такого диалектического цикла,
приведенный Гегелем: «Почка исчезает, когда распускается
цветок, и можно было бы сказать, что она
опровергается цветком; точно так же при
появлении плода цветок признается ложным
наличным бытием растения, а в качестве
его истины вместо цветка выступает плод.
Эти формы не только различаются между
собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые.
Однако их текучая природа делает их в
то же время моментами органического единства,
в котором они не только не противоречат
друг другу, но один так же необходим, как
и другой; и только эта одинаковая необходимость
и составляет жизнь целого». Гегель. Сочинения. - М.,
1959. - Т. 4. - с. 2.
Составляющая первооснову
мира (по Гегелю) абсолютная идея также
обязана подчиниться триаде - тезису, антитезису
и синтезу. Сначала она выступает в виде
чистых логических сущностей («Наука логики»), затем в форме инобытия
или природы («Философия природы») и,
наконец, в различных формах духа - праве,
нравственности, искусстве, религии и
т.д. («Философия
духа»).
«Чистые
логические сущности» первой фазы развития абсолютной
идеи - это просто-напросто логические
законы и категории, т.е. наиболее общие
понятия, в которых воспроизводятся предельно
общие связи и отношения нашего бытия
(общее и единичное, необходимое и случайное,
причина и следствие и т.д.). Непревзойденная
до сих пор оригинальность гегелевской
мысли заключается в том, что категории
мышления не просто выстроились в определенном
системном порядке, но и пришли в движение,
как бы «ожили», стали «текучими», порождающими
и обусловливающими друг друга. Иными
словами, Гегель демонстрирует саморазвивающуюся
систему понятий, поднимающихся от простого,
абстрактного, безличного к конкретному,
сложному, содержательному исключительно
за счет собственных возможностей, т.е.
силою логики, мысли, духа. Двигательную
же силу понятиям придают все те же диалектические
принципы: внутренней противоречивости,
отрицательности, всеобщей взаимосвязи
и т.д. В основе диалектики Гегеля лежит
идеалистическое представление о том,
что источник всякого развития - как природы,
так и общества, и человеческого мышления
- заключен в саморазвитии понятия, а значит,
имеет логическую, духовную природу. Согласно
Гегелю, «только
в понятии истина обладает стихией своего
существования» Гегель. Сочинения. - М.,
1959. - Т. 4. - с. 3., и поэтому диалектика понятий
определяет собой диалектику вещей - процессов
в природе и обществе. У Гегеля весь вселенский
диалектический процесс в конечном счете
подчинен определенной цели - достижению
точки зрения абсолютного духа, в которой
сняты и разрешены все противоречия и «погашены» противоположности.
Начинается, к примеру,
логика Гегеля с категории «чистого бытия»
- самой бедной содержательно,
предельно абстрактной и неопределенной
категории. Ведь о «чистом бытии» в принципе ничего нельзя
сказать, кроме того, что оно есть, оно
существует. Неопределенность и бессодержательность
этой категории позволяют приравнять
ее к другой не менее абстрактной категории
- «ничто» (ведь
и ее мы практически никак не можем содержательно
охарактеризовать). «Ничто» отрицает «чистое бытие вообще».
Постоянный же переход
чистого бытия в ничто, и наоборот, есть «становление», третья
категория, выражающая синтез «чистого бытия» и «ничто». Внутри «становления» уже заложено противоречие,
поскольку оно может быть как разрушительным
(переход от бытия к ничто), так и созидательным
(переход от ничто к бытию). Поэтому «становление» разделяется
на категории «уничтожение» и «возникновение», которые, в свою очередь,
порождают категорию «наличное бытие». Это уже бытие с некоторой
степенью определенности, и, следовательно,
мы имеем дело с категорией «качества», т.е. «тождественной с бытием
определенностью». Качественная характеристика
бытия неизбежно тянет за собой «количество», а
их противоречивое единство дает категорию «мера» (т.е.
некие пределы, внутри которых изменение
количества не ведет к смене качества).
Вот таким примерно способом и строится в «Науке логики» гегелевская система категорий диалектики, которые, по Гегелю, существуют объективно, составляя некий духовный каркас или, точнее, русло развития мироздания в целом, а также культуры человечества. В понятиях у Гегеля как бы изначально присутствует конкретное содержание всех вещей и процессов нашего мира, в существовании которого понятия лишь проявляются, обнаруживаются.