Философия Гегеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2011 в 13:21, реферат

Описание

Развитие немецкой классической философии достигает вершин в творчестве Георга Вильгельма Фридриха Гегеля. Гегель родился в 1770 г. в Штутгарте, его отец был высоким чиновником государственной службы. В 1788 г. Гегель в качестве стипендиата поступает в протестантское теологическое училище в Тюбингене, где подружился с Фридрихом Гельдерлином и Шеллингом.

Работа состоит из  1 файл

ГЕГЕЛЮШКА.doc

— 37.00 Кб (Скачать документ)

     Философия Гегеля

     Развитие  немецкой классической философии достигает  вершин в творчестве Георга Вильгельма Фридриха Гегеля. Гегель родился в 1770 г. в Штутгарте, его отец был высоким чиновником государственной службы. В 1788 г. Гегель в качестве стипендиата поступает в протестантское теологическое училище в Тюбингене, где подружился с Фридрихом Гельдерлином и Шеллингом. Здесь он вместе со своими друзьями переживает взрыв французской революции, который они отметили посадкой дерева свободы.

     В это время Гегеля не привлекали абстрактные метафизические проблемы. Он с удовольствием читал Платона, Гердера, Шиллера, Монтескье, а также Канта, имевшего  в училище ряд приверженцев. Его излюбленным философом был идеолог демократии и революционного переворота Ж.-Ж. Руссо.

     После завершения учебы в университете он вступил на обязательный путь немецкого интеллигента  - стал домашним учителем в Берне. В 1797 г. он переселился во Франкфурт, где так же работал учителем.

     Результатом этого периода был ряд очерков  и исследований с критикой христианства, с анализом социальной роли христианства  и его взаимосвязи с развитием общества.

     В 31 год он решил  испытать себя в  качестве преподавателя университета. В это время он еще прибывает  в тени славы Шеллинга, о чем  свидетельствует его первая крупная работа «Различие между системами Фихте и Шиллинга». Гегель всецело на стороне последнего.

       Право читать лекции Гегель  получил, но успехом первоначально  не пользовался. «Деревянный Гегель», - говорили о нем, и было отчего. Начинающий лектор то и дело перелистывал свои тетради, отыскивая нужное место, нюхал табак, чихал и кашлял.  Говорил негромко, с трудом подыскивая слова, а главное совсем не заботясь о доступности изложения. Но он искал свой путь в философии, свой вариант решения ее проблем, и уже первые слушатели это почувствовали.

     Затем он временно покинул    университет и переехал в Бамберг, приняв предложение стать редактором местной газеты.

     Позднее он назовет этот период газетной каторгой. Затем Гегель был директором Нюрнбергской гимназии, первого в Германии среднего учебного заведения с гуманитарным уклоном.

     Наконец Гегель вернулся в университет. Вначале  это был университет в Гейдельберге, затем – в Берлине.  Первые лекции Гегеля в Берлине остались почти без внимания, однако постепенно курсы стали собирать всё большую аудиторию. Студенты не только из различных областей Германии, но также из Польши, Греции, Скандинавии и других европейских стран устремились в Берлин. Гегелевская философия права и государственного строя все более становилась официальной философией прусского государства, и целые поколения деятелей образования, чиновников и государственных мужей заимствовали свои взгляды на государство и общество из гегелевского учения, ставшего реальной силой в интеллектуальной и политической жизни Германии. Философ находился на вершине успеха, когда скоропостижно скончался 14 ноября 1831 в Берлине.

     Именно  здесь в полной мере открылся  талант философа.

     Первая  серьезная попытка Гегеля изложить свою систему  взглядов относится  к 1805 году. Речь идет о знаменитой «Феноменологии духа». Философ утверждает: в основе всех явлений природы и общества лежит «абсолютная идея» или «мировой дух». Он первичен, здесь Гегель повторяет Платона. Но абсолютная идея развивается в собственном лоне – в «стихии чистого мышления». Затем она переходит в своё иное бытие – природу, наконец достигает стадии духа, развертываясь и постигая себя в различных проявлениях человеческого сознания и деятельности.  

     Гегель  стремился приблизить философию  к науке. Идея Гегеля – это суть вещей, любых в том числе и понятий. Это суть и объекта и субъекта. Вот и получается, что противопоставление субъекта и объекта в идее преодолено.  Каждая отдельная идея переходит в своё иное, в другую идею. Это – диалектическое отрицание. Тезис переходит в антитезис, затем они сливаются в новое единство. Гегелевская триадичность «тезис – антитезис – синтез» многократно ставилась под сомнение в том смысле, что не везде она имеет место. Философия Гегеля выступает как чистая стихия мышления, восхождение от абстрактного к конкретному.

     По  Гегелю, идеи существуют в трех уровнях: 1) идеи сами по себе; 2) идеи по природе; 3) идеи в духе. Соответственно этому тройственному делению Гегель пишет книги: «Наука логики»; «Философия природы»; «Философия духа». Эти книги образуют «Энциклопедию философских наук».

     Диалектика  – ценнейшая сторона гегелевского учения. Анализ важнейших  законов  и категорий диалектики, последовательное применение ее к самым различным  областям знания позволили Гегелю поднять  диалектику на уровень науки, а науке опередить время. Анализируя понятия количества и качества, Гегель показывает, что количественные изменения приводят в конечном итоге к изменениям качественным, совершающимся путем своего рода скачка, означающего перерыв в постепенном развитии при переходе из качественного состояния в другое. При этом Гегель приводит вполне материалистические примеры, ссылается, в частности, на переход воды в твердое или газообразное состояние под влиянием количественных температурных влияний.

     Источник  движения, развития, по Гегелю, - противоречие, скрытое внутри явления. Здесь философ решительно выступает против метафизики, которая полагает, что противоречие в самих вещах не возможно; оно свойственно лишь неправильным суждениям. Он говорил: «Противоречие – вот что на самом деле движет миром».

     С учением Гегеля о противоречии органически  связано и его понимание отрицания  и отрицания отрицаний. Развитие необходимо приводит к отрицанию  данной формы, данной ступени явления, причем это отрицание приходит не извне, а представляет собой следствие развития, ступень его.

     Гегель  различает абстрактное и конкретное отрицание: первое носит нигилистический  характер, второй же – не просто уничтожение  старого, а сохранение его жизнеспособных элементов. Речь идет об исторической преемственности в ходе поступательного развития. Отрицание подвергается новому отрицанию. Это и есть отрицание отрицания.

     Гегель, таким образом, сформулировал и  раскрыл содержание трех основных законов  диалектики: отрицания отрицаний, единства и борьбы противоположностей, закона перехода количественных изменений в коренные качественные и обратно. В действии этих законов Гегель хотел бы установить ограничения. Так, свою философскую систему он ставил в исключительное положение, утверждая, что ею завершится процесс познания абсолютной идеей своего собственного содержания.

Информация о работе Философия Гегеля