Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2011 в 13:21, реферат
Развитие немецкой классической философии достигает вершин в творчестве Георга Вильгельма Фридриха Гегеля. Гегель родился в 1770 г. в Штутгарте, его отец был высоким чиновником государственной службы. В 1788 г. Гегель в качестве стипендиата поступает в протестантское теологическое училище в Тюбингене, где подружился с Фридрихом Гельдерлином и Шеллингом.
Философия Гегеля
Развитие немецкой классической философии достигает вершин в творчестве Георга Вильгельма Фридриха Гегеля. Гегель родился в 1770 г. в Штутгарте, его отец был высоким чиновником государственной службы. В 1788 г. Гегель в качестве стипендиата поступает в протестантское теологическое училище в Тюбингене, где подружился с Фридрихом Гельдерлином и Шеллингом. Здесь он вместе со своими друзьями переживает взрыв французской революции, который они отметили посадкой дерева свободы.
В это время Гегеля не привлекали абстрактные метафизические проблемы. Он с удовольствием читал Платона, Гердера, Шиллера, Монтескье, а также Канта, имевшего в училище ряд приверженцев. Его излюбленным философом был идеолог демократии и революционного переворота Ж.-Ж. Руссо.
После завершения учебы в университете он вступил на обязательный путь немецкого интеллигента - стал домашним учителем в Берне. В 1797 г. он переселился во Франкфурт, где так же работал учителем.
Результатом этого периода был ряд очерков и исследований с критикой христианства, с анализом социальной роли христианства и его взаимосвязи с развитием общества.
В 31 год он решил испытать себя в качестве преподавателя университета. В это время он еще прибывает в тени славы Шеллинга, о чем свидетельствует его первая крупная работа «Различие между системами Фихте и Шиллинга». Гегель всецело на стороне последнего.
Право читать лекции Гегель
получил, но успехом
Затем он временно покинул университет и переехал в Бамберг, приняв предложение стать редактором местной газеты.
Позднее он назовет этот период газетной каторгой. Затем Гегель был директором Нюрнбергской гимназии, первого в Германии среднего учебного заведения с гуманитарным уклоном.
Наконец
Гегель вернулся в университет. Вначале
это был университет в
Именно здесь в полной мере открылся талант философа.
Первая серьезная попытка Гегеля изложить свою систему взглядов относится к 1805 году. Речь идет о знаменитой «Феноменологии духа». Философ утверждает: в основе всех явлений природы и общества лежит «абсолютная идея» или «мировой дух». Он первичен, здесь Гегель повторяет Платона. Но абсолютная идея развивается в собственном лоне – в «стихии чистого мышления». Затем она переходит в своё иное бытие – природу, наконец достигает стадии духа, развертываясь и постигая себя в различных проявлениях человеческого сознания и деятельности.
Гегель стремился приблизить философию к науке. Идея Гегеля – это суть вещей, любых в том числе и понятий. Это суть и объекта и субъекта. Вот и получается, что противопоставление субъекта и объекта в идее преодолено. Каждая отдельная идея переходит в своё иное, в другую идею. Это – диалектическое отрицание. Тезис переходит в антитезис, затем они сливаются в новое единство. Гегелевская триадичность «тезис – антитезис – синтез» многократно ставилась под сомнение в том смысле, что не везде она имеет место. Философия Гегеля выступает как чистая стихия мышления, восхождение от абстрактного к конкретному.
По Гегелю, идеи существуют в трех уровнях: 1) идеи сами по себе; 2) идеи по природе; 3) идеи в духе. Соответственно этому тройственному делению Гегель пишет книги: «Наука логики»; «Философия природы»; «Философия духа». Эти книги образуют «Энциклопедию философских наук».
Диалектика
– ценнейшая сторона
Источник движения, развития, по Гегелю, - противоречие, скрытое внутри явления. Здесь философ решительно выступает против метафизики, которая полагает, что противоречие в самих вещах не возможно; оно свойственно лишь неправильным суждениям. Он говорил: «Противоречие – вот что на самом деле движет миром».
С
учением Гегеля о противоречии органически
связано и его понимание
Гегель
различает абстрактное и
Гегель, таким образом, сформулировал и раскрыл содержание трех основных законов диалектики: отрицания отрицаний, единства и борьбы противоположностей, закона перехода количественных изменений в коренные качественные и обратно. В действии этих законов Гегель хотел бы установить ограничения. Так, свою философскую систему он ставил в исключительное положение, утверждая, что ею завершится процесс познания абсолютной идеей своего собственного содержания.