Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 17:35, контрольная работа
Философия Гераклита являлась наиболее передовым учением в пери¬од формирования рабовладельческого способа производства в древней Греции. Он выступил в защиту ионийского ма¬териализма и стихийной диалектики против идеалистических и антидиалектических течений. Своё передовое философское учение Герак¬лит развивал в борьбе против мифологического мировоззрения Гомера и Гесиода, против идеалистических и антидиалектических филосо¬фских учений Пифагора, Ксенофана, Гекатея.
1. Вступление
2. Глава 1. Проблемы познания
• Источник и характер человеческих знаний
• Относительность всех свойств и вещей
3. Глава 2. Идея всеобщего движение и изменения
• Жизнь – движение и активность
• Единство противоположностей
4. Глава 3. Учение о логосе
• Смысл термина «логос»
• Объективный и субъективный логос
5. Заключение
Список использованной литературы
Здесь можно видеть объективный всеобщий смысл истины логоса, превосходство его над любым индивидуальным представлением, хотя бы даже человека наимудрейшего, неизбежность победы истины над любым субъективным мнением, над лжесвидетельством.
Но логос как истина, правда, мудрость - это уже категория разума, или познания, и свидетельствует о подходе Гераклита к пониманию закона как умопостигаемого. Отсюда и происхождение самого термина логос (разум, слово). Но это только подход. Категория познания ещё не выделена полностью. Логос понимается и как разум - как тот разум, который присущ самому первоогню. "Всем управляет Перун”, т.е. он направляет. Перуном же он называет вечный огонь, он говорит также, что “огонь разумен и является причиной управления всем. Поскольку логос всеобщ, то и разум присущ всему.
Как бы ни решал Гераклит вопрос об отношении мышления к чувствам или ощущениям, бесспорны попытки Гераклита возвести душу в целом, к её материальной основе. Такую основу он видел в сухом огненном естестве. Физике огня в психологии Гераклита содействует учение об огненной "психее". В связи с этим Гераклит утверждает, будто мудрейшая и наилучшая та душа, природа которой характеризуется "сухим блеском", и наоборот, наихудшая душа у пьяниц:
Одна
из заслуг Гераклита состоит в
постановке гносеологической проблемы
и в попытке адекватно выразить
связь субъективного логоса, требующего
непротиворечивости, с объективным "логосом"
бытия, глубоко противоречивым по своей
сути. На пути согласования субъективного
логоса с объективным древний мыслитель
столкнулся с трудностями, результатом
которых и явились его оригинальный стиль,
его парадоксы и всё его "метафизическое"
учение о логосе.
Заключение.
Учение Гераклита Эфесского было обусловлено тремя факторами:
историческими событиями, происходившими в греческом мире на рубеже 6 - 7вв.;
критическим
осмыслением мифопоэтических и
философских воззрений
Личностью философа, его талантом и поэтическим складом ума, его темпераментом и необычайно чуткой реакцией на происходящие события.
Гераклит открыл новую картину мира и явился родоначальником диалектической идеи о противоречиво-парадоксальной природе вещей, о единстве и борьбе противоположностей как источнике бытия всякой вещи и всеобщего становления, движения и изменения. Хотя никто из мыслителей до и после Гераклита не выразил идею движения и изменения столь рельефно и впечатляюще, как это сделал Гераклит в смыслеобразе вечно текущей реки, тем не менее, он не был просто философом становления, как это нередко принято считать на основе платоновско - аристотелевской традиции.
Стихийная диалектика эфесского материалиста была исторически ограничена. Всеобщее движение Гераклит понимал как замкнутый круговорот природы; ему была совершенно чужда историчность, идея бесконечного поступательного развития. Герцен говорил о "беличьем колесе жизни" Гераклита, у которого намечалось учение о "мировом годе", о циклическом развитии космоса и о возвращении его в первоначальное состояние. Эту антидиалектическую идею Гераклита впоследствии разработали стоики. Высказав стихийную догадку о борьбе, как об "отце" и "управителе" всех изменений, Гераклит был совершенно чужд понимания абсолютного значения борьбы и относительного значения единства противоположностей.
При
всей своей примитивности наивный
материализм и стихийная
3.Хрестоматия по философии: Учеб. Пособие для вузов. В 3 ч. Ч. 1. – М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 1997
4.История философии в кратком изложении. Пер. с чеш. И.И. Богута. Москва
«Мысль» 1991.
5.Античные философы. /Сост. И общ. Ред. Аветисьян А.А. 1995.
6.Философский словарь. /Под ред. И.Т. Фролова. Изд. 4-ое, Москва.