Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2010 в 18:45, доклад
вопросы эволюционизма, типы.
Философия
глобального эволюционизма.
В
концепции глобального
Историю становления эволюционных взглядов в науке до настоящего времени условно можно разбить на следующие этапы:
Основные положения формального глобального эволюционизма:
Слабым место этой концепции является предопределенность фундаментальных законов мироздания. В связи с этим существует ряд вопросов: могут ли существовать законы системы до возникновения самой системы. Вселенная развивается и усложняется, следовательно, законы, описывающие систему в начале развития, должны быть самые простые, но в настоящий момент, законы, описывающие начальные этапы существования вселенной, постоянно усложняются. Еще одним вопросом является то, какие законы считать фундаментальными, а какие производными и возможно ли такое разделение.
Решить проблемы формального эволюционизма можно одним из следующих способов: либо согласится с предопределенностью всех мировых законов, тем самым отказаться от эволюционных взглядов, либо отвергнуть предопределенность и искать принципы становления уровней организации вселенной и, самое главное, последовательного возникновения соответствующих им законов.
Глобальный эволюционизм поддерживает второй вариант и его основным предположением является то, что не существует статичных, абсолютных законов Вселенной. То есть на начальный момент времени Вселенная не обладала никакими физическими параметрами, характеристиками — ни массой, ни энергией, ни зарядом, и, следовательно, не существовало никаких законов, связывающих эти параметры.
Говоря о единичности и элементарности начала Вселенной, в рамках глобального эволюционизма выдвигают гипотезу направленности эволюции. Согласно которой, с самого начала мир был разделен на бытие и небытие, а развитие происходило за счет противоположных процессов: дифференциации элементов и интеграции их в новые системы.
Основные положения глобального (не формального) эволюционизма следующие:
В рамках глобального эволюционизма выдвигается гипотеза последовательного возникновения и изменения законов Вселенной. Которая не только позволяет рационально подойти к пониманию начала вселенной, но и по-новому взглянуть на возможность объединения существующих законов в единую систему. Согласно парадигме глобального эволюционизма единая теория физических взаимодействий должна представлять собой не некоторую стационарную систему, частными решениями которой являются законы элементарных взаимодействий, а последовательную цепочку законов, предыдущие звенья которой являются основанием для вывода последующих. Фактически эта система должна выглядеть, как иерархическая последовательность уравнений, имеющих изменяемый параметр.
С парадигмой глобального эволюционизма логично согласуется гипотеза формирования космологических образований (скоплений галактик, галактик, звёздных систем) в результате последовательного распада протогалактических объектов. Эту гипотезу ещё в семидесятых годах прошлого века высказал академик В .А. Амбарцумян.
Понимание эволюции Вселенной, как процесса интегрирования новых систем на фоне непрерывного дифференцирования его элементов, даёт возможность корректно решить проблему применения второго начала термодинамики к эволюционным процессам. Которое можно сформулировать так: увеличение энтропии на низших уровнях организации вещества служит основанием для интеграционных процессов на последующих уровнях, идущих с уменьшением.
Современный человек использует глобальный эволюционизм как каркас, в который могут хорошо вписываться самые разные мировоззренческие позиции, например, И.Пригожина, Тейра де Шардена и др. Всем этим взглядам глобальный эволюционизм, ориентированный на дарвинизм и синтетическую теорию эволюции, придает вид рационального и научного обоснования.
Современные теологи также используют идею глобального эволюционизма с ее положением о возникновении нового качества в эволюции для "научного" обоснования идеи воскресения из мертвых.
Форму
глобального эволюционизма
Глобальный
эволюционизм сегодня существует в
виде огромного количества вариантов
и версий, которые характеризуются различной
степенью концептуальной проработанности:
от малообоснованных утверждений, наполняющих
обыденное сознание до развернутых концепций,
подробно рассматривающих весь ход универсальной
эволюции мира - таких, как концепция Тейяра
де Шардена или Э.Янча.