Философия глобального эволюционизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2010 в 18:45, доклад

Описание

вопросы эволюционизма, типы.

Работа состоит из  1 файл

философия глоб эвол.ционизма.doc

— 42.00 Кб (Скачать документ)
 

Философия глобального эволюционизма. 
 

      В концепции глобального эволюционизма  Вселенная представляется в качестве развивающегося во времени природного целого. Вся история Вселенной  от "Большого взрыва" до возникновения  человечества рассматривается как  единый процесс, в котором космический, химический, биологический и социальный типы эволюции имеют генетическую и структурную преемственность.

     Историю становления эволюционных взглядов в науке до настоящего времени  условно можно разбить на следующие этапы:

  • Антиэволюционизм. Абсолютное отрицание каких-либо эволюционных изменений. Характерно для классической картины мира. В основе лежало представление, что Вселенная бесконечна во времени и пространстве.
  • Локальный эволюционизм. Характерен для науки второй половины XIX начала XX веков. В этот период возможность самоорганизации вещества была доказанным эмпирическим фактом (биологическая эволюция, развитие космологических объектов), но все эволюционные процессы не рассматривались, как некоторые взаимосвязанные этапы развития Вселенной. Сама Вселенная признавалась бесконечной во времени, а все эволюционные процессы рассматривались как независимые случайно возникающие и затухающие в различных её частях.
  • Формальный глобальный эволюционизм. Представление о едином, последовательном процессе эволюции. Стал складываться в конце XX века (Л. М. Гинделис, И. Пригожин, Тейар де Шарден, Э. Янч, Г. М. Идлис, Н. Н. Моисеев, В. В. Казютинский, А. П. Назаретян и другие). Этот подход получил называние глобального (или универсального) эволюционизма.

     Основные  положения формального глобального эволюционизма:

    1. Мир имеет начало во времени или циклически "рождается" и "гибнет", проходя через состояние сингулярности (гипотеза пульсирующей Вселенной),
    2. Мир состоит из иерархических систем, последовательно появляющихся с момента начала Мира, как этапы его эволюции,
    3. Законы функционирования систем признаются неизменными на всём протяжении эволюции Мира (из-за этого концепция получила название формального глобального эволюционизма).

     Слабым  место этой концепции является предопределенность фундаментальных законов мироздания. В связи с этим существует ряд вопросов: могут ли существовать законы системы до возникновения самой системы. Вселенная развивается и усложняется, следовательно, законы, описывающие систему в начале развития, должны быть самые простые, но в настоящий момент, законы, описывающие начальные этапы существования вселенной, постоянно усложняются. Еще одним вопросом является то, какие законы считать фундаментальными, а какие производными и возможно ли такое разделение.

     Решить проблемы формального эволюционизма можно одним из следующих способов: либо согласится с предопределенностью всех мировых законов, тем самым отказаться от эволюционных взглядов, либо отвергнуть предопределенность и искать принципы становления уровней организации вселенной и, самое главное, последовательного возникновения соответствующих им законов.

     Глобальный  эволюционизм поддерживает второй вариант  и его основным предположением является то, что не существует статичных, абсолютных законов Вселенной. То есть на начальный момент времени Вселенная не обладала никакими физическими параметрами, характеристиками — ни массой, ни энергией, ни зарядом, и, следовательно, не существовало никаких законов, связывающих эти параметры.

      Говоря о единичности и элементарности начала Вселенной, в рамках глобального эволюционизма выдвигают гипотезу направленности эволюции. Согласно которой, с самого начала мир был разделен на бытие и небытие, а развитие происходило за счет противоположных процессов: дифференциации элементов и интеграции их в новые системы.

      Основные положения глобального (не формального) эволюционизма следующие:

  1. В начальный момент Вселенная не обладала никакими параметрами,
  2. Единая теория взаимодействий может быть построена как иерархическая структура, в которой отдельные теории рассматриваются, как последовательные звенья в цепочке вывода, а не как частные решения некоторой обобщающей системы,
  3. Направление эволюционного движения задается двумя процессами: дифференциацией исходного неопредёленного состояния и интеграцией "продуктов" распада.

     В рамках глобального эволюционизма выдвигается гипотеза последовательного возникновения и изменения законов Вселенной. Которая не только позволяет рационально подойти к пониманию начала вселенной, но и по-новому взглянуть на возможность объединения существующих законов в единую систему. Согласно парадигме глобального эволюционизма единая теория физических взаимодействий должна представлять собой не некоторую стационарную систему, частными решениями которой являются законы элементарных взаимодействий, а последовательную цепочку законов, предыдущие звенья которой являются основанием для вывода последующих. Фактически эта система должна выглядеть, как иерархическая последовательность уравнений, имеющих изменяемый параметр.

     С парадигмой глобального эволюционизма логично согласуется гипотеза формирования космологических образований (скоплений галактик, галактик, звёздных систем) в результате последовательного распада протогалактических объектов. Эту гипотезу ещё в семидесятых годах прошлого века высказал академик В .А. Амбарцумян.

     Понимание эволюции Вселенной, как процесса интегрирования новых систем на фоне непрерывного дифференцирования его элементов, даёт возможность корректно решить проблему применения второго начала термодинамики к эволюционным процессам. Которое можно сформулировать так: увеличение энтропии на низших уровнях организации вещества служит основанием для интеграционных процессов на последующих уровнях, идущих с уменьшением.

     Современный человек использует глобальный эволюционизм как каркас, в который могут  хорошо вписываться самые разные мировоззренческие позиции, например, И.Пригожина, Тейра де Шардена и  др. Всем этим взглядам глобальный эволюционизм, ориентированный на дарвинизм и синтетическую теорию эволюции, придает вид рационального и научного обоснования.

     Современные теологи также используют идею глобального эволюционизма с ее положением о возникновении нового качества в эволюции для "научного" обоснования идеи воскресения из мертвых.

     Форму глобального эволюционизма могут  принимать и мистические представления  современных гуру, парапсихологов и  т.д., связанные с религиозными культами востока или вариантами европейского христианства.

     Глобальный  эволюционизм сегодня существует в виде огромного количества вариантов и версий, которые характеризуются различной степенью концептуальной проработанности: от малообоснованных утверждений, наполняющих обыденное сознание до развернутых концепций, подробно рассматривающих весь ход универсальной эволюции мира - таких, как концепция Тейяра де Шардена или Э.Янча.  
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Философия глобального эволюционизма