Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 22:48, реферат
Секрет системы философии Гегеля состоит в том, что ее понимание (вне диалектической философии) существенно было и есть в частях, как состоящей из частей, а должно быть в различении. Более того, вне «системы философии Гегеля», понимаемой только как Энциклопедия философских наук, остаются феноменология духа и философия истории – важные составляющие философии Гегеля.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Система гегелевской философии……………………………………….4
2. Гегелевская диалектика………………………………………………..10
Заключение…………………………………………………………….…..20
Список литературы………………………………………………………..22
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Филиал
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Российский государственный гуманитарный университет»
в г. Георгиевске Ставропольского края
(Филиал РГГУ в г. Георгиевске)
«Менеджмент»
Афендиев Евгений Риматулаевич
Философия Гегеля
Контрольная работа по Философии
Студента 1 курса заочного отделения
ПРОВЕРИЛ:
________________
________________
г. Георгиевск 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Система гегелевской философии……………………………………….4
2. Гегелевская диалектика……………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Секрет системы философии
Гегеля состоит в том, что ее понимание
(вне диалектической философии) существенно
было и есть в частях, как состоящей
из частей, а должно быть в различении.
Более того, вне «системы философии
Гегеля», понимаемой только как Энциклопедия
философских наук, остаются феноменология
духа и философия истории –
важные составляющие философии Гегеля.
Главное, не учитываются положения
философии Гегеля, находящиеся в
инобытии для нее. Если очень хочется
использовать термин «система», то следует
признать Энциклопедию философских
наук частной системой, подсистемой
– это, например, система реальных
наук философии или
Кроме того, понимать систему философии Гегеля, как систему, значит отрывать познание философии Гегеля от объективной совокупности знаний, от системы всеобщих знаний, изложенных конкретным образом Гегелем, т.е. от {системы (знаний) философии}, изложенной Гегелем, что есть недопонимание кем-то самого существа знаний или даже преднамеренная акция в целях умаления значения философии Гегеля.
И еще один момент. Если ограничить систему философии Гегеля только Энциклопедией, то его известная фраза из «Науки логики»: «Бытие есть неопределенное непосредственное», устанавливает либо определение бытия из себя, чего не может быть в силу его данной неопределенности, либо наличие чего-то внешнего к бытию, что не входит в Энциклопедию, но не может не входить в систему философии Гегеля. Поэтому Энциклопедию, и то при великом желании, можно назвать только частной системой, подсистемой философии Гегеля.
Завершением классического немецкого идеализма явилась философская система Гегеля. Собственные этапы диалектической философии – диалектическая философия Гегеля и современная диалектическая философия. Они обусловлены различными процессами: соответственно, феноменологизацией духа и феноменологизацией идеи, обуславливающими различные фазы (сферы) и процессы постижения, а также, соответственно, поэтапную актуализацию науки логики: напр., сейчас уже можно говорить о завершенной науке логики (хотя нельзя говорить об ее окончательном наполнении).
Эпистемологически собственные этапы диалектической философии определяются, соответственно, познанием понятия единства различности и неразличности и постижением отсутствия единства различенности и неразличенности.
Единство двух этапов диалектической философии – единство непротиворечия – обуславливает истинностную ее мощь, определяющую ее совершенное познание и мощнейшие технологии. Важнейшей характеристикой философии Гегеля является ее единство с ее диалектической составляющей, с диалектической философией Гегеля. Поэтому достаточно распространенный термин «диалектическая философия Гегеля» имеет два понимания. Первое понимание, в обычном своем значении, соответственно тому, что философия Гегеля диалектична, является диалектическим учением. Второе понимание, которое идентифицировано и имеет свое раскрытие только в современной диалектической философии, определяется собственно диалектической составляющей философии Гегеля, непосредственно освобожденной от личного общественно-политического мировоззрения великого мыслителя и представляющей собою диалектические знания (действительные знания).
Диалектическая философия (в) философии Гегеля – начинающаяся непосредственная актуализация диалектической философии, которая непосредственно в духе, всецело соответствует развитию духа, собственно, почему и была актуализирована грандиозная философия Гегеля. Познание совпало с бытием, в двуединстве могло быть изложено и было актуализировано**. (Отсюда следует гегелевское представление о познании бытия через понятие, в частности, о том, что оно является истиной нечто; так что в понятии нет никакой мистики.)
Таким образом, в современной диалектической философии и в Новейшей философии используются два различающихся термина: «философия Гегеля» – диалектическое учение, и «диалектическая философия Гегеля» – составляющая учения великого мыслителя; а в недиалектическом смысле можно говорить лишь о философии Гегеля (и о ее собственном воспроизведении).
Но следует все же отметить,
что воспроизведение
Иными словами, для Новейшей философии развитие диалектической философии Гегеля есть современная диалектическая философия, в частности, дополняющая исследования бытия Изначальностью и положениями миросоздания, а развитие философии Гегеля есть Новейшая философия, в частности, дополняющая содержания Энциклопедии и областей диалектического познания.
Наука идеи – всеобщее постижение. Если рассмотреть употребление термина «наука» в труде «Наука логики», то следует обратить внимание на то, что, во-первых, Гегель делает акцент на опыте, но не на эксперименте. Иными словами, великий мыслитель, в первую очередь, определяет сверхчувственность некоторой науки, а не ее рациональность (свойственную обычным наукам). Во-вторых, эта, отдельно действующая наука, согласно Гегелю, – царство духа, что дает понимание кардинального отличия науки от общепринятых наук и от науки логики или логики как науки (о логике философских наук и о формальной логике здесь речь вообще не идет). В-третьих, поэтому, в труде «Наука логики» некоторая наука выступает не как исследование, а как «имеющаяся идентификация»: понимание Логики, неизначальной объективности, моментов мышления (а не мышления) и т.д.
Таким образом, надо оговаривать особое значение термина «наука» (в настоящее время выделяемого курсивом), особенно, в приложении к термину «философия».
Наука (всегда курс.) или наука
идеи (введенное синтетическое
В первую очередь, следует понимать, что наука полагается идеей и включается в науку логики, является ее образующей составляющей. (При этом требуется учитывать сложность композиции сфер познания в гегелевской философии. Так, в современной диалектической философии произведена отдельная идентификация взаимно связанных терминов «Логика», «Логика», «логика», «диалектическая логика», «феноменология логики», «наука» и [синтезирующая] «наука логики».).
Следует также понимать,
что наука диалектически
Поэтому наука является началом пути к философии, но и, в определенном смысле, ее опосредованной частью; философия образует науку и науки, но только наука представляет философию. И ясно, что наука – не философия, наука служит актуализации знаний и представляет философию в бытии.
Именно в науке определяется
начало для науки логики, т.е. вне
последней, но в ее образующей составляющей
(здесь имеется указанная
Наука является началом пути к философии и представляет философию в бытии. Наука «являет себя как некоторый завитый в себя круг, в начало которого (в простое основание) опосредствование вплетает обратно его конец; при этом круг этот есть круг кругов, ибо каждый отдельный член, …есть начало некоторого нового члена. Фрагменты этой цепи суть отдельные науки..
Одним из основных методов науки является метод определенного отрицания. Наука понимается в смысле постижения и в смысле постижения:
В Новейшей философии, когда
познание движется уже на уровне феноменологий
идеи, наука понимается и как движение
в действительном разума. Поэтому
наука определяет (но не полагает) не
только науку логики, но в Новейшей
философии и науки-логики-
Теперь, в силу Второго акта осознания себя идеей, науку следует начинать сызнова. Началом движения далее является новое (второе) начало или порожденное из первого (второе) неопределенное непосредственное – неопределенно непосредственная область, включающая наличное бытие в самое себя как часть и обозначенная как «Начала…», – которое, во-первых, является и вторым началом (продолжения) науки, которой придется отразить весь процесс абстракции, проделываемый заново идеей (науки-логики-продолжение), и началом современной науки, и, во-вторых, есть отрицание отрицания, и пронзающее идею теперь и полагающее, в частности, основание нового движения (развития) философии Гегеля – ее воспроизведение.
Гегелевская философская система вбирает в себя логику и философию природы, антропологию и психологию, философию права и этику, философию государства и гражданского общества, философию религии и эстетику, историю философии и философию истории и др. Она вбирает в себя диалектику как систему принципов законов и категорий. Однако его философская система сдерживает диалектику, ибо имеет как бы законченный характер: в его философии абсолютная идея полностью познает себя, завершив тем самым процесс познания, а в прусской монархии обретается «венец всего здания» как наиболее совершенном воплощении разума в жизни человечества.
Система диалектической философии
есть достояние самой философии.
Понимание системы
Но бесспорным является и
то, что довлеющее
Субстанциальная форма духа перестроилась – современная диалектическая философия, и уже спадают увядающие листья, но многие из них все еще надежно держатся за свои места, не давая возможности расти никакому новому. Но время идет и берет свое – увядающие листья исчезнут. И диалектическое познание займет свое место; а пока, смотря на увядание, спокойно, как почки, набухает...
2. ГЕГЕЛЕВСКАЯ ДИАЛЕКТИКА
Величайшая роль принадлежит Гегелю в разработке проблем диалектики. Он дал наиболее полное учение о диалектическом развитии как качественном изменении, движении от низших форм к высшим, переход старого в новое, превращение каждого явления в свою противоположность. Он подчеркнул взаимосвязь между всеми процессами в мире.
Диалектическая философия Гегеля и современная диалектическая философия, используя известное определение Гегеля относительно бытия и ничто, суть одно и то же, но они различны, ибо непрестанно соотносятся друг с другом, создавая новые знания в Новейшей философии (поэтому она отлична от философии Гегеля).