Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 17:24, реферат
Философы обсуждали проблему “частей” философии, ее структурированности с тех пор как состоялось первоначальное накопление философских идей и появились первые философы-систематики.
Философия в ее полном виде может быть разделена на три части соответственно трем “предметам”: объекту деятельности, субъекту деятельности и самой деятельности, точнее ее средствам-методам.
1. Предмет и «части» философии
2. Истоки философии
3. Основной вопрос философии
Реферат: Философия и ее основной вопрос. Полный текст работы.
Содержание:
1. Предмет и «части» философии
2. Истоки философии
3. Основной вопрос философии
1. Предмет и «части» философии
Философы обсуждали проблему “частей”
философии, ее структурированности с тех
пор как состоялось первоначальное накопление
философских идей и появились первые философы-систематики.
Философия в ее полном виде может быть
разделена на три части соответственно
трем “предметам”: объекту деятельности,
субъекту деятельности и самой деятельности,
точнее ее средствам-методам.
Можно выделить три “части” предмета
философии:
1. Мир в целом (объективная реальность),
его категориальная структура (объективная
система категориальных определений мира).
2. Человек и общество (субъективная реальность).
3. Деятельность, взаимодействие субъекта
с объектом, способы и направления деятельности
(мышление, познание, практика, искусство).
Соответственно трем “частям” предмета
можно выделить три “части” философии:
1. Учение о мире в целом и его категориальной
структуре — мировоззренческая “часть”.
2. Учение о человеке и обществе — философская
антропология и социальная философия.
3. Учение о формах и методах деятельности
— методологическая “часть”.
Как мировоззрение философия дает наиболее
общее представление о мире в целом и его
категориальной структуре. Предметом
этой “части” философии является объективная
реальность, мир, как он существует сам
по себе, независимо от человека и человечества.
Мировоззренческий аспект философии выдвигает
на первый план ее объективность, беспристрастность.
В этой “части” она стремится к идеалу
“научной” философии.
Как учение о человеке и обществе философия
реализует принцип “познай самого себя”
и ориентирует развитие человека и общества
в определенном направлении. Этот аспект
философии можно было бы назвать идеологическим.
Он обнаруживает ее активный, действенный,
субъективный характер, ее пристрастность.
Как учение о формах и методах деятельности
философия служит общим методом познания
и практики. Мало иметь представление
о мире в целом, мало знать, чего хочет
человек, надо также разрабатывать вопросы
успешной деятельности по освоению (познанию
и преобразованию) мира. Предметом методологической
“части” философии является человеческая
деятельность в ее многообразных формах,
иными словами, взаимодействие субъекта
(человека и общества) с объектом (объективным
миром). Философская методология включает
в себя:
1. Учение о творчестве.
2. Учение о мышлении.
3. Учение о познании.
4. Учение о практике.
5. Учение об игровой деятельности (искусстве,
спорте).
В учении о мышлении центральным является
вопрос об идее. В учении о познании центральным
является вопрос об истине. В учении о
практике центральным является вопрос
о благе, ценности. В учении об искусстве
центральным вопросом является вопрос
о прекрасном, красоте.
Каждая из указанных “частей” философской
методологии имеет свою систему специфических
категорий-понятий.
Философия, как любая другая отрасль человеческой
деятельности, развивается, усложняется,
а, следовательно, дифференцируется внутри
себя. Идет процесс дифференциации философии
и специализации ее отдельных частей.
С другой стороны, время от времени возникают
философские системы, “работающие” в
направлении интеграции философских идей.
Дифференциация и интеграция философии
— две стороны единого процесса ее становления-развития.
Давно уже сложилось своеобразное разделение
труда между философами. Они разделились
на философов-специалистов (специализирующихся
в какой-нибудь одной области философии)
и философов-систематиков, стремящихся
охватить единым мысленным взором все
богатство философских идей. И те, и другие
философы нужны современному обществу.
Если взять развитие философии за большие
промежутки времени, то увидим, что время
от времени появлялись всеохватывающие
системы философии. В Древней Греции такой
всеохватывающей системой была философия
Аристотеля. В новое время каждый крупный
философ претендовал на создание системы
философского знания. Систематические
учения оставили Декарт, Спиноза, Гоббс,
Локк, Кант. Поистине Аристотелем нового
времени стал Гегель.
2. Истоки философии
Миф. Для понимания сути того или иного
явления важно знать, как оно возникло,
на смену чему пришло, чем отличались его
ранние стадии от последующих, более зрелых.
К философским раздумьям, занятиям философией
люди приходят разными путями. Но есть
путь, по которому когда-то пришло к философии
человечество. Чтобы понять своеобразие
философии, важно хотя бы в общих чертах
представлять себе этот путь, обратившись
к первым шагам, истокам философского
мышления, а также к мифологическому (и
религиозному) миропониманию как предпосылке,
предтече философии.
Мифология (от греч. mythos - предание, сказание
и logos - слово, понятие, учение) - тип сознания,
способ понимания мира, характерный для
ранних стадий развития общества. Мифы
существовали у всех народов мира. В духовной
жизни первобытных людей мифология выступала
как универсальная форма их сознания,
как целостное мировоззрение.
Мифы - древние сказания о фантастических
существах, о делах богов и героев - многообразны.
Но ряд основных тем и мотивов в них повторяется.
Многие мифы посвящены происхождению
и устройству космоса (космогонические
и космологические мифы). Они заключают
в себе попытки ответа на вопрос о начале,
происхождении, устройстве окружающего
мира, о возникновении наиболее важных
для человека явлений природы, о мировой
гармонии, безличной необходимости и др.
Формирование мира понималось в мифологии
как его творение или как постепенное
развитие из первобытного бесформенного
состояния, как упорядочение, то есть превращение
из хаоса в космос, как созидание через
преодоление разрушительных демонических
сил. Существовали также мифы (их называют
эсхатологическими), описывающие грядущую
гибель мира, в ряде случаев - с последующим
его возрождением.
Много внимания в мифах уделялось и происхождению
людей, рождению, стадиям жизни, смерти
человека, различным испытаниям, которые
встают на его жизненном пути. Особое место
занимали мифы о культурных достижениях
людей - добывании огня, изобретении ремесел,
земледелии, происхождении обычаев, обрядов.
У развитых народов мифы связывались друг
с другом, выстраивались в единые повествования.
(В более позднем литературном изложении
они представлены в древнегреческой "Илиаде",
индийской "Рамаяне", карело-финской
"Калевале" и других народных эпосах.)
Воплощенные в мифе представления переплетались
с обрядами, служили предметом веры, обеспечивали
сохранение традиций и непрерывность
культуры. Например, с сельскохозяйственными
обрядами связывались мифы об умирающих
и воскресающих богах, символически воспроизводившие
природные циклы.
Миф, наиболее ранняя форма духовной культуры
человечества, выражал мироощущение, мировосприятие,
миропонимание людей той эпохи, в которую
создавался. Он выступал как универсальная,
нерасчлененная (синкретическая) форма
сознания, объединяя в себе зачатки знаний,
религиозных верований, политических
взглядов, разных видов искусств, философии.
Лишь впоследствии эти элементы получили
самостоятельную жизнь и развитие.
Своеобразие мифа проявлялось в том, что
мысль выражалась в конкретных эмоциональных,
поэтических образах, метафорах. Здесь
сближались явления природы и культуры,
на окружающий мир переносились человеческие
черты. В результате очеловечивались (олицетворялись,
одушевлялись) космос и другие природные
силы. Это роднит миф с мышлением детей,
художников, поэтов, да и всех людей, в
сознании которых в преобразованном виде
"живут" образы старинных сказок,
преданий, легенд. Вместе с тем в причудливой
ткани мифологических сюжетов заключалась
и обобщенная работа мысли - анализ, классификация,
особое символическое представление мира
как целого.
В мифе не разграничивались сколько-нибудь
отчетливо мир и человек, идеальное и вещественное,
объективное и субъективное. Человеческая
мысль проведет эти различия позже. Миф
же - это целостное миропонимание, в котором
различные представления увязаны в единую
образную картину мира, - своего рода "художественную
религию", полную поэтических образов,
метафор. В ткани мифа причудливо сплетены
реальность и фантазия, естественное и
сверхъестественное, мысль и чувство,
знание и вера.
Миф выполнял многообразные функции. С
его помощью осуществлялась связь "времен"
- прошлого, настоящего и будущего, формировались
коллективные представления того или
иного народа, обеспечивалось духовное
единение поколений. Мифологическое сознание
закрепляло принятую в данном обществе
систему ценностей, поддерживало, поощряло
определенные формы поведения. Оно заключало
в себе также поиск единства природы и
общества, мира и человека, стремление
найти разрешение противоречий и обрести
согласие, внутреннюю гармонию человеческой
жизни.
С угасанием первобытных форм жизни миф
как особая ступень развития сознания
людей сходит с исторической сцены, но
не умирает вовсе. Через эпос, сказки, легенды,
исторические предания мифологические
образы, сюжеты вошли в гуманитарную культуру
различных народов - в литературу, живопись,
музыку, скульптуру. Так, в произведениях
мировой литературы и искусства отражены
темы древнегреческой и многих других
мифологий. Мифологические сюжеты вошли
во многие религии. Кроме того, некоторые
особенности мифологического мышления
сохраняются в массовом сознании и тогда,
когда мифология в целом утрачивает свою
прежнюю роль. Своеобразное социальное,
политическое и другое мифотворчество
существует, активно проявляя себя, и в
наши дни. Его воздействию более всего
подвержено массовое сознание, само творящее
немало "мифов" и некритично осваивающее
мифологемы, изобретаемые и насаждаемые
современной идеологической индустрией.
Но это уже - иные времена, иные реалии.
Миф в собственном смысле слова - как целостный
тип сознания, особая форма жизни первобытных
народов - себя изжил. Однако не прекратился
начатый мифологическим сознанием поиск
ответов на вопросы о происхождении мира,
человека, культурных навыков, социального
устройства, о тайне рождения и смерти.
Время показало, что это - принципиальные,
ключевые вопросы всякого миропонимания.
Их унаследовали от мифа сосуществующие
в веках две важнейшие формы мировоззрения
- религия и философия.
В поиске ответов на вопросы миропонимания,
поставленные в мифологии, творцы религии
и философии избрали в принципе разные
(хотя и поныне иногда тесно сближающиеся)
пути. В отличие от религиозного мировоззрения
с его преимущественным вниманием к человеческим
тревогам, надеждам, к поиску веры в философии
были вынесены на первый план интеллектуальные
аспекты мировоззрения, что отразило нараставшую
в обществе потребность в понимании мира
и человека с позиций знания, разума. Философская
мысль заявила о себе как поиск мудрости.
Любовь к мупрости.
Философия (от греч. phileo - люблю и sophia - мудрость)
буквально означает "любовь к мудрости".
По некоторым историческим свидетельствам,
слово "философ" впервые употребил
древнегреческий математик и мыслитель
Пифагор по отношению к людям, стремящимся
к высокой мудрости и достойному образу
жизни. Истолкование же и закрепление
в европейской культуре термина "философия"
связывают с именем древнегреческого
мыслителя Платона. В учении Платона софия
- это мысли божества, определяющие разумное,
гармоничное устройство мира. Слиться
с софией способно лишь божество. Людям
же посильны стремление, любовь к мудрости.
Вставших на этот путь стали называть
философами, а область их занятий - философией.
В отличие от мифологического и религиозного
миросозерцания философская мысль принесла
с собой принципиально новый тип миропонимания,
прочным фундаментом для которого стали
доводы интеллекта. Реальные наблюдения,
логический анализ, обобщения, выводы,
доказательства постепенно вытесняют
фантастический вымысел, сюжеты, образы
и самый дух мифологического мышления,
предоставляя их сфере художественного
творчества. С другой стороны, бытующие
в народе мифы переосмысливаются с позиций
разума, получают новое, рациональное
истолкование. Само понятие мудрости несло
в себе возвышенный, небудничный смысл.
Мудрость противопоставлялась более обыденным
благоразумию и рассудительности. С ней
связывалось стремление к интеллектуальному
постижению мира, основанному на бескорыстном
служении истине. Развитие философской
мысли означало, таким образом, прогрессирующее
отмежевание от мифологии, рационализацию
мифа, а также преодоление узких рамок
обыденного сознания, его ограниченности.
Итак, любовь к истине и мудрости, тщательный
отбор, сопоставление наиболее ценных
достижений разума постепенно становится
самостоятельным родом деятельности.
В Европе рождение философии было одной
из составных частей великого культурного
переворота в Древней Греции VIII-V веков
до н.э., в контексте которого возникла
и наука (прежде всего греческая математика
VI - IV веков до н.э.). Слово "философия"
было синонимом зарождающегося рационально-теоретического
миропонимания. Философскую мысль вдохновляло
не накопление сведений, не освоение отдельных
вещей, а познание "единого во всем".
Ценившие именно такое знание древнегреческие
философы полагали, что разум "управляет
всем при помощи всего" (Гераклит).
Кроме познания мира любовь к мудрости
предполагала также раздумья о природе
человека, его судьбе, о целях человеческой
жизни и ее разумном устройстве. Ценность
мудрости усматривалась и в том, что она
позволяет принимать продуманные, взвешенные
решения, указывает правильный путь, служит
руководством человеческого поведения.
Считалось, что мудрость призвана уравновесить
сложные взаимоотношения человека с миром,
привести в согласие знания и действия,
образ жизни. Важность этого жизненно-практического
аспекта мудрости глубоко понимали и первые
философы, и великие мыслители более позднего
времени.
Таким образом, возникновение философии
означало появление особой духовной установки
- поиска гармонии знаний о мире с жизненным
опытом людей, с их верованиями, идеалами.
В древнегреческой философии было схвачено
и передано последующим векам прозрение
того, что знаний самих по себе недостаточно,
что они обретают смысл только в сочетании
с ценностями человеческой жизни. Гениальной
догадкой ранней философской мысли было
и понимание того, что мудрость - не что-то
готовое, что можно открыть, затвердить
и использовать. Она - стремление, поиск,
требующий напряжения ума и всех духовных
сил человека. Это путь, который каждый
из нас, даже приобщаясь к мудрости великих,
к опыту веков и наших дней, все же должен
пройти и сам.
3. Основной вопрос философии
Уже давно было подмечено, что философская
мысль тесно связана с тем или иным соотнесением
духа и природы, мысли и действительности.
И в самом деле, внимание философов постоянно
приковано к многообразным отношениям
человека как существа, наделенного сознанием,
к объективному, реальному миру, связано
с уяснением принципов практических, познавательно-теоретических,
художественных и других способов освоения
мира. В зависимости от того, как философы
понимали данное соотношение, что принимали
за исходное, определяющее, сложились
два противоположных направления мысли.
Объяснение мира, исходя из духа, сознания,
идей, получило название идеализма. В ряде
моментов он перекликается с религией.
Философы же, бравшие за основу природу,
материю, объективную реальность, существующую
независимо от человеческого сознания,
примыкали к различным школам материализма,
во многом родственного по своим установкам
науке, жизненной практике, здравому смыслу.
Существование этих противоположных направлений
- факт истории философской мысли.
Однако изучающим философию, а порой и
тем, кто профессионально работает в данной
области, бывает нелегко понять, почему
и в каком именно смысле вопрос о соотношении
материального и духовного является для
философии основным и так ли это на самом
деле. Философия существует более двух
с половиной тысяч лет, и нередко бывало
так, что в течение долгого времени этот
вопрос четко не ставился, не обсуждался
философами. Полярность "материальное
- духовное" то выступала отчетливо,
то отступала в тень. Ее "стержневая"
роль для философии была осознана не сразу,
для этого потребовались долгие века.
В частности, она отчетливо выявилась
и заняла принципиальное место в период
формирования собственно философской
мысли (XVII-XVIII века), ее активного отмежевания
от религии, с одной стороны, и от конкретных
наук - с другой. Но и после этого философы
далеко не всегда характеризовали соотношение
бытия и сознания в качестве основополагающего.
Не секрет, что большинство философов
не считало в прошлом и не считает сейчас
своим важнейшим делом решение именно
данного вопроса. На первый план в различных
учениях выносились проблемы путей достижения
истинного знания, природы нравственного
долга, свободы, человеческого счастья,
практики и др. Французский мыслитель
XVIII века К. А. Гельвеций важнейшим делом,
великим призванием философии считал
решение вопроса о путях достижения людьми
счастья. По убеждению нашего соотечественника
Д. И. Писарева (XIX век), главное дело философии
- решать всегда насущный "вопрос о голодных
и раздетых людях; вне этого вопроса нет
решительно ничего, о чем стоило бы заботиться,
размышлять, хлопотать". Французский
философ XX столетия Альбер Камю считает
самой животрепещущей проблему смысла
человеческой жизни. "Есть лишь одна
по-настоящему серьезная философская
проблема-проблема самоубийства. Решить,
стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее
прожить, - значит ответить на фундаментальный
вопрос философии. Все остальное - имеет
ли мир три измерения, руководствуется
ли разум девятью или двенадцатью категориями
- второстепенно"
Но может ли рассматриваться в качестве
основного вопрос, который вообще не формулируется
большинством философов? Может быть, он
вводится post factum (задним числом) в целях
классификации философских позиций и
направлений? Одним словом, особое место
в философии вопроса об отношении духовного
и материального не очевидно, его нужно
пояснить, теоретически обосновать.
По крайней мере ясно одно: вопрос об отношении
сознания и бытия не находится в одном
ряду с многочисленными конкретными вопросами.
Он носит иной характер. Может быть, это
вообще не столько вопрос, сколько смысловая
направленность философской мысли. Важно
понять, что полярность "материальное
- духовное", "объективное - субъективное"
составляет некий "нерв" любого конкретного
философского вопроса или размышления,
независимо от того, отдают ли себе в этом
отчет те, кто философствуют. Притом эта
полярность далеко не всегда выливается
в вопрос, а с переводом в такую форму разрастается
в множество взаимосвязанных между собой
вопросов.
Противостояние и вместе с тем сложное
взаимодействие бытия и сознания, материального
и духовного вырастает из всей человеческой
практики, культуры, пронизывает их. Вот
почему эти понятия, значимые лишь в паре,
в их полярной соотнесенности, охватывают
все поле мировоззрения, составляют его
предельно общую (универсальную) основу.
В самом деле, наиболее общими предпосылками
человеческого существования служат наличие
мира (прежде всего природы), с одной стороны,
и людей - с другой. Все же остальное оказывается
производным, осмысливается как результат
практического и духовного освоения людьми
первичных (природных) и вторичных (общественных)
форм бытия и взаимодействия людей между
собой на этой основе.
Из многообразия отношений "мир - человек"
можно выделить три основных: познавательные,
практические и ценностные отношения.
В свое время И. Кант сформулировал три
вопроса, имеющие, по его убеждению, принципиальное
значение для философии в самом высоком
"всемирно-гражданском" ее смысле:
Что я могу знать? Что я должен делать?
На что я могу надеяться?
Эти три вопроса как раз и отражают три
указанных типа отношений человека к миру.
Обратимся прежде всего к первому из них.
Литература:
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник.
- 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во
Проспект, 2003. - 608 с.
2. Философия. Конспект лекций_Алексеев
В.О_2008 -160 с.
3. Балашов Л. Е. Философия: Учебник. 2-я редакция,
с изменениями и дополнениями — М., 2005.
— с. 672.
4. Философия: Учебник. 2-е изд., перераб.
и доп. Отв. редакторы: В.Д. Губин, Т.Ю. Сидорина,
В.П. Филатов. - М.: ТОН - Остожье, 2001. - 704 с.
5. Введение в философию: Учеб. пособие
для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др.
- 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика,
2003. - 623 с.
6. Философия: конспект лекций: учеб. пособие
/ В.О. Бернацкий ; под общ. ред. Н.П. Маховой.
– Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. – 352 с.