Философия и ее основные проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 19:42, контрольная работа

Описание

Философия в переводе с греческого языка означает "любовь к мудрости", любомудрие, стремление к истине. Слово философ впервые встречается у древнегреческого мыслителя Гераклита, обозначая всякого, кто занимается бескорыстным изучением мира вещей. Позднее философом признавали такого человека, который направляет свои интеллектуальные усилия на поиск всеобщей истины в вопросах окружающего бытия и человеческого жизнеустройства. Характерный для философа стиль жизни, способ нацеленности на мир и манера познания встречаются во все времена и у всех философски развитых народов. Замечательным примером подлинного философа с древних времен считается Сократ, с его презрением к обыденной суете и материальному комфорту.

Содержание

Философия и ее основные проблемы
а/философия и мировоззрение
Основы философского понимания мира
а/бытие и формы его существования
б/сознание и самосознание
в/познание и творчество
Философская антропология
а/человек – как предмет философского анализа
б/духовный мир человека
в/смысл жизни и судьба человека
Социальная философия
а/общество – как философская проблема, его материальные и духовные основы
б/глобальные проблемы человечества

Работа состоит из  1 файл

Философия.docx

— 66.94 Кб (Скачать документ)

Содержание категории Бытие.  Данное понятие связано с целым рядом других категорий (небытие, существование, пространство, время, материя, становление, качество, количество, мера).

     Категория Бытия объединяет основные идеи, выделенные в ходе последовательного осмысления вопроса о существовании мира:

  1. мир есть, существует как беспредельная и непреходящая целостность;
  2. природное и духовное, индивиды и общество РАВНО существуют, хотя и в разных формах;
  3. их различное по форме существование — предпосылка единства мира;
  4. мир развивается по своей объективной логике, он создает реальность, которая существует прежде сознания, его людей.

Основные формы Бытия.

Формы Бытия различны:

    1. Бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на Бытие вещей, процессов, состояние природы, Бытие природы как целого и Бытие вещей и процессов, сотворенных человеком;
  • 91



    Бытие человека (Бытие человека в  мире вещей и собственно специфическое Бытие);

      1. Бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное;
      2. Бытие социального, которое делится на индивидуальное Бытие (Бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и Бытие общества.

         Реальное Бытие, т. е. само по себе, независимо от субъективного отражения, обозначается еще как НОУМЕНАЛЬНОЕ БЫТИЕ (ноумен — умопостигаемая сущность, от греческого «поитепоп»), вещь сама по себе, «действительное».

    Кажущееся Бытие, т. е. такое  бытие, каким оно нам представляется в плане существования, выражается термином ФЕНОМЕНАЛЬНОЕ БЫТИЕ (феномен — явление, данное нам в опыте, от греческого являющееся), «иллюзорное», или просто «явление». Восприятие мира таким, каков он есть в ощущениях человека, заставляет нас с доверием относиться к данным опыта.

    Но далее мы сталкиваемся с проблемами типа «геоцентрическая» система мира. Проблема кажущегося и действительности упирается в поиски критериев. Часть философов считает, что критерий не может быть найден. Он следует из рассуждений И. Канта: разум должен принимать на веру существование вещей вне нас. Аналогичный вывод сделал австрийский философ Л. Витгенштейн (1889—1951), утверждавший, что признание некоторых «очевидных» вещей вроде того, что люди знают свое имя и своих родителей, есть уступка здравому смыслу, нужная для того, чтобы человек мог как-то жить, отталкиваясь от «несомненных» вещей.

     Сознание и естествознание. Важность рассмотрения этой проблемы природы сознания обусловлена тем, что многие современные философы и естествоиспытатели считают, что сознания как такового нет. Существует широкое философское течение, объединяющее тех, кто отождествляет сознание и физические процессы. Его «жесткие» формы характеризуются как физикализм, который представляет собой стремление перевести все виды знания на язык физики и признать смысл только тех положений науки, которые переводимы на язык «физикалий».

    Понимание сущности сознания в рамках физикализма кратко можно представить так: «все есть физическое», «все подчинено жестким физическим законам», «сознание есть нейрофизиологические, биологические и, в конечном счете, физические процессы».

    Доказательства физикализма опираются на известные факты: успехи в моделировании «искусственного интеллекта», генетическую особенность ряда черт психики человека, воздействие фармакологических средств на психику, связь типа мышления с работой полушарий мозга и т. д. Сознание как качественно особая реальность не существует, поэтому психология должна стать частью физики, статус теории о духовных событиях был придан ей незаслуженно.

    Представители этого течения считают, что утверждения о реальности сознания не могут быть подтверждены никакими фактами. Язык философии сознания и психологии в принципе переводим  на язык физики: «...все предложения  психологии описывают физические события, а именно физическое поведение людей и животных». Понятие «память», «мотивация» и т. п. без потери объяснительной силы могут быть выражены через термины физических систем, способных к самоорганизации.

    Существующие множества объяснений своеобразия сознания отличаются прежде всего решением вопроса, является ли сознание атрибутом человека или это явление надчеловеческое, космическое.

    Человеческое сознание и космос. Существует три основных варианта мнений:

    сознание — есть космическое образование;

    сознание — свойство живых организмов; сознание — атрибут человека.

    Первый подход представлен прежде всего в религиозных течениях, в центре внимания которых — божественный разум, надмировое начало — творец природы и человека. Один из примеров — «философия всеединства» В. С. Соловьева, русского религиозного философа (1853—1900).

     

    Второй подход (сознание — свойство живых организмов) представлен в социобиологии, которая изучает биологические механизмы социальной организации, присущей, по ее мнению, и человеку и животным.

    Tpemий подход к сознанию — как атрибуту человека — представлен множеством учений.

      Сознание — это высшая, свойственная только людям и связанная с речью, функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

    Знание всегда носило практический информационный характер. Если появлялась потребность в каких-то идеях, то они получали на производстве, в практике более быструю реализацию, чем в университетских лабораториях и на кафедрах.

    Гносеология [греч. gnosis — знание, познание) является одним из разделов современной философии. Она исследует природу человеческого познания, формы и методы перехода от поверхностных знаний к глубинным.

    Процесс познания изучается  с точки зрения форм, закономерностей развития, возможности достижения истины. Существуют его различные подходы, модели.

    Субъект, объект, предмет познания. Познание и практика находятся в тесной связи. Об "этом всегда говорили материалисты. Интерес представляют взгляды на познание немецкого философа Ю. Хабермаса. В труде «Познание и интерес» он выделяет три фундаментальных типа интересов, которыми руководствуется в своей деятельности человек:

    1) технический, 2) практический, 3) эмансипационный.

    Первый вид интереса соответствует  трудовой деятельности; второй — общению; третий — рефлексивной деятельности сознания.

         Личность в  целом, а не только ее познающая  основа — мозг, занимается познанием.  Познание вплетено в различные  виды жизни и деятельности  людей. Оно слито с потребностями,  интересами, целями людей. Сущность процесса познания связана с практикой. Категория практики дает возможность осмыслить общественно-исторический характер познавательной деятельности, ступени развития познания, субъект и объект познавательного процесса.

         Объект познания  — часть реального бытия, подвергающаяся анализу, изучению. Так, сознание человека исследуется разными науками: историей, философией, психологией, биологией, медициной. Но у каждой есть свой «участок», свой срез, свой угол исследования.

    Предмет исследования —  конкретный аспект научного поиска.

    Практика — это материальная, научная, социально-преобразующая целенаправленная деятельность людей, которая носит конкретно-исторический характер по преобразованию общества, человека, природы. Роль практики в процессе познания следующая:

    она является основой познания;

    практика — цель познания;

    практика выступает критерием  истины.

    Обыденное и теоретическое  познание. Обыденное познание базируется на социальном опыте различных сфер бытия человека. Знание, на обыденном уровне характеризуется здравым смыслом, обыденным языком, наивными представлениями; адекватное отражение действительности соседствует с иррациональным; велика роль опыта. Знание на обыденном уровне формирует рецепты деятельности, правила использования, различные предписания. Обыденное знание дает верное, но неполное представление об объекте исследования.

    Теоретико-научное знание отличается от обыденного глубиной отражения объекта, проникновением в сущность вещей, выявлением законов развития, использованием логического понятийного аппарата. Научное знание носит концептуальный характер, его достижение связано с особой процедурой доказательства, с использованием методов проверки знания. Знание носит практический характер, позволяя человеку правильно ориентироваться в окружающем мире.

    Знание должно соответствовать  законам объективного мира, т. е. быть истинным. Истина — цель познания, она же предмет исследования, важнейшая категория гносеологии.

    Аристотель понимал под  истиной соответствие мысли объекту.

    Истина есть логическая форма, выраженная в виде мысли, где утверждается или отрицается наличие тех или  иных связей. Истинно то, что определяется объектом, а не соглашением.

     

    3. Философская антропология

     



    Духовный мир человека шире сознания, он фундаментален и первичен. Эта сфера психического включает в себя также и бессознательное, выступает синтезом «Я» и «Оно». Это та область человеческой экзистенции, где сплетены эмоциональное и рациональное, объективное и субъективное, вещественное и духовное, физическое и психическое, феноменальное и ноуменальное, тварное и Божественное, разумное и иррациональное.

    Смысл нашего существования — в творчестве духовной и материальной культуры. В этом и наше бессмертие. Но любой акт творчества предполагает наличие развивающегося духовного мира человека.

    Какова структура духовной жизни  человека, влияющей на его сознание? Опишем ее с позиций естественного  реализма, как он представлен Н. А. Книгиным.

    Согласно его видению проблемы, строение духовного мира человека будет  выглядеть следующим образом. Он имеет пять уровней:

    1. уровень витально-биологический;
    2. уровень витально-экзистенциальный;
    3. уровень экзистенциально-социальный;
    4. уровень первичной интегративной духовности;
    5. аксиологический уровень высшей духовности.

    Также в духовном мире человека имеются  стержневые направляющие:

      1. когнитивные способности;
      2. способности чувствования;
      3. потребности.

    На I, витально-биологическом уровне возникают исходные условия для формирования духовного мира. Когнитивные (познавательные) способности сводятся лишь к ощущениям и восприятиям. Здесь еще нет рефлексии (осознания мира и себя в нем). Это только чисто природный, предсознательный и преддуховный уровень. Способность чувствования элементарна. Она заключается в переживании таких состояний, как голод, боль, удовольствие, страх и т. п. Здесь же формируются фундаментальные потребности: в сохранении и продолжении жизни, в самоутверждении. Возникает природная, общебиологическая память. Этот уровень характерен для всего живого.

        1. уровень — витально-экзистенциальный (где жизнь понимается как существование). Здесь происходит, во-первых, расширение когнитивных способностей. Это уже более развитые функции: мышление, знания, язык. Формируются способности созерцания. Сфера чувствования обогащается: появляются сложные эмоции: любовь, ответственность, долг. Возникает воля и человек способен переживать себя человеком. Что касается потребностей, то они приобретают специфически-человеческие, экзистенциальные черты: познание мира и персонализация, т. е. потребность в том, чтобы меня признали личностью, уважали. Здесь возникает духовность как индивидуальная субъективность.
        2. уровень — экзистенциально-социальный (главный смысл существования человека — его бытие в обществе) полагается Духом как свободный мир. В когнитивной сфере возникает социальная память (объективный Дух). Формируется сфера социального чувствования (альтруизм, гуманизм, сознание общественного долга). Появляется личность, способная быть свободной. Потребности имеют историю, могут развиваться в истории. Возникает самосознание рода, общение, диалог между «Я» и «Ты». Человек переживает себя социо-культурным существом. Он устремляется в своих потребностях к объектиному Духу - культуре, попадая, тем самым, в сферу свободы или выбора. Возникает мир идеальных сущностей, символов, что расширяет область объективного Духа. Созерцание, мышление, чувствование становятся взаимопроницаемыми.
        3. уровень — первичной интегративной духовности. Человек обретает здесь личную свободу. Он способен ориентироваться в нормах и запретах; сознание направляется на ритуал. Здесь смениваются познания, чувства, потребности (1—3). Возникает духовность как мир устремлений к ценностям. Человек отождествляет себя с миром трансцендентным (запредельным), пытается решить проблемы собственного бытия через создание новой системы ценностей.
    1. уровень — аксиологический (ценностный) уровень высшей духовности. Сознание человека устремляется к Абсолюту, к познанию его, слиянию с ним. Это — высший пункт нашего развития, здесь возникают философия и религия. Философия стремится понять бесконечное существование, но не слиться с ним. Религия же призывает к тождеству с высшим миропорядком. Формируются высшие атрибуты человеческой духовности — идеальные верования, предельные проблемы, вопрос о смысле бытия. Мы становимся способными переживать себя в качестве надприродного, надсоциального существа (сакрального, таинственного). В религиозной философии возникает идея Бого-человека (Вл. Соловьев, Н. Бердяев). Здесь и наступает исторический синтез сознания и человеческой духовности.

    Информация о работе Философия и ее основные проблемы