Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 19:42, контрольная работа
Философия в переводе с греческого языка означает "любовь к мудрости", любомудрие, стремление к истине. Слово философ впервые встречается у древнегреческого мыслителя Гераклита, обозначая всякого, кто занимается бескорыстным изучением мира вещей. Позднее философом признавали такого человека, который направляет свои интеллектуальные усилия на поиск всеобщей истины в вопросах окружающего бытия и человеческого жизнеустройства. Характерный для философа стиль жизни, способ нацеленности на мир и манера познания встречаются во все времена и у всех философски развитых народов. Замечательным примером подлинного философа с древних времен считается Сократ, с его презрением к обыденной суете и материальному комфорту.
Философия и ее основные проблемы
а/философия и мировоззрение
Основы философского понимания мира
а/бытие и формы его существования
б/сознание и самосознание
в/познание и творчество
Философская антропология
а/человек – как предмет философского анализа
б/духовный мир человека
в/смысл жизни и судьба человека
Социальная философия
а/общество – как философская проблема, его материальные и духовные основы
б/глобальные проблемы человечества
Содержание категории Бытие. Данное понятие связано с целым рядом других категорий (небытие, существование, пространство, время, материя, становление, качество, количество, мера).
Категория Бытия объединяет основные идеи, выделенные в ходе последовательного осмысления вопроса о существовании мира:
Основные формы Бытия.
Формы Бытия различны:
91
Бытие человека (Бытие человека в мире вещей и собственно специфическое Бытие);
Реальное Бытие, т. е. само по себе, независимо от субъективного отражения, обозначается еще как НОУМЕНАЛЬНОЕ БЫТИЕ (ноумен — умопостигаемая сущность, от греческого «поитепоп»), вещь сама по себе, «действительное».
Кажущееся Бытие, т. е. такое бытие, каким оно нам представляется в плане существования, выражается термином ФЕНОМЕНАЛЬНОЕ БЫТИЕ (феномен — явление, данное нам в опыте, от греческого являющееся), «иллюзорное», или просто «явление». Восприятие мира таким, каков он есть в ощущениях человека, заставляет нас с доверием относиться к данным опыта.
Но далее мы сталкиваемся с проблемами типа «геоцентрическая» система мира. Проблема кажущегося и действительности упирается в поиски критериев. Часть философов считает, что критерий не может быть найден. Он следует из рассуждений И. Канта: разум должен принимать на веру существование вещей вне нас. Аналогичный вывод сделал австрийский философ Л. Витгенштейн (1889—1951), утверждавший, что признание некоторых «очевидных» вещей вроде того, что люди знают свое имя и своих родителей, есть уступка здравому смыслу, нужная для того, чтобы человек мог как-то жить, отталкиваясь от «несомненных» вещей.
Сознание и естествознание. Важность рассмотрения этой проблемы природы сознания обусловлена тем, что многие современные философы и естествоиспытатели считают, что сознания как такового нет. Существует широкое философское течение, объединяющее тех, кто отождествляет сознание и физические процессы. Его «жесткие» формы характеризуются как физикализм, который представляет собой стремление перевести все виды знания на язык физики и признать смысл только тех положений науки, которые переводимы на язык «физикалий».
Понимание сущности сознания в рамках физикализма кратко можно представить так: «все есть физическое», «все подчинено жестким физическим законам», «сознание есть нейрофизиологические, биологические и, в конечном счете, физические процессы».
Доказательства физикализма опираются на известные факты: успехи в моделировании «искусственного интеллекта», генетическую особенность ряда черт психики человека, воздействие фармакологических средств на психику, связь типа мышления с работой полушарий мозга и т. д. Сознание как качественно особая реальность не существует, поэтому психология должна стать частью физики, статус теории о духовных событиях был придан ей незаслуженно.
Представители этого течения считают, что утверждения о реальности сознания не могут быть подтверждены никакими фактами. Язык философии сознания и психологии в принципе переводим на язык физики: «...все предложения психологии описывают физические события, а именно физическое поведение людей и животных». Понятие «память», «мотивация» и т. п. без потери объяснительной силы могут быть выражены через термины физических систем, способных к самоорганизации.
Существующие множества
Человеческое сознание и космос. Существует три основных варианта мнений:
сознание — есть космическое образование;
сознание — свойство живых организмов; сознание — атрибут человека.
Первый подход представлен прежде всего в религиозных течениях, в центре внимания которых — божественный разум, надмировое начало — творец природы и человека. Один из примеров — «философия всеединства» В. С. Соловьева, русского религиозного философа (1853—1900).
Второй подход (сознание — свойство живых организмов) представлен в социобиологии, которая изучает биологические механизмы социальной организации, присущей, по ее мнению, и человеку и животным.
Tpemий подход к сознанию — как атрибуту человека — представлен множеством учений.
Сознание — это высшая, свойственная только людям и связанная с речью, функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.
Знание всегда носило практический информационный характер. Если появлялась потребность в каких-то идеях, то они получали на производстве, в практике более быструю реализацию, чем в университетских лабораториях и на кафедрах.
Гносеология [греч. gnosis — знание, познание) является одним из разделов современной философии. Она исследует природу человеческого познания, формы и методы перехода от поверхностных знаний к глубинным.
Процесс познания изучается с точки зрения форм, закономерностей развития, возможности достижения истины. Существуют его различные подходы, модели.
Субъект, объект, предмет познания. Познание и практика находятся в тесной связи. Об "этом всегда говорили материалисты. Интерес представляют взгляды на познание немецкого философа Ю. Хабермаса. В труде «Познание и интерес» он выделяет три фундаментальных типа интересов, которыми руководствуется в своей деятельности человек:
1) технический, 2) практический, 3) эмансипационный.
Первый вид интереса соответствует трудовой деятельности; второй — общению; третий — рефлексивной деятельности сознания.
Личность в
целом, а не только ее
Объект познания
— часть реального бытия,
Предмет исследования — конкретный аспект научного поиска.
Практика — это материальная,
научная, социально-преобразующая
она является основой познания;
практика — цель познания;
практика выступает критерием истины.
Обыденное и теоретическое познание. Обыденное познание базируется на социальном опыте различных сфер бытия человека. Знание, на обыденном уровне характеризуется здравым смыслом, обыденным языком, наивными представлениями; адекватное отражение действительности соседствует с иррациональным; велика роль опыта. Знание на обыденном уровне формирует рецепты деятельности, правила использования, различные предписания. Обыденное знание дает верное, но неполное представление об объекте исследования.
Теоретико-научное знание отличается от обыденного глубиной отражения объекта, проникновением в сущность вещей, выявлением законов развития, использованием логического понятийного аппарата. Научное знание носит концептуальный характер, его достижение связано с особой процедурой доказательства, с использованием методов проверки знания. Знание носит практический характер, позволяя человеку правильно ориентироваться в окружающем мире.
Знание должно соответствовать законам объективного мира, т. е. быть истинным. Истина — цель познания, она же предмет исследования, важнейшая категория гносеологии.
Аристотель понимал под истиной соответствие мысли объекту.
Истина есть логическая форма, выраженная в виде мысли, где утверждается или отрицается наличие тех или иных связей. Истинно то, что определяется объектом, а не соглашением.
3. Философская антропология
Духовный мир человека шире сознания, он фундаментален и первичен. Эта сфера психического включает в себя также и бессознательное, выступает синтезом «Я» и «Оно». Это та область человеческой экзистенции, где сплетены эмоциональное и рациональное, объективное и субъективное, вещественное и духовное, физическое и психическое, феноменальное и ноуменальное, тварное и Божественное, разумное и иррациональное.
Смысл нашего существования — в творчестве духовной и материальной культуры. В этом и наше бессмертие. Но любой акт творчества предполагает наличие развивающегося духовного мира человека.
Какова структура духовной жизни человека, влияющей на его сознание? Опишем ее с позиций естественного реализма, как он представлен Н. А. Книгиным.
Согласно его видению проблемы, строение духовного мира человека будет выглядеть следующим образом. Он имеет пять уровней:
Также в духовном мире человека имеются стержневые направляющие:
На I, витально-биологическом уровне возникают исходные условия для формирования духовного мира. Когнитивные (познавательные) способности сводятся лишь к ощущениям и восприятиям. Здесь еще нет рефлексии (осознания мира и себя в нем). Это только чисто природный, предсознательный и преддуховный уровень. Способность чувствования элементарна. Она заключается в переживании таких состояний, как голод, боль, удовольствие, страх и т. п. Здесь же формируются фундаментальные потребности: в сохранении и продолжении жизни, в самоутверждении. Возникает природная, общебиологическая память. Этот уровень характерен для всего живого.