Философия и ее значение в окружающем мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 22:32, контрольная работа

Описание

Философия, прежде всего наука, — это специфиче¬ское рационально-теоретическое мировосприятие, занима¬ющееся всегда актуальными, но сложными вопросами обще¬го устройства мира, не имеющими, однако, сиюминутного, конечного ответа. Размышления философов в этом направ-лении порой неочевидны и требуют значительного умствен¬ного напряжения.

Работа состоит из  1 файл

философия.doc

— 35.50 Кб (Скачать документ)

1. Философия  и ее значение в окружающем  мире.

1) Какова  специфика философского мировоззрения.  Чем она отличается от мифологического,  религиозного, обыденного? Что роднит  его с ними?

    Философия, прежде всего наука, — это специфическое рационально-теоретическое мировосприятие, занимающееся всегда актуальными, но сложными вопросами общего устройства мира, не имеющими, однако, сиюминутного, конечного ответа. Размышления философов в этом направлении порой неочевидны и требуют значительного умственного напряжения.

    Это обстоятельство порождает y многих людей  разные мнения: 1. Поскольку в философии никогда не было положений, признаваемых всеми философами, и поскольку многие предположения не подтверждаются фактами, то философия — это не наука (позитивисты). 2. Вторая позиция, близкая обыденному сознанию, исходит из образа философа как кого-то, кто сидит, размышляя над вопросами высшего назначения, отвлеченными и абстpактными. Поэтому, по словам Гeте, «философия есть человеческий рассудок на туманном языке», затребована и доступна лишь высокообразованной элите («аристократам» духа) и вряд ли нужна отдельному человеку, погруженному в повседневные дела и заботы. В связи с этим в бытовом обиходе часто встречается вырaжение, характеризующее ругательное отношение к философии: «брось философствовать, говори дело». Третья позиция, противоположная второй, выраженнaя фразой «относиться к чему-то по-философски», подчеркивает, что не следует переоценивать значение текущего момента, необходимо постараться рассматривать ситуацию в целом, обще, c перспективой. Отсюда такие комплементарные названия и направления философской мысли, как «философия образования», «философия науки», «философия спорта» и т. д.

    K настоящему времени религиозная  картина мира отличается от двух других, во-первых, большей степенью фантазии, меньшей динамичностью получaемых знаний как по отдельным фрагментам, так и мира в целом, a также меньшей глубиной, если иметь в виду весь комплекс знаний o мире, поскольку по части изучения Человека религиозные откровения, касающиеся этических аспектов деятельности, сейчас и особенно в прошлом занимали передовые рубежи, в связи c чем вызывали и вызывают интерес.

    Мифологическая  картина мира отличается от других, большей степенью мифа и мифологии  получения знаний. Обыденная форма познания отличается тем, что  постижение мира происходит за счет обыденного сознания, а также способна приближаться к художественному, религиозному, научному, философскому видению мира.

    Все указанные мировоззрения объединяет одно – стремление познать мир, но осуществляется эта идея по-разному.

2) Почему  для человека, живущего в мире  разнообразного важно иметь представление  Вселенной как единой целостной  системы?

Чтобы знать фундаментальное начало и  важнейшие свойства внешнего и внутреннего мира. 

2. Исторические типы философии.

Назовите  автора высказывания, философское направление  в эпоху: «Все произошло из воды, все течет, все изменяется…». –  Гераклит, натурфилософский подход –  философия природы, учение о природе. 

3. Антропология  гносеологии. Укажите отличия между философскими понятиями:

1) быт-бытие  – быт – это все, что окружает человека в мире, а бытие – единство материальной и духовной реальности.

2) диалектика  – метафизика. Диалектика – учение о всеобщей связи и развитии, а метафизика  - отрицание движение, или допускание движения, но отрицание развития.

3) материализм  – марксизм. Материализм – в основе мира природа, материя, а марксизм – направление, продолжившее идеи просвещения и проблематики немецкой классической философии.

4) агностицизм – реализм. Агностицизм – логика, где мир есть комбинация субъективных ощущений, и познать его невозможно, а реализм – логика, где мир – реальный, настоящий и понять его можно.

5) сознание – мышление. Сознание – отражение действительности посредством образов – представлений, а мышление - способность человека думать, мыслить.

6) язык  – речь – Отличаются диалектами (произношением).

7) гносеология  – эпистемология. Гносеология – учение о познании, а эпистемология – учение о логическом уровне познания, теоретическом мышлении, истине и путях ее постижения.

8) деизм  – теизм – атеизм – Деизм – религиозно-философское учение, согласно которому Бог, сотворив мир, далее не вмешивается в течение его жизни,

9) сенсуализм  – эмпиризм. Сенсуализм – направление в философии, исходящее из чувственности как главной формы достоверного знания, а эмпиризм – опыт, эмпирические знания являются истинными и позволяют правильно познать мир. 

4. Философская  антропология.

На каком  основании можно утверждать, что сущность человека имеет биосоциальную природу, а не только биологическую или социальную?

    Индивидуальность  есть то, что отличает одного конкретного человека от других. Известный философ M. M. Бахтин утверждал, что индивидуальность — это главное в человеке. Она может быть предстaвлена по-разному: ярко выражена за счет специфических физиолого-анатомичееких особенностей или за счет развитости таких социaльных черт, как глубина мировоззрения (суждения, культ урные запpосы, интересы и др.), сила воли и т. д. Однако в большинстве случаев именно социальная составляющая в человеке задает eгo индивидуальность. Не случайно существует мнение, что это понятие возникает в эпоху Возрождения, когда многогранная одаренность, самобытность каждого из тогдашних мacтepoв ценились особенно высоко. 

Как вы понимаете проблему свободы личности?  

Как вы думаете в чем предназначение человека? На мой взгляд, предназначение человека  

Как вы понимаете тезис, высказанный Энгельсом: «Нам общее с животными - все виды рассудочной деятельности». На мой взгляд, этот тезис означает, что схожесть биологического и социального в человеке в рассудочной деятельности.   

5. Социальная  философия. Укажите отличия между  ними:

1) идеалистическим  и материальным понятием истории  – Материализм – учение о самодвижении материи, материальной обусловленности сознания, а идеализм – отрицание материи.

2) формационным  и цивилизованным подходами к  понятию развития общества –  Формационный подход – это упорядоченный процесс, общественно – экономические формации (ступени) нахождения того общего, что присуще разным странам в рамках одной формации – стадии,  а цивилизационный подход – исторический процесс, в фундаменте которого наряду с экономическими присутствуют этнические, демографические, природные, социальные и другие факторы.

3) линейными  и циклическими концепциями развития  – Линейные концепции – запрограммированное движение к прогрессу или регрессу., а циклические концепции истории исходят из идеи периодического повторения жизненных событий, подобно природным циклам. Они утверждают иную форму исторического процесса: не непрерывность, а дискретность движения истории и культуры; не необратимость, а а обратимость культурно-исторических процессов.

4) государствами  и обществом –  государство как идея свободы, как конкретное и высшее право, как правовой институт, как единый, разумный организм основано на разделении властей – законодательной, правительственной, власти государя.

5) культурой  и цивилизацией –

6) реформой  и революцией –  революция – насильственный приход к власти политических сил, а реформа – преобразование, изменение, переустройство, нововведение.

7) культурой  России и культурой Запада  –

Информация о работе Философия и ее значение в окружающем мире