Философия и физика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 13:18, доклад

Описание

Развитие методологии любой науки напрямую зависит от общественных потребностей в развитии данной науки. Говоря о такой науке, как физика, можем предположить, что её методология наиболее тесно связана с научно-техническим прогрессом, а как следствие, и с практической необходимостью изучения аспектов окружающего нас мира посредством философских методов познания. Перед тем, как изучать философские основы методов, применяемых в физике, необходимо сперва проследить эволюцию методов, применяемых данной наукой.

Работа состоит из  1 файл

Черновик (пьяные в Пицце-Рио).docx

— 17.19 Кб (Скачать документ)

Развитие методологии  любой науки напрямую зависит  от общественных потребностей в развитии данной науки. Говоря о такой науке, как физика, можем предположить, что её методология наиболее тесно  связана с научно-техническим  прогрессом, а как следствие, и  с практической необходимостью изучения аспектов окружающего нас мира посредством  философских методов познания. Перед тем, как изучать философские основы методов, применяемых в физике, необходимо сперва проследить эволюцию методов, применяемых данной наукой.

Для научного познания существенно прежде всего то, что исследуется и как исследуется. Ответ на вопрос о том, что исследуется, раскрывает природу предмета науки, тогда как ответ на вопрос о том, как осуществялется исследование, раскрывает природу исследования. Предметом науки является вся действительность, то есть различные формы и виды движущейся материи.

Особенности метода определяются особенностями предмета научного исследования. В методе выражено содержание изучаемого предмета. Метод  настолько тесно связан с научным  познанием мира, что каждый существенный шаг в развитии науки обычно вызывает к жизни новые методы исследования. Поэтому об уровне развития той или  иной науки можно судить и по характеру  развития приминяемых ею методов.

Рассматривая такую  науку, как физика можно выделить следующие методологические ступени:

  • Непосредственное наблюдение явлений в естественных условиях;

Является одним  из первых и принципиально важных, поскольку именно в это время первобытное общество заложило научный базис, так широко используемый в наше время. Именно поэтому его выделяют в отдельную ступень, так как он является основополагающим для любой из существующих ныне наук. Наиболее эффективный результат данный метод давал в первые века нашей эры, поскольку в те времена научное сознание людей стало готовым для исследования природы явлений окружающего мира.

  • Эксперимент, с помощью которого изучаемое явление воспроизводится искусственно и ставится в заранее определённые условия;

Также является одним  из основных и эффективных методов, поскольку именно с его помощью  осуществляется изучение процессов  и закономерностей окружающего  нас мира. Ввиду недостаточности  ресурсной и информативной базы наиболее продуктивно данный метод  использовался в постсредневековом периоде, а именно XVII-XIX веках.

  • Сравнение; измерение – частный случай сравнения, представляющий собой особого рода приём, при помощи которого находится количественное отношение (выражаемое числом) между изучаемым объектом (неизвестным) и другим (известным) объектом, принятым за единицу сравнения (масштаб);

Данный метод основан  на интерпретации результатов предыдущего. В следствие этого несёт не меньшую важность и необходимость. Основой данного метода является анализ результатов эксперимента, что придаёт большую значимость предыдущему этапу, поскольку анализ – неотъемлемая часть любого эксперимента.

  • индукция и дедукция, с помощью которых логически обобщаются эмпирические данные и выводятся логические следствия;

Попытка приспособить полученные результаты проведённых  опытов с целью выявления закономерностей  и логических зависимостей предмета исследования.

    Существеным компонентом научного познания является философское истолкование данных науки, составляющее её мировоззренческую и методолгическую основу. Учённый подходит к изучаемым фактам, к их обобщению всегда с определённых мировоззренческих позиций. Сам отбор фактов направляется определённой гипотезой и невозможен без неких общих предположений исследования. Именно поэтому, для развития физики, как и для большинства других наук, характерны определённые философские тенденции и закономерности, характеризующие её методологию. Рассмотрим методологию физики через призму философской значимости применяемых методов:

  1. Обусловленность развития науки потребностями общественно-исторической практики. Это – главная движущая сила, источник развития науки.
  2. Приеемственность в развитии идей и принципов, теорий и понятий, методов и приёмов науки, неразрывность всего познания действительности как внутренне единого целенаправленного процесса.  Каждая более высокая ступень в развитии науки возникает на основе предшествующей ступени, с удержанием всего ценного, что было накоплено раньше.
  3. Постепенность развития науки при чередовании периодов относительно спокойного (эволюционного) развития и бурной (революционной) ломки теоретических основ науки, системы её понятий и представлений (картины мира). Эволюционное развитие всей науки – это процесс постепенного накопления новых фактов, экспериментальных данных в рамках существующих теоретических воззрений, в связи с чем идёт расширение, уточнение и доработка уже принятых ранее теорий, понятий и принципов. Революция в науке наступает , когда начинается коренная ломкаи перестройка ранее установившихся воззрений, пересмотр фундаментальных положений, законов и принципов в результате накопления новых данных, открытия новых явлений, не укладывающихся в рамки прежних воззрений.
  4. Взаимодействие и взаимосвязанность всех составных отраслей науки, в результате чего предмет одной науки должен и может исследоваться приёмами и методами других наук.
  5. Свобода критики, беспрепятственное обсуждение спорных или неясных вопросов науки, открытое и свободное столкновение различных мнений. В результате такой борьбы преодолевается первоначальная неизбежная односторонность  различных взглядов на объект исследования и вырабатывается единое воззрение, более адекватное самой действительности.
  6. Дифференциация и интеграция научная знания. Дифференциация научного знания проявляется в выделении отдельных разделов науки  и относительно самостоятельные дисциплины со своими специфическими задачами и методами исследования. Интеграция научного знания – формирование наук, которые изучают свойства и отношения, общие для большого числа разнокачественных объектов.
  7. Материализация науки. Современная наука характеризуется проникновением математики в различные области знания. Такие науки, как биология, физиология, психология и многие другие совсем недавно почти не использовали математические методы. Ныне доступ не только к глубоким проблемам естествознания, но и к области социальных исследований требует тончайших математических методов. Быстрому процессу математизации наук способствует развитие электронно-вычислительной техники.

Таким образом, философское трактование научных методов является неотъемлемой частью методологии физики, как никакой другой из наук. 

Информация о работе Философия и физика