Философия и искусство в горизонте сходств и различий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 12:50, доклад

Описание

Говорить о сходствах и различиях искусства и философии как культурных форм можно только имея в виду относительность указанных противопоставлений и сходств, об акцентах, а не об абсолютных разграничительных линиях. Это особенно относится к современной культуре.

Работа состоит из  1 файл

Философия и искусство в горизонте сходств и различий.docx

— 17.94 Кб (Скачать документ)

Философия и искусство в горизонте сходств  и различий.

    Говорить  о сходствах и различиях искусства  и философии как культурных форм можно только имея в виду относительность указанных противопоставлений и сходств, об акцентах, а не об абсолютных разграничительных линиях. Это особенно относится к современной культуре.

    Говоря  о тех чертах, которые роднят философию  и искусство, отметим следующие:

    § Экзистенциальная роль философии и  искусства заключается в трансцендировании обыденности, в установлении собранного бытия, в постановке в художественной или дискурсивной форме «последних» вопросов о смысле и назначении человеческой жизни. Этот экзистенциальный опыт состоит в выходе из режима обыденной целесообразности и утилитарности.

    § Вместе с тем философия и искусство  связаны с социальностью, с общественным, публичным существованием человека. И философия, и искусство являются способами сохранять и длить сознательные состояния, делая культуру живой. Без выполнения таких состояний культура превратится в застывшее и мертвое собрание памятников, в имитацию культуры.

    § Говоря о важном для всех, об общем  и общезначимом, и философия и  искусство сохраняют значимость и жизненность индивидуального, особенного, в отличие от абстрактной всеобщности науки. Понятие науки обобщает индивидуальные случаи, формируя общее понятие. А философия и искусство пытаются выполнить понимание «на одном примере», что достигается благодаря символичности художественного образа и идетичности созерцания в философии. Это «прозревание» сущности вещей на одном примере роднит философию и искусство.

    § Ни та, ни другая форма не могут «отвлечься»  от автора-творца, приобрести автономное, чисто объективированное существование. И художественное и философское  произведение остаются неразрывно связанными с духовным поиском их автора.

    § Особая форма исторического бытия  философии и искусства связана, во-первых, с характером обсуждаемых  вопросов – общих, важных и последних, а также с экзистенциальной связью произведения и автора. Интерпретация  как способ жизни в культуре и  художественных, и философских произведений оставляет «в живых» их авторов, позволяет  «задать им вопросы» и – получить новые ответы. Роль читателя художественных и философских текстов – это  роль сотворчества, а не «усвоения» готового.

    § Философию и искусство роднит и сам способ творчества – особая роль интуиции, свободного, игрового момента, вдохновения и спонтанности.

    § И философия, и искусство опираются  на естественный язык. Поэтическое отношение к языку превращает художественный текст в единственный и незаменимый, в нем каждое слово значимо, уникально. Можно пересказать содержание художественного текста, проанализировать содержащиеся в нем «идеи», но такой анализ уже не будет произведением искусства. Чтение искусствоведческих текстов и текстов художественных – принципиально разные занятия. Но и изучение философских произведений нельзя заменить их изложением в учебнике. И те, и другие тексты требуют личного выполнения акта чтения и понимания, требуется пройти собственный путь к этому пониманию, нужна личная встреча автора с читателем. Таким образом, ни философские, ни художественные тексты нельзя «пересказать другими словами», заменить. Это связано и с экзистенциальной вовлеченностью читателя, и с тем, что естественный язык и его символичность, его смысловая многозначность становятся в философии и искусстве «участниками» творчества, а не инструментом для выражения готовой мысли. Так что автору никогда до конца не ясно, что удалось сказать. Эта укорененность в естественном языке отличает искусство и философию от науки с ее искусственным, инструментальным языком.

    Говоря  же о различиях философии и  искусства, отметим следующее:

    § Искусство говорит на языке образов  о неизобразимом, а философия говорит на языке рассуждений о несказанном. Имея своим «предметом», своим устремлением то, что лежит за пределами собственно образа или собственно понятия, искусство остается трансцендентным применением чувственности, а философия – трансцендентным применением рациональности. Образность доминирует в искусстве, а концептуальность – в философии. Хотя чувство и мысль не разделены непроходимой гранью, все же искусство апеллирует к воплощенности формы – в камне, на холсте, в красках или в звуках. Философия стремится к «извлечению» чистого смысла, к пониманию, устраняющему образность и представимость в картинках. Отсюда– парадоксальность главных философских концептов – вспомним хотя бы парменидовское определение бытия как того, чего не было и не будет, но есть.

    § Философия саморефлексивна – обращена к собственным основаниям, требует удерживания их в контексте рассуждения; художественное творчество – спонтанно. Художник – медиум, пророк, ему требуется вдохновение муз. От философа требуется последовательность и умение сформулировать в явном виде свои предпосылки. Отсюда – поэтичность искусства и методичность философии. Конечно, и художественное творчество и предполагает рефлексивную работу художника, отделяющего необходимые элементы произведения от излишних, неуместных, и философское размышление, особенно в иррационалистических течениях, спонтанно и афористично, но все же приходится говорить об этих характерных акцентах.

Информация о работе Философия и искусство в горизонте сходств и различий