Философия и эпоха Возраждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 22:16, реферат

Описание

Философия эпохи Возрождения, или Ренессанса, явилась важным этапом развития философской мысли и охватывает период с XIV по начало XVII вв., когда происходит целый ряд изменений в социально-экономической и духовной жизни Западной Европы. Вот как Ф. Энгельс характеризует эти изменения: «Королевская власть, опираясь на горожан, сломила мощь феодального дворянства и создала крупные, в сущности основанные на национальности, монархии, в которых начали развиваться современные европейские нации и современное буржуазное общество... только теперь, собственно, была открыта земля и были заложены основы для позднейшей мировой торговли и для перехода ремесла в мануфактуру, которая, в свою очередь, послужила исходным пунктом для современной крупной промышленности».

Содержание

1 Общая характеристика эпохи Возрождения
2 Основные черты философии Возрождения
2.1 Гуманизм — возвышение человека
2.2 Антропоцентризм — человек, а не Бог в центре исследования
2.3 Секуляризация — освобождение от церковного влияния
2.4 Пантеизм - становление опытных наук и формирование научно-материалистического понимания, свободного от теологии
2.5 Высокий интерес к социальным проблемам, обществу и государству и развитие идей социального равенства
Итоги развития философской мысли эпохи Возрождения
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Содержание.doc

— 103.50 Кб (Скачать документ)

В недрах феодального общества рождались  буржуазные общественные отношения, которые требовали создания сильной централизованной государственной власти, свободной от церкви. Одним из идеологов зарождающейся буржуазии был Никколо Макиавелли (1469-1527). Идеалом Макиавелли является монархия в форме пожизненной, единоличной и неограниченной диктатуры.

Обоснованию власти единоличной диктатуры  посвящается его работа «Государь», где он прописывает портрет «идеального  властелина». Основу государства Макиавелли видит только в силе, не связанной  ни традициями, ни моральными нормами. Эффективность власти обеспечивается хорошими законами и хорошим войском. Как это ни кажется парадоксальным, но чрезмерная щедрость государя пагубна. Она порождает у подданных презрение к своему правителю.

Макиавелли освобождал политику от морали, но ведь по тем временам мораль была религиозной, т.е. он освобождал политику от религии. Этические начала христианства,, «христианский гуманизм» неосуществимы в политике. Люди отошли от заповедей Христа, потеряли религию и развратились. Христианский гуманизм выродился в утопию. Предпочитая смиренных, а не деятельных людей, христианство развязывает руки мерзавцам. И в этом смысле оно не работает на укрепление государства. Макиавелли ориентируется на государя - реформатора, законодателя, выразителя общенациональных интересов, а не на государя - тирана, узурпатора.

Макиавелли сформулировал идеи, которые выглядят как политически  значимые постулаты.

1 человеческая природа и качества  личности представляют собой  фундамент для всего политического  поведения;

2 при рассмотрении политических феноменов следует освободиться от теологических ограничений - отсюда вопрос о морали в политике приобретает у флорентийца совершенно другое звучание;

3 происходит признание того, что  в политической практике существует  колоссальный разрыв между декларируемыми целями и действительной волей к их peaлизации;

4 проблема политических ценностей  предстает не как абстрактная  категория, а как основание  для рассмотрения взаимодействия  общества и государства, власти  и народа. Таким образом, личность  политического лидера рассматривается как субъект политического реформирования, движения к высоким общественным идеалам и целям. Именно поэтому «государь» обязан в совершенстве владеть искусством политической интриги, т.е. стратегией и тактикой выживания в политической борьбе.

Кроме того социально-политическая мысль  эпохи Возрождения нашла свое развитие и в творчестве Жана Бодена (1530-1596). В работе «О государстве» он отстаивает идеал абсолютной монархии. Не народ, а монарх является «источником  права и закона». Но сам правитель должен следовать естественным и божественным законам, должен уважать свободу и собственность граждан; должен обеспечивать порядок в стране и гарантировать безопасность граждан.

Еще одним философом был Мишель Монтень (1533-1592), автор знаменитых «Опытов» - книги о человеке своей эпохи. Хотя в «Опытах» речь идет о природе и Боге, о мире и человеке, о политике и этике, но предмет этой книги один - обостренный интерес к собственному «Я». Если другие создают Человека, то Монтень исследует подлинного человека в жизни повседневной и простой. «Опыты» воссоздают картину самоанализа. Это пристальное внимание к себе, по мнению Монтеня, вполне оправданно, ибо позволяет «прослеживать извилистые тропы нашего духа, проникать в темные глубины его...». Монтень пытается найти пути совершенствования обыденного сознания.

Согласно данному мыслителю  жизнь человека самоценна, имеет  свой смысл и оправдание. И в  выработке достойного смысла человек  должен прежде всего опираться на самого себя, в себе самом находить опору подлинного нравственного поведения. То есть индивидуализм Монтеня противостоит не обществу, а общественному лицемерию, ибо обществу полезной может быть не всякая личность, а только суверенная личность. Индивидуалистический характер этики М. Монтеня был ответом на общественную потребность зарождающихся буржуазных отношений. Вероятно, этим объясняется тот факт, что в течение 50 лет после смерти Монтеня «Опыты» переиздавались во Франции 20 раз.

 

3 Итоги развития философской  мысли эпохи Возрождения

Подводя итоги развития философии эпохи Возрождения, нужно отметить, что безусловно, философия этого периода является новым этапом развития философии, хотя она и осуществляла свои новации, опираясь во многом на античность и вбирала в себя все лучшее, что дало наследие средневековья.

Основные характерные черты  философии Возрождения составляют:

-  гуманизм — возвышение человека;

-  антропоцентризм — человек, а не Бог в центре исследования;

-  секуляризация — освобождение от церковного влияния;

-  пантеизм - становление опытных наук и формирование научно-материалистического понимания, свободного от теологии;

-  высокий интерес к социальным проблемам, обществу и государству и развитие идей социального равенства.

Философия эпохи возрождения дала миру множество великих философских и культурных деятелей, среди которых нужно отметить Данте Алигьери (1265-1321), Франческо Петрарка (1304-1374), Лоренцо Валла (1407-1457), Георгия Плифона (1360-1452), Николая Кузанского (1401-1464), Марсилио Фичино (1433-1499), Леонародо да Винчи (1452-1519), Николая Коперника (1473-1543), Иоганна Кеплера (1571-1630), Галилео Галилея (1564-1642), Д.ж.Бруно (1548-1600), Эразма Роттердамского (1469—1536), Томаса Мора (1478-1535), Никколо Макиавелли (1469-1527), Жана Бодена (1530-1596), Мишель Монтеня (1533-1592) и других великих людей.

Таким образом, культура эпохи Возрождения  подготовила интенсивное развитие философских достижений Нового времени. И самое главное — произошло  изменение направления развития мысли от схоластики к реальности, обращение философской мысли к человеку и природе, философии и науке была придана практическая направленность — с этого времени не Бог, а человек привлекает все большее внимание философии и культуры.

 

Список использованной литературы

1.Алексеев П.В., Панин А.В. Философия.  М.: Проспект, 1998. - 568 с.

2.Васильева Л.Н Новый Макиавелли: теория политического реформирования // Социально-гуманитарные знания. - 2009.- №4.- С.64-79.

3.Введение в философию. Под  ред. А.Л. Субботина. М.: Центр, 2001. - 365 с.

4.Введение в философию. Под ред. И.Т. Фролова. М. : Политиздат, 1989. - 367 с.

5.Грядовой Д.И. Философия: структурированный  учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 383 с.

6.Иванова А. Флорентийская академия // Исторический журнал. - 2007. - №2. - С.85-91.

7.История философии: Запад-Россия-Восток (книга вторая: Философия ХV-XIX вв.). М.: ГЛК, 1996. - 557 с.

8.Кальной И.И., Сандулов Ю.А. Философия  для аспирантов. Спб.: Лань, 2003. - 512 с.

9.Кохановский В.П., Золотухина Е.В., Лешкевич Т.Г., Фатхи Т.Б. Философия  для аспирантов. Ростов н/Д.: Феникс, 2003. - 448 с.

10.Курбатов  В.И. История философии. Конспект. Ростов н/Д.: Феникс, 1997. - 448 с.

11.Мареева  Е.В. Пьетро Помпонацци:у истоков  культурно-исторической методологии  // Вопросы философии. - 2006. - С. 146-159.

12.Основы  философии. Под ред. Е.В. Попова. М.: ВЛАДОС, 1997.-320 с.

13.Радугин  А.А. Философия. М.: Центр, 1997. - 272 с.

14.Спиркин  А.Г. Философия. М.: Гардарики, 2003. - 736 с.

15.Философия.  Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. М.: Академический Проект, 2003. - 656 с.

16.Философия. Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. М.: ЮНИТИ, 1998. - 584 с.

17.Философия.  Под ред. О.А. Митрошенкова. М.: Гардарики, 2002.-655 с.


Информация о работе Философия и эпоха Возраждения