Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 22:16, реферат
Философия эпохи Возрождения, или Ренессанса, явилась важным этапом развития философской мысли и охватывает период с XIV по начало XVII вв., когда происходит целый ряд изменений в социально-экономической и духовной жизни Западной Европы. Вот как Ф. Энгельс характеризует эти изменения: «Королевская власть, опираясь на горожан, сломила мощь феодального дворянства и создала крупные, в сущности основанные на национальности, монархии, в которых начали развиваться современные европейские нации и современное буржуазное общество... только теперь, собственно, была открыта земля и были заложены основы для позднейшей мировой торговли и для перехода ремесла в мануфактуру, которая, в свою очередь, послужила исходным пунктом для современной крупной промышленности».
1 Общая характеристика эпохи Возрождения
2 Основные черты философии Возрождения
2.1 Гуманизм — возвышение человека
2.2 Антропоцентризм — человек, а не Бог в центре исследования
2.3 Секуляризация — освобождение от церковного влияния
2.4 Пантеизм - становление опытных наук и формирование научно-материалистического понимания, свободного от теологии
2.5 Высокий интерес к социальным проблемам, обществу и государству и развитие идей социального равенства
Итоги развития философской мысли эпохи Возрождения
Список использованной литературы
В недрах феодального общества рождались буржуазные общественные отношения, которые требовали создания сильной централизованной государственной власти, свободной от церкви. Одним из идеологов зарождающейся буржуазии был Никколо Макиавелли (1469-1527). Идеалом Макиавелли является монархия в форме пожизненной, единоличной и неограниченной диктатуры.
Обоснованию власти единоличной диктатуры
посвящается его работа «Государь»,
где он прописывает портрет «
Макиавелли освобождал политику от морали, но ведь по тем временам мораль была религиозной, т.е. он освобождал политику от религии. Этические начала христианства,, «христианский гуманизм» неосуществимы в политике. Люди отошли от заповедей Христа, потеряли религию и развратились. Христианский гуманизм выродился в утопию. Предпочитая смиренных, а не деятельных людей, христианство развязывает руки мерзавцам. И в этом смысле оно не работает на укрепление государства. Макиавелли ориентируется на государя - реформатора, законодателя, выразителя общенациональных интересов, а не на государя - тирана, узурпатора.
Макиавелли сформулировал идеи, которые выглядят как политически значимые постулаты.
1 человеческая природа и
2 при рассмотрении политических феноменов следует освободиться от теологических ограничений - отсюда вопрос о морали в политике приобретает у флорентийца совершенно другое звучание;
3 происходит признание того, что
в политической практике
4 проблема политических
Кроме того социально-политическая мысль эпохи Возрождения нашла свое развитие и в творчестве Жана Бодена (1530-1596). В работе «О государстве» он отстаивает идеал абсолютной монархии. Не народ, а монарх является «источником права и закона». Но сам правитель должен следовать естественным и божественным законам, должен уважать свободу и собственность граждан; должен обеспечивать порядок в стране и гарантировать безопасность граждан.
Еще одним философом был Мишель Монтень (1533-1592), автор знаменитых «Опытов» - книги о человеке своей эпохи. Хотя в «Опытах» речь идет о природе и Боге, о мире и человеке, о политике и этике, но предмет этой книги один - обостренный интерес к собственному «Я». Если другие создают Человека, то Монтень исследует подлинного человека в жизни повседневной и простой. «Опыты» воссоздают картину самоанализа. Это пристальное внимание к себе, по мнению Монтеня, вполне оправданно, ибо позволяет «прослеживать извилистые тропы нашего духа, проникать в темные глубины его...». Монтень пытается найти пути совершенствования обыденного сознания.
Согласно данному мыслителю жизнь человека самоценна, имеет свой смысл и оправдание. И в выработке достойного смысла человек должен прежде всего опираться на самого себя, в себе самом находить опору подлинного нравственного поведения. То есть индивидуализм Монтеня противостоит не обществу, а общественному лицемерию, ибо обществу полезной может быть не всякая личность, а только суверенная личность. Индивидуалистический характер этики М. Монтеня был ответом на общественную потребность зарождающихся буржуазных отношений. Вероятно, этим объясняется тот факт, что в течение 50 лет после смерти Монтеня «Опыты» переиздавались во Франции 20 раз.
3 Итоги развития философской мысли эпохи Возрождения
Подводя итоги развития философии эпохи Возрождения, нужно отметить, что безусловно, философия этого периода является новым этапом развития философии, хотя она и осуществляла свои новации, опираясь во многом на античность и вбирала в себя все лучшее, что дало наследие средневековья.
Основные характерные черты
философии Возрождения
- гуманизм — возвышение человека;
- антропоцентризм — человек, а не Бог в центре исследования;
- секуляризация — освобождение от церковного влияния;
- пантеизм - становление опытных наук и формирование научно-материалистического понимания, свободного от теологии;
- высокий интерес к социальным проблемам, обществу и государству и развитие идей социального равенства.
Философия эпохи возрождения дала миру множество великих философских и культурных деятелей, среди которых нужно отметить Данте Алигьери (1265-1321), Франческо Петрарка (1304-1374), Лоренцо Валла (1407-1457), Георгия Плифона (1360-1452), Николая Кузанского (1401-1464), Марсилио Фичино (1433-1499), Леонародо да Винчи (1452-1519), Николая Коперника (1473-1543), Иоганна Кеплера (1571-1630), Галилео Галилея (1564-1642), Д.ж.Бруно (1548-1600), Эразма Роттердамского (1469—1536), Томаса Мора (1478-1535), Никколо Макиавелли (1469-1527), Жана Бодена (1530-1596), Мишель Монтеня (1533-1592) и других великих людей.
Таким образом, культура эпохи Возрождения
подготовила интенсивное
Список использованной литературы
1.Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М.: Проспект, 1998. - 568 с.
2.Васильева Л.Н Новый
3.Введение в философию. Под ред. А.Л. Субботина. М.: Центр, 2001. - 365 с.
4.Введение в философию. Под ред. И.Т. Фролова. М. : Политиздат, 1989. - 367 с.
5.Грядовой Д.И. Философия:
6.Иванова А. Флорентийская
7.История философии: Запад-
8.Кальной И.И., Сандулов Ю.А. Философия для аспирантов. Спб.: Лань, 2003. - 512 с.
9.Кохановский В.П., Золотухина Е.В., Лешкевич Т.Г., Фатхи Т.Б. Философия для аспирантов. Ростов н/Д.: Феникс, 2003. - 448 с.
10.Курбатов
В.И. История философии.
11.Мареева
Е.В. Пьетро Помпонацци:у
12.Основы философии. Под ред. Е.В. Попова. М.: ВЛАДОС, 1997.-320 с.
13.Радугин А.А. Философия. М.: Центр, 1997. - 272 с.
14.Спиркин А.Г. Философия. М.: Гардарики, 2003. - 736 с.
15.Философия. Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. М.: Академический Проект, 2003. - 656 с.
16.Философия. Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. М.: ЮНИТИ, 1998. - 584 с.
17.Философия. Под ред. О.А. Митрошенкова. М.: Гардарики, 2002.-655 с.