Философия И. Канта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 17:00, реферат

Описание

Иммануила Канта (1724-1804) принято называть "основоположником немецкой классической философии". Действительно, почти все виды классического и современного философствования так или иначе восходят к творчеству этого мыслителя. Его труды положили начало знаменательной традиции в европейском духовном развитии.
Канта сравнивают с Сократом, ибо философия его человечна. Древнегреческий ученый впервые в истории философии отвлекся от космоса и занялся изучением
человеческой природы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
Жизнь………………………………………………………………………………….4
«Докритическая» философия……………………………………………………......5
Переход к критицизму……………………………………………………………….8
Система критической философии………………………………………………….10
Учение о чувственности и рассудке……………………………………………….11
Критика традиционной метафизики……………………………………………….15
Учение о разуме……………………………………………………………………..16
Практическая философия…………………………………………………………..17
Эстетическая концепция……………………………………………………………18
Социальная философия……………………………………………………………..21
Влияние на последующую философию…………………………………………...22
Список используемой литературы………………………………………………...26

Работа состоит из  1 файл

Философия И. Канта.doc

— 122.50 Кб (Скачать документ)

Поэзию Кант считает  высшей формой художественного творчества. Значение поэзии, в том, что она  совершенствует интеллектуальные и  моральные потенции человека; играя  мыслями, она выходит за пределы  понятийных средств выражения и  тренирует тем самым ум, она возвышает, показывая, что человек не только часть природы, но созидатель мира свободы. Однако, не следует забывать, что философ не ставит знака равенства между искусством и познанием. В схеме перечислены так называемые "основные виды" искусств. Однако, философ отмечает, что сочетание основных видов искусства порождает другие виды художественного творчества (красноречие в сочетании с живописью - драму, поэзия в сочетании с музыкой - пение, пение в сочетании с музыкой - оперу и т.д.).

Важную роль в эстетической философии Канта играет его концепция гениальности. Гений – это способность к оригинальному, проявляющаяся в едином порыве сознательной и бессознательной деятельности. Гений воплощает в чувственных образах «эстетические идеи», которые невозможно исчерпать никаким понятием и которые дают бесконечные поводы для гармонического взаимодействия рассудка и воображения. Четыре признака характеризуют "гений":

  1. это способность создавать то, для чего не может быть дано никакого правила;
  2. созданное произведение должно быть образцовым;
  3. автор не может объяснить другим, как возникает его произведение;
  4. "сфера" гения - не наука, а искусство.

 

Социальная  философия

Проблемы творчества не ограничиваются у Канта областью искусства. По существу он говорит о  создании человеком целого искусственного мира, мира культуры. Законы развития культуры и цивилизации обсуждаются Кантом в ряде его поздних работ. Истоками прогресса человеческого сообщества Кант признает естественную конкуренцию людей в их стремлении к самоутверждению. При этом человеческая история являет собой поступательное движение в направлении полного признания свободы и ценности личности, к «вечному миру» и созданию всемирного федеративного государства.

Кант высказывает мысль  о несовпадении личных целей и  общественных результатов человеческой деятельности. Предполагать у отдельного человека наличие разумной цели не приходится; скорее глупость, ребяческое тщеславие, злоба и страсть к разрушению выступают как мотивы поведения, но если отвлечься от них, то в общем ходе истории можно увидеть некую общую для всего человечества разумную цель. Причиной законосообразного порядка в человечестве, по Канту, служит антагонизм между людьми, их склонность вступать в общество, оказывая одновременно этому обществу сопротивление, которое угрожает распадом. В обстановке единодушия, умеренности и взаимной любви людские таланты не могли бы себя проявить. Кант оптимист, и считает, что путь раздора в конечном итоге ведет к достижению всеобщего правового гражданского общества, членам которого предоставлена величайшая свобода, совместимая, однако, с полной свободой других. Антагонизм в этом обществе будет продолжать существовать, но его ограничат законы. Только в таких условиях возможно наиболее полное развитие потенций, заложенных в человеческой природе. Мысли, развивающие эту идею можно обнаружить в некоторых более поздних работах, например, в статье "Предполагаемое начало человеческой истории" (1786), "Метафизика нравов". Новое слово, сказанное Кантом о поведении человека, - автономия нравственности. Кант утверждает принципиальную самостоятельность и самоценность нравственных принципов. Философский анализ нравственных понятий говорит о том, что они не выводятся из опыта, они априорно заложены в разуме человека. Исходное понятие этики Канта - автономная добрая воля. Она не пассивна, от ее носителя мыслитель требует действия, поступка. Моральный поступок выглядит как результат некоего внутреннего императива (повеления), порой идущего вразрез с аморальной практикой окружающей действительности. В связи с этим философ подчеркивает первенство практического разума по сравнению с теоретическим. Главное - поведение, а знание вторично. Поэтому для того, чтобы распознать добро и зло, не нужно специального образования, достаточно интуиции ("способности суждения"). Природа человека по Канту его свобода. Свобода с точки зрения этики не произвол, не просто логическая конструкция, при которой из данной причины могут на равных правах проистекать различные действия. Нравственная свобода личности состоит в осознании и выполнении долга перед самим собой и другими людьми. "Свободная воля и воля, подчиненная нравственным законам, - это одно и тоже". Свобода человека возможна постольку, поскольку он - дитя двух миров. Принадлежность к чувственно воспринимаемому миру делает человека игрушкой внешней причинности, здесь он подчинен посторонним силам - законам природы и установлениям общества. Но как член ноуменального мира "вещей самих по себе" он наделен свободой. Эти два мира не антимиры, они взаимодействуют друг с другом. Раздвоенность человека устраняется механизмом совести. Нельзя все правильно понимать, но неправильно поступать.

Существенное место  в философской системе Канта  занимает его философия религии, которая примыкает непосредственно  к этике. Философ выдвигает тезис: мораль не возникает из божественных установлений, и антитезис: мораль неизбежно ведет к религии. Человеческих способностей недостаточно для того, чтобы привести в соответствие право людей на счастье с их обязанностями, поэтому необходимо признать всемогущее моральное существо как владыку мира. Обоснованию антитезиса посвящен трактат "Религия в пределах только разума". Кант присматривается к прошлому, ищет социально - психологические корни веры в бога и видит в человеке и человечестве в целом борьбу двух начал добра и зла. Философ начинает с размышлений о нравственной природе человека. Человек, утверждает он, по природе зол. В нем заключена неизбывная склонность творить зло, которая выглядит как приобретенная, будучи, однако, изначально ему присущей. Вместе с тем, человек обладает и первоначальными задатками добра. Моральное воспитание в том и состоит, чтобы восстановить в правах добрые задатки, чтобы они одержали победу в борьбе с человеческой склонностью к злому. Такая победа возможна только как революция в образе мыслей и чувств самого человека и требует для этой цели наличия общественной потребности в добре. Переживание вины (своей собственной или чужой, к которой ты лишь сопричастен) - основа морали. В учении о религии четко проявился историзм кантовского мышления. Кант видит изначальное, по сути дела безрелигиозное состояние людей, затем первый, еще не совершенный тип религии, который называется "богослужебным". Третий этап - вера разума. Богослужебная религия рассчитана на снискание благосклонности верховного существа, которое можно умилостивить путем почитания, сакральными жертвами, соблюдением предписаний и обрядов. Человек льстит себя мыслью, что бог может сделать его счастливым без того, чтобы самому стать лучше. Религия разума - это чистая вера в добро, в собственные моральные потенции без примеси какого бы то ни было расчета, без переложения ответственности на высшие силы. Это религия доброго образа жизни, которая обязывает к внутреннему совершенствованию. Бог это моральный закон, как бы существующий объективно, это - любовь, - так говорится на страницах "Метафизики нравов", наиболее поздней этической работы автора. Христианство автор приемлет как нравственный принцип, как программу человеколюбия. В конце 80-х годов XVIII века в философских воззрениях Канта происходит новый перелом. В первую очередь это затрагивает проблему метафизики. Кант настаивает на том, что за пределами чувственного опыта не может быть никакого теоретического познания. Чтобы придать понятию объективность необходимо подвести под него какое-либо созерцание. Поэтому

теоретически мы ничего не можем узнать ни о боге, ни о  свободе, ни о душе, отделенной от тела. "Практически мы сами создали  себе эти предметы", мы верим в  них и ведем себя соответствующим  образом.

 

Влияние на последующую философию

Философия Канта оказала  громадное воздействие на последующую  мысль. Кант является основателем «немецкой  классической философии», представленной масштабными философскими системами  И. Г. Фихте, Ф. В. Й. Шеллинга и Г. В. Ф. Гегеля. Большое влияние Канта испытал также А. Шопенгауэр. Идеи Канта повлияли и на романтическое движение. Во второй половине 19 века большим авторитетом пользовалось «неокантианство». В 20 веке серьезное влияние Канта признают ведущие представители феноменологической школы, а также экзистенциализма, философской антропологии и аналитической философии.

Многие мыслители обращали внимание на философию Канта как  с точки зрения ее ценности, так  и с критическими замечаниями. Маркс, Энгельс и Ленин дали

глубокий анализ социально-классовой основы философской системы Канта. Вся концепция Канта направлена на человека, его связь с природой, изучение человеческих возможностей и справедливо отметил Фридрих Шиллер: "О смертном человеке пока еще никто не сказал более высоких слов, чем Кант, что и составляет содержание всей его философии - "определи себя сам". Эта великая идея самоопределения светит нам, отражаясь в тех явлениях природы, которые мы называем красотой".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Кант И. Сочинения в шести томах. М., 1963 - 1966.
  2. Асмус В. Ф., "Философия И. Канта", М., 1957 г.
  3. Философия Канта и современный идеализм, И. С. Андреева, И. И. Ремезова, Л. А. Боброва и др.; Отв. ред. И. С. Андреева, Б. Т. Григорьян; АН СССР, ИНИОН, М.: Наука, 1987,269 с.
  4. Философия Канта: Современ. исслед. и дискусс.: к 200-летию "Критики чистого разума" /Ин-т философии АН СССР, М.: 1983,123 с.
  5. Нарский И. С. Кант. М., 1976.
  6. "Краткий очерк истории философии"., 4 изд., М., 1981 г.
  7. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2008 г.

Информация о работе Философия И. Канта