Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 12:10, реферат
Человек всегда стремился составить себе обобщенное представление о мире в целом и о своем месте в нем. Именно мировоззренческие взгляды дают человеку путеводную нить в его духовной и практической деятельности, формируют его ценностные установки.
Выработка нового мировоззрения и его претворение в жизнь - сложная и трудная работа. То, что сейчас происходит в культуре, в наших поисках и в дискуссиях, во многом связано с попытками создать элементы и структуры нового мировидения.
1. Введение ……………………………………………………………………………….3 стр.
2.1 Сущность мировоззрения …………………………………………………………......5 стр.
2.2 Специфика философского знания …………………………………………………...16 стр.
2.3 Философия и мировоззрение личности ……………………………………………..17 стр.
3. Заключение …………………………………………………………………………...23 стр.
4. Список литературы……………………………………………………………………25 стр.
Если
человек, делая попытку ответить
на мировоззренческие вопросы, обращается
к философской традиции решения
той или иной проблемы, он имеет преимущество,
не изобретая велосипед, усвоить опыт
предшествующих поколений как на уровне
житейской мудрости, так и человеческой
истории в целом.
И в этом отношении, наверное, правомерно было бы сказать, что для каждого отдельного человека философия, во-первых, это способ осмысления им своей деятельности через обоснование, оправдание, мотивацию; во-вторых, это способ посредством мышления вступать во взаимоотношения с миром, с другими людьми, поколениями, прошлым, настоящим, будущим. Стоит отметить и то, что философия дает человеку не только возможность решения вопросов бытия и действования в мире, но она дает возможность так же и уйти от мира, если он не удовлетворяет человека.
Реально
в жизни человек может быть
кем угодно, ежедневно выполнять какие
угодно функции, но именно тогда, когда
он начинает философствовать, рассуждать,
анализировать свои поступки, действия,
в которых непосредственно выражаются
его мировоззренческие принципы, человек
приобретает определенную свободу принять
или не принять окружающий мир в качестве
системы ценностей. И по-видимому, именно
в этом смысле можно понять слова М.Мамардашвили:
” Философия – это свобода, осуществленная
через философствующего человека”.
Заключение:
Мы рассмотрели соотношение мировоззрения и философии. Исторически философия представляла собой систематизированный, общетеоретический взгляд на мир, и в этом отождествлялась с теоретическим мировоззрением. Такое натурфилософское мировоззрение носило в основном созерцательный характер. С развитием форм общественного сознания и особенно науки, философия стала утрачивать свою роль как «науки наук». В то же время связь форм общественного сознания с философией, как системой идей, значительно возросла. Оставаясь основой мировоззрения, она стала определять его общую направленность и характер. Материализм или идеализм, диалектики или метафизика — принципы философии как формы мировоззрения определяют всё мировоззрение в целом.
Марксистская философия отвергает задачу построения особой философской «мировоззренческой» картины мира наряду с суммой реальных научных знаний о мире, — пишут авторы работы «Общественное сознание и его формы». Научное мировоззрение — совокупность научных представлений о природе, обществе и человеческом мышлении может быт простроено лишь усилиями всех наук, включая и научную философию. Суть материалистической диалектики заключается в том, что она есть логика развития научного мировоззрения. При социализме научное мировоззрение, основу которого составляет марксизм-ленинизм как цельная и стройная система философских, экономических и социально-политических взглядов, становится господствующим в духовной жизни общества. «Марксистско-ленинское мировоззрение является научным миропониманием, так как оно опирается на научную картину мира.., оно оценивает общественную жизнь как составную часть материального мира...».
В отличие от науки, философия существовала и существует не только в качестве специализированного знания, но и в менее строгих формах на уровне обыденного сознания. Непрофессиональные философские взгляды составляют основу обыденного мировоззрения. Источником обыденной философии являются социально-психологические традиции масс, искусство и литература, а также повседневный практический опыт.
Для обыденного мировоззрения характерна стихийно-материалистическая ориентация. Это отмечал даже такой субъективный идеалист, как Дж. Беркли. Построения Беркли воспринимаются с привычной материалистической ориентации, как верх абсурда.
На стихийно-материалистических позициях стоят и многие учёные. Однако их мировоззрение отличается от обыденного научным стилем мышления.
Другая
сторона обыденной философии
— созерцательное, зачастую идеалистическое
представление об общественной жизни.
Оно также связано с
Как
видим, философская основа обыденного
мировоззрения напоминает домарксов
материализм. Здесь уместно вспомнить,
что К. Маркс и Ф. Энгельс прямо
называли французский материализм
XVII в. философией здравого смысла.
Список литературы:
Информация о работе Философия и мировоззрение и их соотношение