Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2011 в 12:19, доклад
При рассмотрении первого вопроса о научности философии видно, что на протяжении всей своей истории философия — один из источников развития человеческого знания. Рассматривая её исторически, можно обнаружить преемственность в развитии философского знания, его проблематики, общность категориального аппарата и логики исследования. Не случайно Гегель рассматривал философию прежде всего с точки зрения «науки логики»[
2. Функции и задачи. Философ осуществляет функцию самоосознания. Задача философа - понять современное сознание и его истоки. Ученый осуществляет функцию получения точного знания. Задача ученого - дать объективную картину мира.
3. Цель. Философ размышляет о том, что такое мир и какое место занимает в этом мире человек. Для науки главное - сформулировать такую теорию, истинность которой можно подтвердить экспериментально.
4. Категориальный аппарат. Философия пытается выработать всеобщие понятия - категории. Наука вырабатывает понятия (математические, физические, химические...).
5. Предмет исследования. Философия предполагает свободный выбор предмета исследования. Предметом науки является изучение необходимого для получения знаний о мире [2, с.14].
3. По А.С. Кармину: 1) философия - знание о должном (описывает и объясняет то, что должно быть - каким должно быть наилучшее устройство общества и т.д.). Задача науки - описывать и объяснять то, что есть (или было, будет); 2) в философском знании содержатся идеи, которые нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Научное знание основывается на фактах. Только знание, проверенное опытом, считается в науке истинным; 3) философское знание плюралистично. Плюрализм мнений, взглядов, теорий, учений - необходимое условие развития философской мысли [1, с. 484-485].
4. По мнению П.В. Алексеева, философия в отличие от науки не имеет целью обязательный ответ на поставленный вопрос. Философия - это еще и всегда вопрошание, для нее значимой может быть сама постановка проблемы или попытка обратить на нее внимание общественного сознания, культуры (Социальная философия, 2003.).
Каково соотношение между философией и наукой?
Возможны четыре различных решения этого вопроса: а) философия включает в себя науку; б) философия входит в состав науки; в) философия и наука - это разные области знания; г) философия и наука - это различные, но частично совпадающие, пересекающиеся области знания. Наиболее реальным является решение г. Оно предполагает, что философское знание отличается от научного, но в то же время сохраняет связь с последним. Эта связь проявляется в том, что имеются проблемы, общие для философии и науки (например, философские проблемы физики, математики, биологии и других наук). Особенно тесно связана философия с социальными и гуманитарными науками [1, с. 486].
Отношение науки к философии: а) естественные науки ближе к онтологии; б) гуманитарные науки - к гносеологии. Отношение философии к науке: а) скептическое (экзистенциализм, неотомизм); б) преувеличенно-положительное (позитивизм); в) уравновешенное по форме (марксизм) [3].
Известно высказывание Альберта Эйнштейна: «Если под философией понимать поиск знания в его наиболее общей и наиболее широкой форме, то ее, очевидно, можно считать матерью всех научных исканий». Томас Манн считает философию «царицей наук». Она обозревает, сводит в духовное единство, систематизирует и проясняет много исследований во всех областях науки. «Философия - это сжатое изложение науки своего времени» - вторит им Огюст Конт. Все науки в своих основаниях имеют философию, как связующее звено и системное миропонимание.
Любая философия
не является наукой. Это утверждение
относится как к уважаемым
направлениям философской мысли, так
и к презираемому почти всеми
диамату.
Примерно в 17-м веке из философии выделилась
в самостоятельный раздел Натуральная
Философия. Позднее эта Натуральная Философия
стала именоваться Натуральными Науками,
а потом разделилась на Науки о Природе
и Социальные Науки. Обязательным признаком
науки является проверяемость выводов,
сопоставление их с реальностью, причем
это делается как правило путем эксперимента.
Философия же, как чисто умозрительная
дисциплина, может быть вполне нормальным
занятием, но наукой она не является, потому
что никак не связана с экспериментальной
проверкой своих выводов.
Если совсем по-простому, то философия
занимается обобщением результатов конкретных
наук. То есть ей даже нечего проверять
экспериментально, потому что она никакими
соответствиями между реальностью и представлениями
о реальности не занимается. Она занимается
соотношениями между представлениями
отдельных наук и своими собственными
представлениями. А в этом соотношении
просто нет места никакой реальности,
никакому эксперименту.
Кроме выброшеных на помойку марксистов
всех мастей, больше никто из философов
не считает свое занятие наукой и ничуть
по этому поводу не комплексует.
Понятие
"наука" имеет, по крайней мере,
два смысла: широкий и узкий. В
первом понимании, философия есть гуманитарная
наука, т.к. наука здесь - это сфера
человеческой деятельности, функцией
которой является выработка и
теоретической систематизация объективных
знаний о действительности; одна из форм
общественного сознания. Непосредственные
цели науки — описание, объяснение и предсказание
процессов и явлений действительности,
составляющих предмет её изучения на основе
открываемых ею законов, т. е. в широком
смысле — теоретическое отражение действительности.
БСЭ
Согласно этому определению науки, философия
самая настоящая наука. Просто необходимо
заниматься философией как наукой, чтобы
понимать это. Так, даже в философии Платона
отражены объективно существующие законы,
явления общественной жизни, природы.
Таким образом, философия как наука проявляет
в себя во многообразии философских систем,
учений, концепций. Просто специфику философской
науки незнающие люди воспринимают за
ненаучность, аморфность, противоречивость.
Ну, что делать? Незнающий человек и специальную
теорию относительности спутает с общей
теорией относительности. А потом на основании
этих теорий будет говорить, что все в
мире относительно
Я бы мог и дальше перед некоторыми метать
бисер, а перед многими пинать пошлые истины.
Однако в любом, каждом академическом
учебнике по философии, философия признается
наукой с той спецификой, что философское
исследование тесно перемыкается и с искусством,
и с мировоззрением, и с религией, и с пр.
А вот когда начинают говорить и писать
о специальных науках, науке в узком смысле,
то не только философия перестает быть
наукой, а только те дисциплины, которые
могут осуществлять эксперименты (хотя
считать эксперимент - единственным условием
научности не обосновано), то есть исключительно
спектр естественных и технических наук.
Тенденциозность налицо. Уже и история,
и юриспруденция, и философия, и пр. - не
науки, а черт знает что.
Наука в целом - это форма общественного
сознания. Ей противостоят как формы общественного
сознания (форма познания, форма отражения
действительности, форма идеальности)
магия, мифология, искусство, религия.
Вот он правильный логический ряд, а не
этот: философия, религия, магия, мифология,
наука, техника, история, право. Здесь,
наука понимается как математика, физика,
геология, химия, биология, а история, право,
философия в разряд наук не попадают. А
что они тогда есть? Формы религии? Магии?
Искусства? Или все-таки науки?
Насчет мировоззрения. Я давно спорил
по этому вопросу с Коль-Амбой. Он доказывал,
что философия - это мировоззрение, и ничего
больше. Он прав, но прав в отчасти. Мировоззрение
- это воззрение на мир человека. Воззрение
может быть разным: магическим, мифологическим,
религиозным или научным. Так что мы должны
говорить о философской магии, философской
религии, философской науки? Понятие "философия"
здесь исчезает, растаптывается. Можно
тогда говорить, что и математика, физика,
биология - это мировоззрение. Да, это тоже
верно, но отчасти.
Разгадка состоит в том, что философия,
биология, история, физика и пр. - это (сразу,
без определения через науку) виды определенной
формы общественного сознания, то есть
продукты идеальные. Понятно, что вот есть
бегающий зайчишка, но биологии как науки
нет. Она есть только в индивидуальном
сознании человека и общественном сознании
человечества. Получается, что науки, искусство,
религия и пр. входят в мировоззрение человека.
Да, входят, но согласно законам диалектики,
они обретают противоположность мировоззрению
именно в силу своего предмета, проявленной
в них объективности законов, явлений
материи. То, что биология изучает анатомию
зайцев - часть мировоззрения ученого,
студента, школьника, но и объективный
факт анатомии зайца.
Таким образом, философию нельзя выделять
как особую форму общественного сознания
подобно религии, мифологии, искусству.
Философия не только мировоззрение. Философия
- часть науки, то есть сферы человеческой
деятельности, функцией которой является
выработка и теоретической систематизация
объективных знаний о действительности.
Все эти черты науки есть и у философии.
Следовательно, философия - это наука.
И то, что Беркли начудил со своими солипсизмом
равняется сказкам про эфир (не в понимании
полевой формы материи, а в понимании XVI-XVII
века). Философия также развивается, как
и физика, познавая окружающий мир все
глубже и адекватнее.