Философия и наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2011 в 12:19, доклад

Описание

При рассмотрении первого вопроса о научности философии видно, что на протяжении всей своей истории философия — один из источников развития человеческого знания. Рассматривая её исторически, можно обнаружить преемственность в развитии философского знания, его проблематики, общность категориального аппарата и логики исследования. Не случайно Гегель рассматривал философию прежде всего с точки зрения «науки логики»[

Работа состоит из  1 файл

Философия и наука.doc

— 97.50 Кб (Скачать документ)

2. Функции и задачи. Философ осуществляет функцию самоосознания. Задача философа - понять современное сознание и его истоки. Ученый осуществляет функцию получения точного знания. Задача ученого - дать объективную картину мира.

3. Цель. Философ размышляет о том, что такое мир и какое место занимает в этом мире человек. Для науки главное - сформулировать такую теорию, истинность которой можно подтвердить экспериментально.

4. Категориальный аппарат. Философия пытается выработать всеобщие понятия - категории. Наука вырабатывает понятия (математические, физические, химические...).

5. Предмет исследования. Философия предполагает свободный выбор предмета исследования. Предметом науки является изучение необходимого для получения знаний о мире [2, с.14].

3. По   А.С. Кармину: 1) философия - знание о должном (описывает и объясняет то, что должно быть - каким должно быть наилучшее устройство общества и т.д.). Задача науки - описывать и объяснять то, что есть (или было, будет); 2) в философском знании содержатся идеи, которые нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Научное знание основывается на фактах. Только знание, проверенное опытом, считается в науке истинным; 3) философское знание плюралистично. Плюрализм мнений, взглядов, теорий, учений - необходимое условие развития философской мысли [1, с. 484-485].

4. По мнению П.В. Алексеева, философия в отличие от науки не имеет целью обязательный ответ на поставленный вопрос. Философия - это еще и всегда вопрошание, для нее значимой может быть сама постановка проблемы или попытка обратить на нее внимание общественного сознания, культуры (Социальная философия, 2003.).

Каково соотношение  между философией и наукой?

Возможны четыре различных  решения этого вопроса: а) философия  включает в себя науку; б) философия  входит в состав науки; в) философия и наука - это разные области знания; г) философия и наука - это различные, но частично совпадающие, пересекающиеся области знания. Наиболее реальным является решение г. Оно предполагает, что философское знание отличается от научного, но в то же время сохраняет связь с последним. Эта связь проявляется в том, что имеются проблемы, общие для философии и науки (например, философские проблемы физики, математики, биологии и других наук). Особенно тесно связана философия с социальными и гуманитарными науками  [1, с. 486].

Отношение науки к философии: а) естественные науки ближе к онтологии; б) гуманитарные науки - к гносеологии. Отношение философии к науке: а) скептическое (экзистенциализм, неотомизм); б) преувеличенно-положительное (позитивизм); в) уравновешенное по форме (марксизм) [3].

Известно высказывание Альберта Эйнштейна: «Если под философией понимать поиск знания в его наиболее общей и наиболее широкой форме, то ее, очевидно, можно считать матерью всех научных исканий». Томас Манн считает философию «царицей наук». Она обозревает, сводит в духовное единство, систематизирует и проясняет много исследований во всех областях науки. «Философия - это сжатое изложение науки своего времени» - вторит им Огюст Конт. Все науки в своих основаниях имеют философию, как связующее звено и системное миропонимание.

Любая философия  не является наукой. Это утверждение  относится как к уважаемым  направлениям философской мысли, так  и к презираемому почти всеми  диамату.  
 
Примерно в 17-м веке из философии выделилась в самостоятельный раздел Натуральная Философия. Позднее эта Натуральная Философия стала именоваться Натуральными Науками, а потом разделилась на Науки о Природе и Социальные Науки. Обязательным признаком науки является проверяемость выводов, сопоставление их с реальностью, причем это делается как правило путем эксперимента. Философия же, как чисто умозрительная дисциплина, может быть вполне нормальным занятием, но наукой она не является, потому что никак не связана с экспериментальной проверкой своих выводов.  
 
Если совсем по-простому, то философия занимается обобщением результатов конкретных наук. То есть ей даже нечего проверять экспериментально, потому что она никакими соответствиями между реальностью и представлениями о реальности не занимается. Она занимается соотношениями между представлениями отдельных наук и своими собственными представлениями. А в этом соотношении просто нет места никакой реальности, никакому эксперименту.  
 
Кроме выброшеных на помойку марксистов всех мастей, больше никто из философов не считает свое занятие наукой и ничуть по этому поводу не комплексует.

 
Понятие "наука" имеет, по крайней мере, два смысла: широкий и узкий. В  первом понимании, философия есть гуманитарная наука, т.к. наука здесь - это сфера  человеческой деятельности, функцией которой является выработка и  теоретической систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания. Непосредственные цели науки — описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет её изучения на основе открываемых ею законов, т. е. в широком смысле — теоретическое отражение действительности.  
 
БСЭ  
 
Согласно этому определению науки, философия самая настоящая наука. Просто необходимо заниматься философией как наукой, чтобы понимать это. Так, даже в философии Платона отражены объективно существующие законы, явления общественной жизни, природы. Таким образом, философия как наука проявляет в себя во многообразии философских систем, учений, концепций. Просто специфику философской науки незнающие люди воспринимают за ненаучность, аморфность, противоречивость. Ну, что делать? Незнающий человек и специальную теорию относительности спутает с общей теорией относительности. А потом на основании этих теорий будет говорить, что все в мире относительно  
 
Я бы мог и дальше перед некоторыми метать бисер, а перед многими пинать пошлые истины. Однако в любом, каждом академическом учебнике по философии, философия признается наукой с той спецификой, что философское исследование тесно перемыкается и с искусством, и с мировоззрением, и с религией, и с пр.  
 
А вот когда начинают говорить и писать о специальных науках, науке в узком смысле, то не только философия перестает быть наукой, а только те дисциплины, которые могут осуществлять эксперименты (хотя считать эксперимент - единственным условием научности не обосновано), то есть исключительно спектр естественных и технических наук. Тенденциозность налицо. Уже и история, и юриспруденция, и философия, и пр. - не науки, а черт знает что.  
 
Наука в целом - это форма общественного сознания. Ей противостоят как формы общественного сознания (форма познания, форма отражения действительности, форма идеальности) магия, мифология, искусство, религия. Вот он правильный логический ряд, а не этот: философия, религия, магия, мифология, наука, техника, история, право. Здесь, наука понимается как математика, физика, геология, химия, биология, а история, право, философия в разряд наук не попадают. А что они тогда есть? Формы религии? Магии? Искусства? Или все-таки науки?  
 
Насчет мировоззрения. Я давно спорил по этому вопросу с Коль-Амбой. Он доказывал, что философия - это мировоззрение, и ничего больше. Он прав, но прав в отчасти. Мировоззрение - это воззрение на мир человека. Воззрение может быть разным: магическим, мифологическим, религиозным или научным. Так что мы должны говорить о философской магии, философской религии, философской науки? Понятие "философия" здесь исчезает, растаптывается. Можно тогда говорить, что и математика, физика, биология - это мировоззрение. Да, это тоже верно, но отчасти.  
 
Разгадка состоит в том, что философия, биология, история, физика и пр. - это (сразу, без определения через науку) виды определенной формы общественного сознания, то есть продукты идеальные. Понятно, что вот есть бегающий зайчишка, но биологии как науки нет. Она есть только в индивидуальном сознании человека и общественном сознании человечества. Получается, что науки, искусство, религия и пр. входят в мировоззрение человека. Да, входят, но согласно законам диалектики, они обретают противоположность мировоззрению именно в силу своего предмета, проявленной в них объективности законов, явлений материи. То, что биология изучает анатомию зайцев - часть мировоззрения ученого, студента, школьника, но и объективный факт анатомии зайца.  
 
Таким образом, философию нельзя выделять как особую форму общественного сознания подобно религии, мифологии, искусству. Философия не только мировоззрение. Философия - часть науки, то есть сферы человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретической систематизация объективных знаний о действительности. Все эти черты науки есть и у философии. Следовательно, философия - это наука. И то, что Беркли начудил со своими солипсизмом равняется сказкам про эфир (не в понимании полевой формы материи, а в понимании XVI-XVII века). Философия также развивается, как и физика, познавая окружающий мир все глубже и адекватнее.

Информация о работе Философия и наука