Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 13:03, реферат
Философия и Наука – две взаимосвязанные деятельности, направленные на изучение мира и людей, живущих в этом мире. Философия стремится познать всё: видимое и невидимое, ощущаемое органами чувств человека и нет, реальное и нереальное. Для Философии нет границ – она стремится понять всё, даже иллюзорное. Наука же изучает только то, что можно увидеть, потрогать, взвесить и т.п.
1. Наука
2. Развитие науки
3. Понятие философии
4. История философии
5. Развитие представлений об отношении философии и науки
6. Философия и наука в единстве и отличии
Список литературы
Философия,
как сказал известный философ
М.К. Мамардашвили, «не представляет
собой систему знаний, которую
можно было бы передать другим и
тем самым обучить их…. Философия
– это оформление и до предела развитие
состояний с помощью всеобщих понятий,
но на основе личного опыта» (Мамардашвили
М.К. Как я понимаю философию. М., 1990. С.14-15).
У философского знания нет чётко обозначенных
границ, и это даёт возможность рассматривать
философию как личный, субъективно переживаемый
опыт автономного мыслителя. У неё, в отличие
от того или иного научного знания, нет
единой системы, нет основателей и продолжателей
(в том смысле, как это есть у научных дисциплин),
а путей философствования итоге оказывается
множество. Философские теории по большей
части находятся в противоречиях и даже
взаимноисключают друг друга.
Иными словами, плюрализм взглядов в философии – норма и более того, абсолютно необходимое условие. Дорога философии устлана прецедентами; образно говоря, философия – «штучный товар», чего никак не скажешь о науке. Великий немецкий философ И. Кант, отмечая эти особенности философии, утверждал, что можно учит философствовать, но не философии, ибо она не имеет фундамента в виде эмпирической базы и подобна воздушному замку, живущему лишь до следующего философа. По мнению другого классика немецкой философии А.Шопенгауэра, «философ никогда не должен забывать, что философия есть искусство, а не наука».
Первые
философские учения возникли 2500 лет
назад в Индии (буддизм), Китае (конфуцианство,
даосизм) и Древней Греции. Ранние
древнегреческие философские
Развитие материального производства, обострение классовой борьбы привели к необходимости революционной смены феодализма капитализмом. Развитие техники и естествознания требовало освобождения науки от религиозно-идеалистического мировоззрения. Первый удар по религиозной картине мира нанесли мыслители эпохи Возрождения – Коперник, Бруно, Галилей, Кампанелла и др.
Идеи мыслителей эпохи возрождения были развиты Философией нового времени. Прогресс опытного знания, науки требовал замены устаревшего метода мышления новым методом познания, обращённым к реальному миру. Возрождались и развивались принципы материализма и элементы диалектики, но материализм того времени был в целом механистическим и метафизическим.
Родоначальником материализма нового времени был Ф. Бэкон, считавший высшей целью науки обеспечить господство человека над природой. Гоббс же был создателем всесторонней системы механистического материализма. Если Бэкон и Гоббс разрабатывали метод эмпирического исследования природы, то Декарт стремился разработать универсальный метод познания для всех наук. Объективно-идеалистическое учение выдвинул Лейбниц, высказавший ряд диалектических идей.
Важнейший
этап развития западноевропейской Философии
– немецкая классическая Философия
(Кант, Шеллинг, Гегель), развившая идеалистическую
диалектику. Вершина немецкого классического
идеализма – диалектика Гегеля, ядро которой
составляло учение о противоречии и развитии.
Однако диалектический метод был развит
Гегелем на объективно-идеалистической
основе.
6
В
18 и 19 веках интенсивно развивалась
прогрессивная
Философия на протяжении всего своего развития была связана с наукой, хотя сам характер этой связи, а точнее, соотношение философии и науки с течением времени менялось.
На начальном этапе философия была единственной наукой и включала в себя всю совокупность знаний. Так было в философии древнего мира и в период средневековья. В дальнейшем развертывается процесс специализации и дифференциации научных знаний и их отмежевания от философии. Этот процесс интенсивно идет, начиная с XV-ХVI вв. и достигает верхнего предела в ХVII-ХVIII вв.
На этом втором этапе конкретно-научное знание носило преимущественно эмпирический, опытный характер, а теоретические обобщения делала философия, притом чисто умозрительным путем. При этом достигались нередко и положительные результаты, но было нагорожено и немало вздора.
Наконец, в третий период, начало которого относится к Х1Х в., наука частично перенимает у философии и теоретическое обобщение своих результатов. Универсальную, философскую картину мира философия может теперь строить лишь вместе с наукой, на основе обобщения конкретно-научных знаний.
Необходимо еще раз подчеркнуть, что типы мировоззрения, в том числе и философского, многообразны. Последнее может быть и научным, и ненаучным.
Научное философское мировоззрение в большей мере формирует и представляет учения философского материализма, начиная с наивного материализма древних через материалистические учения ХVII-ХVIII вв. к диалектическому материализму. Существенным приобретением материализма на этом этапе его развития явилась диалектика, которая, в отличие от метафизики, рассматривает мир и отражающее его мышление во взаимодействии и развитии. Диалектика уже потому обогатила материализм, что материализм берет мир таким, каков он есть, а мир развивается, тон диалектичен и в силу этого без диалектики не может быть понят.
Философия и наука тесно взаимосвязаны. С развитием науки, как правило, происходит прогресс философии: с каждым делающим эпоху открытием в естествознании, как отмечал еще Ф. Энгельс, материализм должен менять свою форму. Но нельзя видеть и обратных токов от философии к науке. Достаточно указать на идеи атомизма Демокрита, оставившие неизгладимый след в развитии науки.
Философия и наука рождаются в рамках конкретных типов культуры, взаимно влияют друг на друга, решая при этом каждая свои задачи и взаимодействуя в ходе их решения. 7
Философия намечает пути разрешения противоречий на стыках наук. Она также призвана решать и такую задачу, как уяснение самых общих оснований культуры вообще и науки, в частности. Философия выступает как мыслительный инструмент, она вырабатывает принципы, категории, методы познания, которые активно применяются в конкретных науках.
В
философии, таким образом, отрабатываются
общемировоззренческие и
Возникновение
первых научных учений относят к
6 в до н.э. Философское знание всегда
было переплетено с
Философия - это рационально-теоретическое мировоззрение.
Познание - деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации знаний об объектах. Знание - результат познания.
Система знания считается наукой, если она отвечает определенным критериям:
1.
объективность (изучение
2. рациональность - обоснованность, доказательность - в рамках любой науки что-то обосновывается.
3.
нацеленность на
4. системность знаний - упорядоченность по определенным критериям
5. проверяемость - воспроизводимость знаний через практику
Философия не удовлетворяет только 5 критерию (не всякое философское учение может быть воспроизведено через практику), поэтому философия - это наука, но особого рода.
Как и наука, философия ищет истину, выявляет закономерности, выражает результат исследования через систему понятий, категорий. Однако в философии объект исследования рассматривается через призму отношения человека к миру, в ней существует антропный принцип, всякий оценочный момент содержит элемент субъективности. Науки нет без философии, а философии - без науки. Философия в том виде, в каком она есть сейчас, не была бы возможна без внешних по отношению к человеку, ее источнику, условий: уровень, достигнутый наукой в быту, высвобождает колоссальное количество времени для размышлений, никак не связанных с заботой о добывании куска хлеба насущного, защиты себя и близких от внешней среды. Только того, что сейчас человек спит в достаточно хороших условиях, хорошо питается, конечно, явно не достаточно для производства философской мысли, но это является хорошим подспорьем. И наоборот, наука (настоящая наука) без философии невозможна вдвойне, так как научные открытия (да и просто научную работу) необходимо осознавать, осмысливать, переживать, иначе это не будут открытия, а будет простая механическая работа по добыванию, отниманию у Природы новых, мертвых знаний. 8
Мертвое же знание не может дать человеку ничего хорошего. Именно поэтому настоящий ученый должен быть, прежде всего, философом, а лишь затем естествоиспытателем, экспериментатором, теоретиком. Истина научная являет собой объективное знание. Она делает человека богаче в материальном плане, сильнее, здоровее, может быть даже повышает его самооценку. То есть она сугубо материальна, не сама по себе конечно, а по проявлениям. Философская же истина даже по проявлениям нематериальна, так как она есть, прежде всего, некий продукт деятельности человеческого сознания, причем именно разумно-нравственной его сферы.
Итак, наука и философия – не одно и тоже, хотя у них и немало общего. Общее между философией и наукой заключатся в том, что они:
1.
Стремятся к выработке
2.
Ориентированы на установление
законов и закономерностей
3.Выстраивают категориальный аппарат (свой язык) и стремятся к построению целостных систем.
Разное, что:
1. Философия всегда представлена адресно, т.е. тем или иным философом, когда его идеи, труды могут быть самодостаточными и не зависеть от того, разделяют или не разделяют их другие философы. Наука же в конечном счёте – плод коллективного труда;
2.
В философии (в отличие от
конкретных наук) нет единого
языка и единой системы.
3.
Философские знания не
4.
Философия не может дать
Соотношение
философии и науки можно
Область
совпадений их объёмов (заштрихованная
часть) относится и к науке в её собирательном
смысле и одновременно к философии, в той
её части, где дело касается категорий,
методологий, систематизации и т.п. Незаштрихованная
часть объёма понятия «наука» - конкретные
дисциплины, в понятии же «философия»
незаштрихованная часть означает всё
то, что отличает философию от науки и
о чём уже так много было сказано. Этика
и эстетика являются философскими дисциплинами,
так как природа проблем этих дисциплин
сродни философским проблемам