0.1. Философия и
наука
Сущность
философии. Взаимоотношения философии
и науки
Философия
— сложное, изменяющееся культурно-историческое
явление. Вопрос, касающийся определения
предмета философии и ее взаимосвязей
с наукой, достаточно труден, ведь
представления о смысле и предназначении
философии в разные эпохи выглядят
по-разному. Для того чтобы
понять современное состояние
философского знания и его
соотношение со сферой научной
деятельности, необходимо вкратце
вспомнить об античных истоках
становления философии и науки.
Философия
и наука были когда-то единым
целым. В Древней Греции понятие
“философия” имело смысл, близкий
к понятию “наука”. Как только
зародилось античное рационалистическое
мировоззрение, оно, постепенно
освобождаясь от мифологических
установок, было направлено вообще
на весь мир, как бы охватывая
сразу все предметы познания.
В ранний период античной философии
еще не было разделения знания
на различные дисциплины. Необходимо
понимать, что философия, хотя
это и непривычно для современного
человека, тогда была единой наукой
как таковой, или наукой вообще.
Но постепенно вычленяются различные
дисциплины и направления. Скажем,
у Аристотеля выделяются первая
философия, или метафизика (изучающая
наиболее общие, абстрактные свойства
сущего), и вторая философия, или
физика (изучающая собственно окружающий
мир в его процессах естественного
движения и изменения). С течением
времени из недр первичного
философского взгляда на мир
выходят и приобретают самостоятельность
различные специальные науки:
астрономия, математика, биология и
др.
Однако не
всегда отношения философии и
отпочковавшейся от нее науки
складывались безоблачно. В период
Нового времени (с XVII в.) в связи
с ускоренным развитием точного
естествознания прежнее метафизическое
знание стало вытесняться научным;
в новой ситуации положение
философии стало менее определенным.
В итоге наука как самостоятельный
рациональный проект существенно
оттеснила традиционную философию
и вышла на лидирующие позиции
в культурной жизни вообще. Поэтому
сегодня не так-то просто ответить
на вопросы, зачем вообще нужна
философия и тем более что
полезного она может предложить
современной науке. Сейчас наука
и академическая философия разделены
строгими профессиональными барьерами.
Более того, у многих современных
людей вообще сформировалось
предвзятое, пренебрежительное отношение
к философии. Например, ее считают
лишь собранием бесполезных или
банальных рассуждений. Часто
говорят также о кризисе философии,
в т.ч. и сами философы.
Чем же
является философия в современной
социально-культурной ситуации? Можно
сказать, что сегодня философия
представляет собой сохранившийся
через века, доживший до наших
дней и использующий современные
интеллектуальные средства импульс
того самого первоначального
античного “свободного поиска”,
не дифференцированного на узкие
специализированные области и
не стесненного жесткими методологическими
рамками (подобно тем, которые
существуют в науке). Конечно,
философия сегодня тоже является
университетской дисциплиной со
своими внутренними правилами,
делениями на направления и
темы. Например, у профессиональных
философов периодически возникает
желание дать философии строгое
определение, навязать жесткие
рамки мышления, отделить “настоящих”
философов от “ненастоящих”,
как бы стандартизировав философию
на манер точных наук. Но все
эти попытки рано или поздно
отбрасываются. Мы не должны терять из
виду изначального философского проекта
раскрепощенного и целостного познания
мира. Философия — это всегда попытка
начать все сначала, вновь и вновь поставить
важнейшие вопросы: кто такой человек,
как устроен мир, как человеку следует
в нем жить и т.п.
Философия
— это живой и свободный
интеллектуальный поиск.
Философия
— это первичное “горение”
мысли, первичное усилие самой
рациональности, из которых рождаются
новые идеи, новые культурные
смыслы, а также и новые области
научной деятельности. Сфера философских
исследований весьма разнородна.
В ней разрабатываются учение
о бытии, учение о познании,
логика, этика, эстетика и многие
другие учения. Философия — это
также сфера мысленных экспериментов,
обнаружения и постановки новых
проблем, обкатки новых интеллектуальных
средств. На самом деле любой
человек, покидающий привычную
дорогу испытанных способов мысли
и действий и открывающий новые
точки зрения, уже является в
той или иной степени настоящим
философом, пусть и непрофессиональным.
Разумеется, не все “производимое”
в философии оказывается в
дальнейшем плодотворным, не все
принимается последующим развитием
мысли. Но ведь то же самое
касается и научных исследований:
далеко не все научные поиски
оказываются перспективными и
далеко не все научные проекты
завершаются открытиями. Все это
— неизбежные издержки процесса
свободного поиска. В каких-то
исторических ситуациях философия
может испытывать трудности со
своим самоопределением в культуре,
но в целом философствование
как выражение стремления человека
понять мир и свое предназначение
в мире непрерывно и вечно.
Поэтому неверно было бы представлять
философию профессионально замкнутой
скучной дисциплиной, наполненной
общеизвестными суждениями или
совершенно оторванной от реальной
жизни.
Функции и
роль философии в научном познании
Несмотря
на то что сейчас наука и
академическая философия отделены
друг от друга и кажется,
что наука прекрасно обходится
без философских учений, на самом
деле вся научная деятельность
насыщена философскими принципами
и предположениями. Научный поиск
вообще невозможен без поддержки
со стороны “живой”, работающей
философии, которую использует
любой ученый в своей деятельности,
осознает он это или не осознает.
Великий немецкий философ и
ученый Г.В. Лейбниц указывал,
что философией пропитана буквально
вся человеческая деятельность,
что огромная масса понятий
пришла из философии и что
“именно из них состоят почти
все наши рассуждения, и не
только теологи и философы, но
и политики и врачи после
каждого третьего слова вынуждены
употреблять нечто метафизическое
и выходящее за пределы физических
ощущений”.
Каковы же
функции философии в научном
познании?
Прежде всего
отметим, что философствование
отнюдь не является процессом
произвольного и бездоказательного
умствования. Наоборот, всякое философствование
апеллирует именно к рациональным
основаниям, аргументирует и обосновывает
свои утверждения. Философские
концепции, предлагаемые мыслителями,
представляют собой абстрактные
теоретические конструкции с
внутренней взаимосвязью элементов
и с собственной базой аргументации.
Построение философской теории
— это систематическое и последовательное
развертывание какого-то первоначального
допущения, исходной интуиции, взгляда
на мир. С другой стороны,
философские конструкции никогда
не принимаются философским сообществом
на веру, без строгой оценки. Они
подлежат рациональному обсуждению
и должны выдержать концептуальную
критику. Конечно, философские учения
не опровергаются напрямую научными фактами
(хотя опосредованно они все же должны
быть совместимы с научными данными), но
в философии в каждую историческую эпоху
действует свой собственный комплекс
норм обоснованности и теоретической
адекватности. Философские концепции,
как и научные теории, можно критиковать,
оценивать, сравнивать, отвергать, предпочитать
одну другой, принимать какую-либо как
наиболее разумную.
В мировой
философской и методологической
литературе философские компоненты
научной деятельности принято
называть метафизическими. В этом
термине оживает первоначальное
аристотелевское понимание метафизики
как учения о наиболее общих,
абстрактных свойствах существующего
вообще, о предельных началах
бытия и познания.
В первой
половине XX в, в философии науки
преобладала тенденция враждебного
отношения к традиционной метафизике,
т.е. антиметафизические настроения.
Эта тенденция сформировалась
под влиянием т.н. позитивизма
— философского учения, парадоксально
направленного против самой же
философии. Позитивизм провозглашал
науку самодостаточным видом
человеческой деятельности, а метафизику
— собранием бессмысленных утверждений
и антинаучных заблуждений (о
позитивистской программе мы
будем говорить подробнее в
§ 0.2). Однако позже исследователями
были обнаружены весьма полезная
роль метафизики в науке и,
более того, предельная насыщенность
самой науки различного рода
метафизическими компонентами. Начиная
с этого периода (который в
философии науки связан со
становлением т.н. постпозитивизма)
отношение к метафизике стало
более уважительным и терпимым.
Пришло понимание того, что общий
метафизический фон является
необходимой и неустранимой предпосылкой
научного познания вообще.
Какую роль
играет философия в научном
познании? Обычно говорится, что
философия дает ученому базовые
теоретические и методологические
принципы. Но это слишком общая
характеристика. Она не раскрывает
все богатство функций философии
в реальной научной практике.
На самом деле философские,
или метафизические, составляющие
научной деятельности очень разнообразны
и плодотворны. Так, к основным
функциям философии в научном
познании относятся:
1) критическая;
2) предпосылочная;
3) обобщающе-экстраполирующая;
4) эвристическая;
5) ценностно-этическая;
6) интерпретирующе-коммуникативная;
7) проясняющая;
8) направляющая.
Опишем их
подробнее.
1. Критическая.
Это, пожалуй, наиболее яркая,
наиболее заметная функция философии.
В тех ситуациях, когда ученый
производит пересмотр сложившихся
представлений, переосмысливает
сами устоявшиеся научные понятия
и общепризнанные способы мышления,
когда он пытается выйти за
рамки традиционного и взглянуть
на все это как бы со стороны,
он занимается именно философской
деятельностью. Подвергнуть сомнению
самое, казалось бы, привычное
и отправиться в свободный
интеллектуальный поиск — это
и есть философия в действии.
Пытаясь найти
нужные ориентиры, ученый может
отбросить современные ему научно-философские
положения и вернуться к каким-то
более ранним метафизическим
системам. Он может черпать из
них потенциал для критики
имеющихся представлений. Например,
именно это произошло в начале
Нового времени (XVI-XVII вв.), когда
были подвергнуты сомнению устои
аристотелевско-схоластической метафизики;
в тот период ученые в поисках
более адекватного способа мышления
и соответствующих критических
аргументов обратились к античному
учению об атомах — к представлениям
Демокрита, Эпикура, Лукреция.
Разумеется,
значение критической функции
философии резко возрастает в
периоды научных революций. Если
во время относительно спокойного
развития науки, когда преобладают
процессы устойчивого накопления
знаний, наука кажется совершенно
автономной по отношению к
философии, то в период смены
научных представлений роль философии
в области оснований науки
становится весьма важной, иногда
даже решающей.
2. Предпосылочная.
Научная деятельность пронизана
понятиями, первоначально выдвинутыми
в философском познавательном
проекте. Это, например, такие
фундаментальные, логико-методологические
понятия, как причинность, взаимосвязь,
отношение, сущность, элемент и
многие другие. Философия обеспечивает
научное познание базовыми интеллектуальными
инструментами. Это понятийная, или
категориальная, поддержка науки.
Кроме того, философия обеспечивает
науку и определенными содержательными
представлениями, исходными тезисами.
Вообще для
обозначения совокупности начальных
допущений и предпосылок используют
специальный термин “предпосылочное
знание”. К пред- посылочному
знанию относятся общие представления
об объективной реальности и
методологические принципы. Без
предпосылочного знания невозможно
выполнить даже относительно
простые научные процедуры. Так,
используя процедуру измерения
скорости движущегося тела, мы
в классической механике основываемся
на том базисном допущении,
что свойства часов и линеек
являются абсолютными, не зависят
от их скорости (а в релятивистской
механике, как известно, это допущение
не проходит).
Философское
предпосылочное знание существенно
влияет на возможность достижения
конкретных научных результатов.
Философские установки могут
помочь ученому и, наоборот, могут
помешать ему совершить открытие.
Это касается даже математики,
при всей ее кажущейся самодостаточности.
Например, Р. Декарт, основываясь
на разработанных им философских
идеях о познаваемых и непознаваемых
объектах, ограничил предмет геометрии
лишь алгебраическими кривыми,
что фактически помешало ему
выйти к новой области математических
исследований; метафизические позиции
Р. Декарта оказались для развития
математики препятствием, которое
позже отбросили Г. Лейбниц
и И. Ньютон. В то же самое
время у Г. Лейбница разработка
дифференциального исчисления была
существенно связана с его
общими метафизическими представлениями
о непрерывности.