Философия иррационализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 14:48, контрольная работа

Описание

Иррациональные философы утверждали, что вера в разум, в его могущество - источник всех социальных зол. На место разума они ставили волю, слепую, бессознательную силу. Лидер Артур Шопенгауэр немецкий философ-идеалист. Основное сочинение - "Мир как воля и представление. Мир по Шопенгауэру - "представление" субъекта и слепая, безосновная "воля к жизни". Ученики создают в конце XIX "философию жизни".

Содержание

Введение 3
1. Зарождение иррациональной философии в XIX веке 4
2. Идея бессознательного в философии 8
Заключение 13

Работа состоит из  1 файл

Философия иррационализма.docx

— 32.31 Кб (Скачать документ)

Оглавление

Введение 3

1. Зарождение иррациональной философии в XIX веке 4

2. Идея бессознательного в философии 8

Заключение 13

 

 

Введение

Иррационализм (иррациональный (лат.) - неразумный - направление, скептически  относящееся к возможностям разума в познании).

Иррациональные философы утверждали, что вера в разум, в его могущество - источник всех социальных зол. На место  разума они ставили волю, слепую, бессознательную силу. Лидер Артур  Шопенгауэр немецкий философ-идеалист. Основное сочинение - "Мир как  воля и представление. Мир по Шопенгауэру - "представление" субъекта и слепая, безосновная "воля к жизни". Ученики  создают в конце XIX "философию  жизни". Среди них Ницше Фридрих, немецкий философ, представитель иррационализма и волюнтаризма, поэт и музыкант. Для него культура - тонкая кожура над  раскаленным хаосом. Европа болеет нигилизмом: "Бог умер!" - ценности стали привычкой. Для человека мерой  и целью должен стать сам человек. Отсюда, идея "Сверхчеловека": он должен отвергнуть общепринятые ценности, найти идеалы в своей душе и  тогда бог вернется. Данная работа посвящена теме бессознательных  процессов в поведении человека и сложности социально-экономической, политической и духовной ситуации второй половины Х1Х в., что нашло свое отражение в философских концепциях этого периода, которые характеризуются трансформацией основных философских проблем, сменой ценностей и ориентиров. Бессознательное - это не только один из центральных и основных психологических вопросов, но, в гораздо большей степени, вопрос методологический, т.е. лежит в основе построения самой психологической науки. Следовательно, цель работы - дать характеристику этому сложному явлению как внутренней модели собственного мира человека, указать исторические предпосылки трактовки понятия бессознательного; исследовать структуру предмета через призму философских взглядов мыслителей прошлого.

 

 

 

 

1. Зарождение иррациональной  философии в XIX веке

1.1 А. Шопенгауэр

Первым представителям философии  жизни был немецкий философ Артур  Шопенгауэр (1788-1860).

Основное произведение Шопенгауэра - "Мир как воля и представление" (1819). Названия этого произведения отражает основные идеи учения Шопенгауэра. Весь мир, с его точки зрения, представляет собой волю к жизни. Воля к жизни  присуща всем живым существам, в  том числе и человеку, воля к  жизни которого наиболее значима, потому что человек наделён разумом, познанием. Каждый отдельный человек  обладает своей волей к жизни - не одинаковой у всех людей. Все  прочие люди существуют в его представлении  как зависящие от беспредельного эгоизма человека, как явления, значимые только с точки зрения его воли к жизни, его интересов. Человеческое сообщество представляет, таким образом, как совокупность воль отдельных  лиц. Специальная организация - государство - каким-то образом соизмеряет проявления этих воль, чтобы люди не уничтожили друг друга. Преодоление эгоистических  импульсов осуществляется, по Шопенгауэру, в сфере искусства и морали.

Во взглядах Шопенгауэра можно  заметить некоторое сходство с идеями буддизма. И это не случайно, поскольку  он знал индийскую культуру, высоко ценил и использовал её идеи в  своём учении. Правда Шопенгауэр не присоединялся к восьмеричному  пути Будды, но так же, как и буддисты, пессимистически относился к  попыткам и возможности создания на Земле справедливого и счастливого  общества, лишённого страдания и  эгоизма. Поэтому учения Шопенгауэра  называют иногда пессимизмом. Шопенгауэр был одним из первых философов, который  указал на важную роль в жизни человека бессознательного, инстинктивных импульсов, связанных с биологическим происхождением человека.

Одним из его оригинальных трудов был "Трактат о любви", Шопенгауэр считал, что любовь - это слишком  серьёзное явление, чтобы оставлять  его только поэтам. В "Трактате" Шопенгауэра много интересных, ярких  образов, вытекающих из его системы, например, любовь - это сильное влечения, возникающее между двумя людьми противоположного пола. Влечение, таинственная сила, притягивающая влюблённых - это  проявления воли ещё не родившегося  существа, их будущего ребёнка - то есть природа "вычисляет" на уровне организмов двух людей, что с биологической точки зрения комбинация этих организмов даст оптимальное потомство, и в результате возникает энергия взаимного притяжения этих организмов.

Шопенгауэра принято называть одним  из основателей иррационализма, подразумевая под этим термином все те направления, которые принижали роль разумного, сознательного в поведении человека. По воззрениям сторонников некоторых  философских школ, иррационализм - отрицательное  явление.

Точнее было бы сказать, что Шопенгауэр просто лучше объяснил основы поведения  человека, но не самым лестным для  людей образом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Ф. Ницше

Философия Ницше не организована в  систему. "Волю к системе" Ницше  считал недобросовестной. Его изыскания  охватывают все возможные вопросы  философии, религии, этики, психологии, социологии и т. д. Наследуя Шопенгауэру, Ницше противопоставляет свою философию  классической традиции рациональности, подвергая сомнению и вопрошанию все "очевидности" разума. Наибольший интерес у Ницше вызывают вопросы  морали, "переоценки всех ценностей". Ницше одним из первых подверг  сомнению единство субъекта, причинность  воли, истину как единое основание  мира, возможность рационального  обоснования поступков. Его метафорическое, афористическое изложение своих  взглядов снискало ему славу величайшего  стилиста. Однако, афоризм для Ницше  не просто стиль, но философская установка -- не давать окончательных ответов, а создавать напряжение мысли, давать возможность самому читателю "разрешать" возникающие парадоксы мысли.

Ницше уточняет Шопенгауэровскую "Волю к жизни" как "Волю к власти", поскольку жизнь есть не что иное, как стремление расширять свою власть. Однако, Ницше критикует Шопенгауэра за нигилизм, за его отрицательное отношение к жизни. Рассматривая всю культуру человечества как способ каким человек приспосабливается к жизни, Ницше исходит из примата самоутверждения жизни, ее избытка и полноты. В этом смысле, всякая религия и философия должна прославлять жизнь во всех ее проявлениях, а все, что отрицает жизнь, ее самоутверждение достойно смерти. Прежде всего, великим отрицанием жизни Ницше считал христианство (см. "Антихрист"). Согласно Ницше, здоровая мораль должна прославлять и укреплять жизнь, ее волю к власти.

 

 

 

 

 

 

 

1.3 А.Бергсон

Анри Бергсон - представитель философии  Движущей силой его рассуждений  предстает контраст между "результатом" познания - теориями и понятиями - и  живой действительностью. Его стратегической идеей является необходимость "дополнить  теорию познания теорией жизни". "Жизнь" Бергсон утверждает в  качестве подлинной и первоначальной реальности. Он считает, что "жизнь" ускользает от нас только потому, что  мы пытаемся схватить ее интеллектуальными  средствами, что похоже на попытку  зачерпнуть воду решетом. Теоретическая  реконструкция "жизни" невозможна - вот в чем Бергсон совершенно уверен. Сущность жизни, по Бергсону, может  быть постигнута только с помощью  интуиции, поскольку жизнь мы переживаем, и, значит, способны воспринять непосредственно. Интуиция призвана ответить на все  вопросы, традиционно считавшиеся  философскими. Философию жизни Бергсона называют еще ИНТУИТИВИЗМОМ. Интуицию Бергсон противопоставляет интеллекту, трактуя его как орудие оперирования с "мертвыми вещами" - материальными, пространственными объектами. "Интеллект, - утверждает он, - характеризуется естественным непониманием жизни". Бергсон разработал специфическую концепцию развития, названную им "творческой эволюцией". В своей последней крупной  философской работе "Два источника  морали и религии" Бергсон выделяет два типа общества и соответственно два типа морали: ЗАКРЫТАЯ и ОТКРЫТАЯ. "Замкнутое общество" - возникло на основе принуждения с целью  сохранить целостность и устойчивость существующей социальной структуры. В  отличие от "замкнутого общества", охватывающего отдельные замкнутые  и враждебные друг другу группы индивидов, "открытое общество" должно объединять все человечество и строиться  на любви, взаимной симпатии, возникающей  из "духовного порыва", раскрывающего  перед избранными личностями мир  свободы и любви, бесконечно превосходящий  механизм "замкнутого общества".

 

 

 

 

2. Идея бессознательного в философии

2.1 З.Фрейд

Фрейд показал, что наша психика  в процессе эволюции приобрела драгоценный  дар - способность вытеснять из сознания неприятные переживания в другие её участки. Безусловно, мы просто не выдержали  бы такого напряжения сознания, если бы все наши жизненные катастрофы собирались на одном этом участке. Психические  травмы вытесняются в те участки  психики, которые и называются бессознательным.

Мы перестаем их осознавать, но они продолжают действовать и  зачастую определяют содержание сознания. Основатель психоанализа говорит о  том, что подавленное и вытесненное  в бессознательное желание человека "продолжает существовать и ждет только первой возможности сделаться  активным…". Фрейдовские представления о человеческой психике как состоящей из: Оно (бессознательное), Я (сознание) и Сверх-Я (совесть) известны. Прежде всего, Фрейд исходит из того, что всякий душевный процесс существует сначала в бессознательном и только затем может оказаться в сфере сознания, причем далеко не все психические акты становятся сознательными. Бессознательное представлено у Фрейда в качестве унаследованного глубинного слоя, в недрах которого копошатся скрытые душевные движения, выражающие различные безотчетные влечения человека. Сознание выступает как посредник между бессознательным и внешним миром, предназначенный для содействия в деле оказания влияния этого мира на бессознательную деятельность индивида. В психоаналитической философии бессознательное предстает в качестве двух самостоятельных психических процессов: скрытое, но способное стать сознательным, и вытесненное, которое само по себе не может стать сознательным. Зачастую это приводит к двусмысленному пониманию бессознательного. Психоаналитическая философия основывалась на раскрытии содержания вытесненного бессознательного, хотя это - только часть понятия и полностью не покрывает его.

Итак, Фрейд совершил революцию  в нашем представлении о субъекте. Он стремился показать, что сознательная жизнь является только малой частью всего психического существования  человека. Если сравнить нашу психику  с айсбергом, то надводная часть - это все то, что является сознательным, а бессознательное будет ассоциироваться  с гораздо большей невидимой  массой льда, которая находится под  водой. Именно эта невидимая масса  определяет как центр тяжести, так  и курс движения айсберга, бессознательное - это ядро нашей индивидуальности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 К.Г. Юнг

Карл Юнг обвинил Фрейда в  гиперболизации сексуального начала. "Фрейд поставил сексуальность  на место ревнивого бога..", создал теорию коллективного бессознательного. Коллективное бессознательное - это следы памяти всех прошлых поколений, это психическая матрица, которая обусловлена коллективным опытом человека. Это некие психические формы и идеи, которые повторялись бесчисленное количество, раз и осели в виде бессознательного и лишены специфического содержания. Специфическое содержание проявляется, когда индивидуальный опыт накладывается на эти готовые формы. Карл Юнг различал западный тип людей (экстраверты) и восточный тип людей (интроверты). Западный устремлен во вне (я в центре, а мир вокруг меня), Восточный человек - мир внутри человека, созерцательность, терпение), Карл Юнг задумывался над тем, как соединить эти 2 типа людей. В западном человеке утрачена медиативная часть личности. Если у Фрейда бессознательное имеет негативный характер, то у Юнга Коллективное бессознательное носит позитивный характер - это базовая структура психики, кладовая человеческой мудрости. Персона у Юнга - это искусственный образ, маска часть нашей личности, которая выставляется на обозрение другим людям, проявляя частично и пряча истинную личность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Э.Фромм

Эрих Фромм (1900-1980) немецко-американский философ, психолог и социолог, один из ведущих представителей неофрейдизма. Критически относясь к социально-экономической теории марксизма и фрейдовскому психоанализу, Фромм объединил в своей теории их реальные достижения. Его подход, названный "гуманистическим психоанализом" (humanistic psychoanalysis), предполагает, что основным источником страха, тревоги, чувства одиночества и изоляции является отрыв человека от мира природной стихии. Гуманистический психоанализ рассматривает человека скорее с культурно-исторической, чем с психологической точки зрения, и больше ориентирован на культуру в целом, нежели на отдельную личность. Фромм сформулировал оригинальное положение о "человеческой дилемме", основанное на идеях эволюционизма. Вкратце принципы эволюционизма сводятся к тому, что когда в ходе эволюции животного мира человеческие существа обособились в отдельный вид, они потеряли большую часть животных инстинктов, но "преуспели в умственном развитии, которое позволило им осознавать себя, фантазировать, строить планы и выносить суждения" (Fromm, 1992, p. 5). Именно это сочетание ослабленных инстинктов, с одной стороны, и высокоразвитых умственных способностей -- с другой, отличает человека от других животных. "...самосознание, рассудок и разум разрушают ту "гармонию" естественного существования, которая свойственна всем животным. Сознание делает человека каким-то аномальным явлением природы, гротеском, иронией Вселенной. Человек... не может освободиться ни от своего тела, ни от своей способности мыслить" (Fromm, 1973). Рассматривая человеческую личность как результат динамического противодействия между врожденными потребностями и нормами социума, в котором существует конкретный индивид, Фромм сформулировал теорию типов социальных характеров -- продуктивных и непродуктивных. Еще одна из идей Фромма, получившая, возможно, наиболее широкое распространение, это разработанная им концепция отношения человека к свободе. Взлет капитализма, с одной стороны, дал людям личную свободу и досуг, а с другой -- вселил в них чувство тревоги, изоляции и бессилия. Цена свободы, утверждал Фромм, превышает ее преимущества. Неизбежное чувство изоляции, рожденное капитализмом, оставляет людям всего две альтернативы: укрыться от свободы в межличностной зависимости или двигаться к самореализации через любовь, творчество и работу. В своей гуманистической концепции Фромм придерживается "золотой середины" между свободной волей и определенностью, оптимизмом и пессимизмом, сознанием и подсознательными силами, уникальностью и похожестью. Его вклад в понимание человеческой личности на данном этапе развития общества поистине трудно переоценить. И не будет преувеличением сказать, что теперь, к началу нового века, идеи Фромма в области наук о культуре (социология, психология и т. д.) достигли максимально широкой аудитории.

Информация о работе Философия иррационализма