Философия истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 02:13, реферат

Описание

Мудрецы мира испокон веку пытаются определить формулу движения человечества и составляющих его народов. Свой вариант представляет Юрий Семёнов в книге «Философия истории». С одной стороны, он прослеживает все известные ему теории, по-разному толкующие структуру и причины изменения человечества на протяжении того отрезка времени, которое оно прожило, с другой, продолжает именно марксистскую традицию, объясняющую логику истории изменением общественно-экономических формаций.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 28.00 Кб (Скачать документ)

Рецензия на «Философия истории» 

Мудрецы мира испокон  веку пытаются определить формулу движения человечества и составляющих его  народов. Свой вариант представляет Юрий Семёнов в книге «Философия истории». С одной стороны, он прослеживает все известные ему теории, по-разному толкующие структуру и причины изменения человечества на протяжении того отрезка времени, которое оно прожило, с другой, продолжает именно марксистскую традицию, объясняющую логику истории изменением общественно-экономических формаций.  

Основная структурная  единица исторической материи, которой  автор оперирует, - социор, или социально-исторический организм. Пока известны два их вида: демосоциор и геосоциор. Первый –  это объединение людей, состоящих  в кровном родстве, второй – занимающих общую территорию. Геосоциор возник гораздо позднее, стал доминирующим, но демосоциор не вытеснил. Социоры способны вступать в экономические и политические отношения, образовывать системы, где одни из них выступают в роли центральных, другие - периферийных. Всё человечество – это тоже социор, его центр смещается во времени и пространстве.  

Социоры формируются  вследствие общей трудовой деятельности людей. С возникновением классов, различным  образом строящих отношения с  собственностью, эта деятельность усложняется. Но всегда речь идёт о производительных силах и производственных отношениях, которые для сохранения определённой формации должны поддерживать баланс. Интересно то, что Семёнов в отличие от многих иных последователей Маркса задумался над тем, что такое азиатский способ производства (Маркс упоминал его в ряде работ). Традиционно они говорили о четырёх формациях в истории: рабовладении, феодализме, капитализме и коммунизме (социализм – лишь первая его фаза). Так вот, азиатский способ производства Семёнов называет политаризмом (политея – государство), он характеризуется тем, что привилегированный класс государственных управленцев корпоративно владеет частной собственностью на средства производств, что даёт возможность эксплуатировать класс, лишённый такой собственности. Азиатский – потому что первые социоры, существовавшие благодаря подобному способу производства, впервые появились в Азии и на Древнем Востоке. 

СССР и другие страны так называемого социалистического  лагеря, по Семёнову, жили именно по законам  политаризма. Партийная номенклатура выступала в роли единого госсобственника, все остальные нещадно эксплуатировались, получая крохи от общественного  продукта труда. Более того, политаристы, в особенности главный из них, политарх – как бы он ни назывался, претендовали даже на владение самой жизнью эксплуатируемых (видимо, поэтому исторически за политаризмом последовало рабовладение). Впрочем, Россия знала и другие политарные эпохи.  

Семёнов полагает, что на сегодняшний момент в кризисе  и капитализм, хотя он сыграл немалую  прогрессивную роль в жизни человечества. Сложилась мировая капиталистическая  система, имеющая свои центр и  периферию. Разница между уровнем  жизни в них огромная, экспансия рынка, который для быстрой прибыли жаждет получения всё новых территорий, приводит к серьёзным политическим и гуманитарным противоречиям. Капиталистический центр по численности населения составляет примерно 20% современного человечества, а потребляет 86% произведённых всей планетой продуктов. Транснациональные компании стремятся к усилению своего влияния на правительства государств, претендуя в итоге на их вытеснение с политической арены. Если ранее, при меньшем взаимодействии, такая информация не слишком сказывалась на жизни и даже существовании отдельных социоров, то теперь, когда она неизбежно становится всё более доступной, обостряются самые разные отношения в них.  

Соглашаться или  нет с автором историософской теории, представленной в данной книге, решать читателю. Издана она в конце прошлого века, под его занавес – в 1999 году, переиздавалась в 2003-м. Глобальный экономический кризис ещё не разразился, ещё не произошли массовые волнения в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Добавлю также, что не очень сведущему в области классической философии человеку книга может показаться слишком объёмной и трудной из-за введения немалого числа незнакомых терминов. Однако любознательного читателя это не должно смущать, хорошую службу ему сослужат системность изложения материала и детальное описание самых разных взглядов – не только собственно авторского – на развитие человечества. 
 

Информация о работе Философия истории