Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 12:52, реферат
Эллинистический период начался с III в. до н. э. Философы этого периода не обязательно были греками по рождению, а область распространения философии вышла далеко за пределы Греции. Однако в философии роль греческого фактора была настолько велика, что инокультурный элемент проявлялся в ничтожно малом объеме. Собственно говоря, основные идеи этого периода разрабатывались еще в Афинах на рубеже IV и III вв. до н. э. Правда, начиная со II в. до н. э., афинское философское общество начало терять свое влияние, а в Риме и Александрии появились новые центры, но в них еще очень долгое время развивались лишь идеи афинян.
Введение
1. Киники и скептики
2. Эпикур и эпикурейци
3. Стоицизм
4. Неоплатонизм: Плотин и другие неоплатоники
Вывод
Список использованной литературы
Вывод
Проблемы эллинистического периода. Основными и характерными для рассматриваемой эпохи были три проблемы. В физике: в чем коренится скрытая причина явлений? В логике: что является критерием истины? В этике: что дает счастье? Этим трем проблемам подчинялись все остальные.
Теоретический
фундамент для новых
Понятия и термины. Больше всего понятий и терминов появилось в тот период в области теории познания, а инициатива в создании новых терминов чаще всего исходила от стоиков. В теории познания были найдены термины для наиболее важных понятий, таких как противопоставление субъекта и объекта, установлены термины для обозначения сознания, действительности, самопознания, ощущения, познавательного действия, суждения, наблюдения. Были установлены технические названия для понятий и критериев. Вошли в обиход такие термины философии скептиков, как «скептик», «догматик», «неразрешимая проблема» и т. д. Некоторые термины имели различное значение в зависимости от философской школы, которая их употребляла. Много было нового в важных этических категориях: поступок, моральнонейтральное отношение, моральная интенция и множество других. Показательно, что классическая греческая философия Платона и Аристотеля обходилась без этих категорий.
На этот период выпало создание латинской терминологии — очень важной для последующего тысячелетия. Латинская терминология, как правило, была переводом греческой и часто просто заимствовала ее термины, такие как, например, диалектика или история. В это время на латинском языке появились понятия «форма», «материя», «опыт», «элемент», «индукция», «интеллект», «интеллигибельность», «рацио» и «рациональность» и множество других, которые входят не только в латинский, но и во все культурные языки современной Европы.
Итоги периода. Список признанных достижений эллинистического периода более скромен, нежели периода предыдущего. Однако и этот период дал классические формулировки ряда проблем, особенно в этике: в философии стоиков и эпикурейцев. Получили также развитие теории, которые не зависели от философской позиции их автора. К ним относятся логика высказываний, развитая стоиками, выработанные ими критерии истины и теория моральных ценностей. Систематика удовольствий была осуществлена эпикурейцами, а пирронистами был проведен анализ познания. Результаты сохранили свое значение вне зависимости от полученных скептических выводов.
Хронология. Эллинистический период продолжался в философии достаточно долго, за это время сменилось не одно поколение мыслителей. Наиболее богатым талантами было первое поколение, которое пришло сразу после Аристотеля, деятельность которого относится приблизительно к 300 г. до н. э.: к нему принадлежали основатели всех эллинистических школ: Зенон, Эпикур и Пиррон; к нему также принадлежал Теофраст, руководитель школы в Л иксе, и лишь Академия не имела в то время более или менее значительного представителя. К тому поколению относится также великий ученый Евклид; уже тогда прославилась александрийская наука. Во втором поколении, приблизительно в 270 г. до н. э., выделялись стоик Клеант, скептик Тимон, перипатетик Стратон, представитель Академии скептик Аркесилай; ученые гордились Аристархом с Самоса. В третьем поколении философское творчество начало угасать, и лишь один Хрисипп из стоической школы был творческим мыслителем; после него не появилось ни одного значительного имени в философии (хотя это были времена Архимеда). И только приблизительно во второй половине II в. до н. э. появились выдающиеся фигуры Карнеада и Панеция. В это время обозначился подъем философской мысли, которая ярче всего выразилась в скептицизме и эклектизме. Приверженным эклектике было следующее поколение (приблизительно шестое после Аристотеля), к которому около 100 г. до н. э. принадлежали стоик Посидоний и Филон из Лариссы, руководитель Академии. Затем, в первой половине I в. до н. э. жили и трудились эпикуреец Лукреций, Цицерон и ученыйаристотелик Андроник с Родоса; это было поколение людей, которые увлекались философией, но были не вполне самостоятельными в своем творчестве. Следующее поколение (к которому принадлежал Филон из Александрии) представляло уже новую эпоху, однако несмотря на это старые эллинистические школы продолжали свое существование, и через несколько поколений платонизм подарил миру Плутарха, стоицизм — Марка Аврелия, а пирронизм — Секста Эмпирика.
Спорные
проблемы. Произведения философов эллинистической
эпохи почти все погибли. Об их идеях и
доктринах мы судим на основании небольших
уцелевших фрагментов, либо опираемся
в своих суждениях на работы их последователей.
В этом кроется причина существующих недоразумений
и разнообразных трактовок и интерпретаций
их произведений. Особенно это касается
стоиков. Историки «старого стоицизма»
колеблются между различными его интерпретациями:
материализмом и спиритуализмом в метафизике,
сенсуализмом и априоризмом в логике,
детерминизмом и теорией свободной воли
в этике. Историографы стоической школы
обращали всё свое внимание либо на основателей
школы, либо на ее последних, наиболее
близких нам по времени представителей,
поэтому средние звенья развития стоической
философской доктрины остались неисследованными
и до сих пор являются загадкой; лишь недавно
обратили внимание на крупные фигуры Панеция
и Посидония, доктрины которых представляют
собой как бы центральную позицию на путях
развития греческой философии этого периода.
В эпикуреизм е предметом спора считаются
наиболее существенные для этой доктрины
проблемы этического порядка: например,
какова теория негативного счастья или
каковы отношения между физическими и
духовными радостями. В пирронизме наибольшую
сложность представляет понимание самого
Пиррона (скептики считали его своим предшественником,
другие древние писатели, например Цицерон,
ничего не говорили о его скептицизме
и видели в нем лишь этикаригориста). Кроме
того, спорным является отношение академизма
к пирронизму; спорны авторство и смысл
некоторых тропов; спорна трактовка передающегося
из поколения в поколение факта, будто
бы некоторые скептики соизмеряли свои
позиции с догматическими положениями.
Например, Энесидем соглашался с гераклитизмом,
а Секст и Менодот — с эмпиризмом.
Список
использованной литературы
Размещено
на Allbest.ru
Тема
7. Философия эллинистического
периода
Введение
Вывод
Список использованной литературы