Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 23:33, контрольная работа
Античная философия являет собой последовательно развивавшуюся философскую мысль и охватывает период свыше тысячи лет - с конца 7 в. до н.э. вплоть до 6 в. н.э. Несмотря на все разнообразие воззрений мыслителей этого периода, античная философия вместе с тем есть нечто единое, неповторимо оригинальное и чрезвычайно поучительное.
Введение 3
1.Основные филосовские идеи и труды 5
2.Эпикур и эпикурейцы 6
3.Философия здравого смысла Эпикура 8
4.Школа в Лампсаке 11
Заключение 19
Список используемой литературы
Перипатетики - прогуливающиеся. Ученики Аристотеля, учителя Александра Македонского, прогуливались по тенистым аллеям Ликея, слушал своего учителя.
Эпикур воспринял один из главных Аристотелевых принципов - свободу выбора для человека, но не воспринял тот принцип, который был главным для Аристотеля, что человек может быть действительно счастлив только при общественной жизни.
Нравственная философия, основанная на вере в жизни, в возможности общества и каждого отдельного человека, оказывались все более несоответствующей удручающей реальности.
Философия киников зародилась среди бедняков, лишившись средств к существованию и явилось иллюзорной попыткой сохранить свободу и достоинства со стороны людей, которых все меньше и меньше считали за таковых.
Киникам - казалось насквозь фальшивым и неприемлемым все - государство, законы, мораль, потому что все это служило лишь интересам имущих и было чуждо людям труда. Киники презирали весь мир, потому что он презирал их и отвергал, и предпочитали добровольному рабству свободу всеобщего отказа.
Если Аристотель с высокомерием видел в рабах лишь говорящие орудия труда, то для Эпикура они были несчастными и обездоленным людьми, бессильными перед насилием и произволом.
Эпикур отказывается от постыдного деления людей на низких и высших, способных и неспособных, и противопоставляет этому (один из первых в античном мире) идею человеческого братства. Подобно Сократу, Эпикур видел единственно возможное спасение и для себя самого, и для людей в том, чтобы опереться на собственные внутренние силы, которыми жив род людской, несмотря ни на, что и которые, по -видимому, дороже не только свободы, но и самой жизни.
Эпикур считал, что во всех своих бедах люди повинны сами, никто не ответствен, кроме них же самих, за ту жизнь, которой они живут; никто не в состоянии что-то улучшить или исправит, кроме них же самих, и «глупо просить у богов то, что человек способен сам себя доставить» И в этом Эпикур действительно атеист, пожалуй больше, чем кто-либо из греческих философов.
«Изучение природы создает людей не хвастливых и величавых и не выставляющих напоказ образование, предмет соперничества в глазах толпы, но людей смелых, довольных своим, гордящихся своими личными благами, а не благами, которые даны им обстоятельствами.»4
4.Школа в Лампсаке
Это старинный малоазиатский городок, где более ста лет назад окончил свои дни великий философ по прозвищу УМ - Анаксагор. Эпикур начинает по настоящему, всерьез, мысля это делом всей жизни, учить близких по духу людей своей « науке жизни человеческой», учить - и в то же время искать ее вместе со своими друзьями - последователями.
По словам Эпикура «во всех занятиях плод с трудом приходит по окончании их, а в философии рядом с познанием бежит удовольствие: не после учения бывает наслаждение, а одновременно бывает изучении и наслаждение».
Эпикур и ученики пытались выработать в себе такое отношении к неспокойной, постоянно меняющейся, опасной реальности, которое позволило бы им не уронить себя, не потерять при всех превратностях бытия.
Жить так, считали эпикурейцы, - это прежде всего следовать необходимым требованиям природы, одновременно обуздывая собственные страсти: «Итак, кто следует природе, Ане вздорным мыслям, тот довольствуется своим во всем: ибо по отношению к тому, что достаточно природе, всякое владение есть богатство, а по отношению к безграничным стремлениям и огромное богатство есть не богатство, а бедность»5
Так, уже при самом зарождении Эпикуровой школы наметился тот основной путь, следуя которому эпикурейцы надеялись прожить разумно и без страданий отпущенный им век: умеренность во всем, удовольствие в самом малом, в самом необходимом. (Хотя впоследствии многие, считавшие себя приверженцами эпикуреизма, но совершенно по-иному жившие и мыслившие, полностью извратили первоначальный смысл этого учения).
В этих беседах о первооснове всего сущего, о том, каково было начало Вселенной и существует ли некая высшая сила, давшая первый толчок нашему миру, приведшая все в движение; о душе, о боге, о затмениях солнца и происхождении жизни на земле, в совместных размышлениях о закономерностях космоса и бытия, складывались основные положение физики эпикурейцев, имевшей с самого начала безусловное материалистическое содержание. И хотя, особенно в последствии они видели в натурфилософии прежде всего предпосылку к этике, призванную освободить людей от слепого страха перед неведомым и обосновать свободу воли, свободу выбора. Эпикур и его последователи внесли в материалистическое объяснение мира немало нового и ценного.
Его основной труд – «О природе» состоял из 37 книг и, как говорил сам Эпикур, даже не всем из его учеников оказалось под силу полностью изучить эту книгу.
Эпикур утверждал, что главным источником познания мира является чувственное восприятие и что чувства, за редким исключением, не обманывают человека. И в то же время не занимаясь в отличие от Демокрита естественными науками, Эпикур формировал свое представление о мире главным образом посредствам умозаключений, разумом добираясь до первопричин вещей и явлений. Об этом свидетельствуют характерный для него способ « доказательства от противного», а также многочисленные, постоянно повторяющиеся «оговорки», при изложении натурфилософии: « А если бы не было того, что мы называем пустой … то тела не имели бы, где им быть и через что двигаться» и т.д. и т.п.
«Природа вселенной - это тела и пустота» Ф. Энгельс « диалектика природы» У Длогена Лаэрция можно прочесть, что уже Эпикур приписывал атомам не только различия по величине и форме, но также и различия по весу, т.е. что Эпикур по-своему уже знал атомный вес и атомный объем.
Итак, для того чтобы жить разумно, правильно и радостно - учил Эпикур собиравшихся в саду, за то что его еще называли Садослав - следует прежде всего определить подлинную цель жизни, чтобы свести затем к ее достижению всю свои действия:
«Следует иметь в виду действительную цель жизни и всю достоверность непосредственного восприятия, к которой мы сводим наши мнения, в противном случае все будет полно сомнения и беспорядка». Для самого Эпикура этой главной, единственной целью виделась свобода, та высшая свобода, которая доступна лишь истинно разумным, знакомым с закономерностями мироздания и бытия людям, и мудрец для Садослава - это человек, умеющий сочетать в своей жизни, в своих мнениях и действиях индивидуальную свободу с теми непреложными необходимостями, по которым развивается все сущее.
Жить так, как хочется, и в то же время - как положено, как следует, не нарушая законов нравственности, ни общепринятых установлений, - вот чему стремится научить своих последователей Эпикур.
«Пусты слова того философа, которыми не врачуется никакое страдание человека. Как от медицины нет никакой пользы, если она не изгоняет болезни из тела, так и от философии, если она не изгоняет болезни души» - так начинал Эпикур свое обучение.
И продолжал: - « Кто говорит, что еще не наступило или не пришло время для занятий философией, тот похож на того, кто говорит, что для счастья еще нет или уже нет времени»
Эпикур считал своей главной целью помощь старым и малым мира сего, поддержку тем, кто растерялся перед неумолимыми несообразностями жизни. И поэтому с самого начала его мудрость показалась довольно сомнительной (а впоследствии и вредоносной) людям денежным и придирчивыми, предпочитающим блага внешние, покупаемые, продаваемые, «высшему блаженству» добровольного самоотречения и готовых ради этих самых благ к любому соглашательству, даже к предательству своего народа.
Поэтому Эпикур на долгие годы становится учителем неимущих и не стяжателей, наставником несчастливых и неуверенных, превыше всего ценящих свободу духа, но еще не достигших ее. Извечно противоречивая и щедрая на парадоксы жизнь складывалась так, что рядом с нищетой, безнадежностью, нарастающим общественным неравенством процветала праздная роскошь, добытая чаще всего отнюдь не праведными путями, варварски -пышный образ жизни, вызывающий бессильную злобу и зависть, тщетное стремление подражать, те самые вздорные желания, которые были когда - то просто немыслимыми в Спарте и осуждались в Афинах.
Вещи, а вернее сказать, вещицы, изысканные ткани и лакомства становятся вожделенным предметом устремления людей, лишенных настоящей общественной жизни, оскудевающих духом, для обывателей, свободные и доблестные деды которых презирали всяческое барахло и побрякушки как жалкую утеху варваров и рабов. И поэтому главное, как учил Садослав, - не дать заполнить себя изнутри этому презренному варварству - тяготению к деньгам и вещам, при котором невозможно остаться свободным следует предъявлять такой вопрос: что со мной будет, если исполнится то, чего я ищу вследствие желания, и если не исполнится.
Надо уметь преодолеть в себе, изжить тягу к накопительству, стать выше тех, кто «всю жизнь готовят себе средства к жизни», забывая об истинном ее назначении и смысле; надо научиться жить прежде всего внутренней жизнью, превыше всего цена « высшее удовольствие разума» - и тогда будут достигнуты подлинная свобода и, следовательно, счастье.
Ни за чем не гонитесь, довольствуйтесь своими, приучайте себя ограничиваться малым и доступным, - учил Эпикур слушателей. Конечно, это была уступка существующему положению вещей, конечно, это был отказ от борьбы, а и от всего утвердившегося стиля существования. Эпикур учил отказаться от этого стиля, потому что ни он сам, ни кто либо другой уже были не в силах его изменить. Потому что никто больше не верил в то, что богатый поделиться с бедным, что в бесчестном проснется вдруг совесть, в стяжателе - милосердие, и единственная, что можно было сделать, - так это стать самому высшего этого, в стороне и вовне. И единственное, что было в их силах и возможностях, - это доказать на собственном примере, что можно быть бедным, очень умеренным в потребностях, скромным в желаниях, совершенно не участвующим в унизительном дележе господстких подачек - и в то же время спокойным, исполненными достоинства и даже счастливым. Счастливым своей независимостью, самообладанием, своей неуязвимостью для мира, каким бы несовершенным, фальшивым или враждебным он ни оборачивался…
Его беседы, молва о которых уже перешагнула пределы Аттика, вызывали все большее раздражение у сколиархов других афинских школ, не без основания опасавшихся утратить часть своих учеников. Однако, заметно оскудев к этому времени творческой мыслью, и академики и перипатетики были не в силах противопоставить что-то достаточно веское и убедительное проповедующими бытием как цели жизни. Да они и не ставили перед собой такой задачи, в достаточной степени равнодушные к другого рода « мнениям», заметно утратив тот священный пыл, который делал страстной «бытовой занятие бытия» жизнь великих основоположников их школ.
Однако сама эта битва (которая, по всей вероятности будет длиться вечно, пока жив человек и жив в нем ищущий разум) продолжалась, хотя очень многие даже не подозревали об этом бескровном, невидимом и самом важном сражении выступил финикиец Зенон, также начавший где-то в эти годы учить в Пестром-Портике своей философии, по многим положениям прямо противоположной взглядам Эпикура. Это был достойный противник Садослова, непримиримый и убежденный, не уступавший ему ни силой разума, ни стойкостью духа. И спор их, непримиримый диалог эпикурейцев и стоиков.
Как стали называть со временем собиравшихся в Пеистром портике, затянулся на долгие столетия. В сущности, это был все тот же самый неразрешимый спор Платона с Демокритом, вечный спор между теми, кто ищет какого-то потустороннею , неземною, все объясняющего смысла в человеческой жизнь, и теми, кто признает лишь ее самоценность как таковую.
Ограниченность , несовершенство эмпирического знания того времени делают очевидную наивными многие из Эпикуровых материалистических толкований, и в частности в вопросах познания, в большинстве случаев он скорее ставит вопросы, чем отвечает на них. Но ведь он никогда и не преследовал цели досконального выяснения природы всего сущего и происходящего в нашем мире, главным для него было выявить несостоятельность идеалистических представлений, развеять людские заблуждения и страхи. Этика Эпикура - это проповедь умеренности и самоограничения (хотя в отличие от стоиков прежде всего ради собственной пользы), и это прекрасно понимали подлинные его последователи, страстно отвергавшие расхожие обвинения Эпикура в самом примитивном гедонизма.
Гедонизм - этическое учение, которое целью жизни и высшим благом признает наслаждения; добро определяется как то, что приносит наслаждение, а зло как то, что приносит за собой страдания.