Философия эпохи Просвещения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 01:05, реферат

Описание

Введение.3
1 Философия Французского Просвещения: общая характеристика и основные проблемы4
2 Концепции человека и общества в трудах мыслителей эпохи Просвещения.7
3 Социально-философское значение Французского Просвещения.12
Заключение.15
Список использованной литературы.16

Содержание

Введение.3
1 Философия Французского Просвещения: общая характеристика и основные проблемы4
2 Концепции человека и общества в трудах мыслителей эпохи Просвещения.7
3 Социально-философское значение Французского Просвещения.12
Заключение.15
Список использованной литературы.16

Работа состоит из  1 файл

философия эпохи просв.docx

— 29.57 Кб (Скачать документ)

Важной стороной социально-философской  концепции просветителей был  просветительский пацифизм. Осуждение агрессивности, экспансионизма, захватнических войн стало основным лейтмотивом произведений Вольтера, Ш. Монтескьё, П. Гольбаха. Рассматривая войну, как состояние тревог и насилий, «противоположное счастью общества», французские просветители выступали против прославления тех честолюбивых монархов, которые предпочитают нести в другие страны опустошение и смерть.

У французских просветителей не было единства в вопросе об источниках социальных противоречий и катаклизмов, присущих обществу.

Если Руссо видел этот источник в возникновении частной собственности, то Вольтер, Гельвеций, Гольбах, напротив, считали, что не частная собственность, а природное неравенство сил  и способностей людей, действия тиранов  и несправедливых правителей приводят к неравномерному распределению общественного богатства.

Предлагая преобразовать общество на принципах разума и справедливости, французские просветители отстаивали в целом пути мирного реформирования общества, идущего сверху от «просвещённых правителей».

Социально-философское значение Французского Просвещения

Социально-философское значение Французского Просвещения определяется несколькими  моментами.

Во-первых, Французское Просвещение  представляло собой идеологическую подготовку Великой французской  революции направленной против старого  порядка: абсолютизм короля, сословного строя, бесправия крестьян. Главные ценности освободительной борьбы - Свобода, Равенство, Братство - получили обоснование в философских, правовых сочинениях, в произведениях литературы и искусства. По характеристике Энгельса, просветители - это великие люди, которые во Франции просвещали головы для приблизившейся революции. Подавляющее большинство просветителей были идеологами буржуазии, которая в качестве экономически наиболее сильного и политически наиболее зрелого класса в составе третьего сословия (так официально определялся статус более 90 французского населения по отношению к входившим в господствующий класс привилегированным сословиям дворянства и духовенства) возглавила борьбу угнетенных и эксплуатируемых масс против феодально-абсолютистского строя. Следует подчеркнуть, что, отстаивая буржуазную форму частной собственности, просветители вместе с тем в большей или меньшей мере выражали интересы всего третьего сословия и отнюдь не были буржуазно ограниченными идеологами. Соответствуя насущным объективным потребностям общественного развития, просветительский идеал царства разума отражал также вековые чаяния трудящихся о полной социальной справедливости и свободе от всякого угнетения. Немаловажным фактом является то, что некоторая часть просветителей выступала в роли непосредственных идеологов беднейших слоев сельского и городского трудящегося населения.

Во-вторых, это утверждение преобразования мира на основе разума, т. е практический рационализм. Рационализм, как правило, связывается с идейными устремлениями передовых, прогрессивных сил общества, находящихся на восходящей стадии своего развития. Для него характерны возвеличивание человеческого индивида, как активного, свободного и равноправного существа, исторический оптимизм, вера в безграничные возможности человека в познании и преобразовании природы. Прежде

всего, следует отметить, что эпоха  Просвещения - это период разложения

феодальных отношений и интенсивного развития капитализма, глубоких перемен в экономической, социально-политической и духовной жизни. Изменения в общественных отношениях и общественном сознании служили предпосылкой для раскрепощения умов, освобождения человеческой мысли от феодально-религиозной идеологии, становления нового мировоззрения. Яркую характеристику рационализма эпохи Просвещения дал Ф. Энгельс: Великие люди, которые по Франции просвещали головы для приближающейся революции, выступали крайне революционно. Никаких

внешних авторитетов, какого бы то ни было рода, они не признавали. Религия,

понимание природы, государственный  строй - все было подвергнуто самой

беспощадной критике, все должно было предстать перед судом разума и либо

оправдать свое существование, либо отказаться от него. Мыслящий рассудок стал единственным мерилом всего существующего. В  центре всех философских школ, систем, течений того времени находится, как правило, активно действующий  субъект, способный познавать и  изменять мир в соответствии со своим  разумом. Разум, как сущностная характеристика субъекта, выступает в рационализме как предпосылка и как наиболее яркое проявление всех других характеристик: свободы, самодеятельности, активности и т. д. Человек, как разумное существо, с точки зрения рационализма, призван стать властелином мира, перестроить общественные отношения на разумных основаниях.

В-третьих, это разработка идеи гражданского общества, а также разработка идеи суверенной личности и обоснование естественных прав человека.

На почве философской антропологии вырастали социально-политические идеалы эпохи, которые базировались на теории общественного договора. Теория общественного договора именно во Франции приобрела свою классическую завершенность. В работе Руссо, которая так и называется «Об общественном договоре», сформулированы ее основные принципы.

Предпосылкой общественного союза  является «естественное состояние», в котором каждый индивид автономен, самостоятелен и совершенно свободен; каждый волен сам защищать свои естественные права на жизнь, собственность, свободу.

Поняв преимущества совместной жизни, индивиды заключают договор о  взаимных правах и обязанностях, поручая некоему третейскому судье - государству осуществлять общую волю; отныне государство призвано защищать естественные права гражданина.

Поскольку правительство действует  ради общего блага, то ему необходимо подчиняться.

На основе этого были выдвинуты  такие принципы гражданского общества, как свобода, равенство, братство, социальная справедливость и гуманизм.

Руссо критиковали за то, что он выдумал одиночку «Робинзона», живущего в вымышленном «естественном  состоянии», история такого не знала, люди, в том числе и первобытные, всегда жили коллективами. Однако и  критики Руссо толковали о «человеческой природе» автономного индивида и его естественных правах. Важно понять, что под общественным договором Руссо подразумевал общественный идеал, то, каким должно стать разумное общество. В таком случае автономный индивид оказывается не дикарем-одиночкой, а суверенной личностью, свободным и ответственным гражданином, готовым к сознательному участию в политической жизни, а естественные права - гражданскими правами. В облачении теории общественного договора, таким образом, выступали новые социальные идеалы.

Заключение

В первой части работы я рассмотрела  общую характеристику философии  Французского Просвещения. Показала, в  чем состоит антиклерикальная направленность этой философии, и что понимали французские просветители под «естественной религией». А также раскрыла значение концепции механистического материализма.

Вторую часть своей работы я  начала с обоснования концепции  человека в философии Просвещения. Показала точки зрения таких мыслителей как Вольтер, Руссо, Дидро, Ламетри, Гельвеций, Гольбах на вопросы его прав и свобод. А также раскрыла основные социально-философские воззрения философов Просвещения.

В последней части контрольной  работы я раскрыла социально-философское  значение Французского Просвещения, которое  определяется следующими моментами:

- разработкой идеи гражданского  общества;

- разработкой идеи суверенной  личности и обоснования естественных прав человека;

- подготовкой духовной основы  Французской буржуазной революции  с ее знаменитыми лозунгами;

- утверждением преобразования  мира на основе разума.

Список использованной литературы

1 Философия: Учебник/ Под ред. В. П. Горюнова. – М.: Гардарики, 2005. - 442с.: ил.

2 Философия: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В. Н. Лавриненко, проф. В. П. Ратникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 622с. – (Серия «Золотой фонд российских учебников»).

3 Алексеев П. В.,

Панин А. В.

Философия: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 592с.

4 Миголатьев А. А.

Философия. Адаптированный учебник. 20 ключевых тем. 80 основных вопросов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 416с.

5 Балашов Л. Е. Философия: Учебник.  – М.: Издательско-торговая корпорация  «Дашков и Ко», 2004. – 608с.  


Информация о работе Философия эпохи Просвещения