Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 17:06, контрольная работа
Эпоха Просвещения – одна из самых ярких в развитии философии и культуры человечества. Её начало связывают с 1718 годом, когда в Париже была осуществлена первая постановка трагедии «Эдип» Вольтера. Вольнодумный, критический пафос трагедии отразил кризис христианского самосознания в духовной жизни Франции первой четверти XVIII века. Господствующим догмам католического сознания были противопоставлены права просвещённого критического разума, дух сомнения и скептицизма
Введение……………………………………………………………………….......3
1. Философия Французского Просвещения: общая характеристика и основные пробелы………………………………………………………….4
2. Концепции человека и общества в трудах мыслителей эпохи Просвещения………………………………………………………………..7
2.1. Жюльен Офре де Ламетри…………………………………………...7
2.2. Дени Дидро……………………………………………………………8
2.3. Вольтер(Франсуа-Мари Аруэ)……………………………………….8
2.4. Жан-Жак Руссо………………………………………………………..9
2.5. Поль Анри Гольбах…………………………………………………...9
3. Cоциально-философское значение Французского Просвещения……..11
Заключение……………………………………………………………………….15
Список литературы………………………………………………………………16
Термины………………………………………………………………………….
Источник
пороков и бедствий общества Гольбах толкует
с просветительских позиций. Это непонимание
людьми своих действительных интересов,
невежество, заблуждения, незнание путей,
которые могли бы привести к благополучию.
3. Cоциально - философское значение Французского Просвещения.
Значение Французского Просвещения определяется некоторыми моментами. Первый из которых является разработка идеи гражданского общества.
Просветители в эпоху
Противоречие буржуазно-
Второй момент – это
Были восприняты многие идеи Д.Локка: “естественное право” с его принципами, правовое равенство индивидов и др. По Д.Локку, до возникновения государства люди пребывают в естественном состоянии. В предгосударственном общежитии нет “войны всех против всех”. Индивиды, не испрашивая ничьего разрешения и не завися ни от чьей воли, свободно распоряжаются своей личностью и своей собственностью. Господствует равенство, “при котором всякая власть и всякое право являются взаимными, никто не имеет больше другого”. Чтобы нормы (законы) общения, действующие в естественном состоянии, соблюдались, природа наделила каждого возможностью судить преступивших закон и подвергать их соответствующим наказаниям. Однако в естественном состоянии отсутствуют органы, которые могли бы беспристрастно решать споры между людьми, осуществлять надлежащее наказание виновных в нарушении естественных законов и т. д. Все это порождает обстановку неуверенности, дестабилизирует обычную размеренную жизнь. В целях надежного обеспечения естественных прав, равенства и свободы, защиты личности и собственности люди соглашаются образовать политическое сообщество, учредить государство. д ж. Локк особенно акцентирует момент согласия: “ Всякое мирное образование государства имело в своей основе согласие народа”.
Государство есть тот
Третий момент- подготовка духовной основы Французской буржуазной революции с ее знаменитыми лозунгами;
Просвещение представляло собой идеологическую подготовку Великой французской революции направленной против "старого порядка": абсолютизм короля, сословного строя, бесправия крестьян. Главные ценности освободительной борьбы - Свобода, Равенство, Братство - получили обоснование в философских, правовых сочинениях, в произведениях литературы и искусства. По характеристике Энгельса, просветители - "это великие люди, которые во Франции просвещали головы для приблизившейся революции..." Подавляющее большинство просветителей были идеологами буржуазии, которая в качестве экономически наиболее сильного и политически наиболее зрелого класса в составе "третьего сословия" (так официально определялся статус более 90% французского населения по отношению к входившим в господствующий класс привилегированным сословиям дворянства и духовенства) возглавила борьбу угнетенных и эксплуатируемых масс против феодально-абсолютистского строя. Следует подчеркнуть, что, отстаивая буржуазную форму частной собственности, просветители вместе с тем в большей или меньшей мере выражали интересы всего "третьего сословия" и отнюдь не были буржуазно ограниченными идеологами. Соответствуя насущным объективным потребностям общественного развития, просветительский идеал "царства разума" отражал также вековые чаяния трудящихся о полной социальной справедливости и свободе от всякого угнетения. Немаловажным фактом является то, что некоторая часть просветителей выступала в роли непосредственных идеологов беднейших слоев сельского и городского трудящегося населения.
Четвертый момент- утверждением преобразования мира на основе разума (практический рационализм)
Рационализм - метод мышления эпохи Просвещения,
разделяющий оптимизм этого мышления,
так как он верит в неограниченную силу
человеческого познания, которое в той
или иной степени духовно властвует над
всем существующим. Для рационализма есть
только еще не разрешенные, но не принципиально
неразрешимые проблемы.
Возникло новое
понятие науки, которое отождествлялось
с математикой и естественными науками
вообще. «Научным» с этого времени называют
то, что может быть представлено, изображено
с помощью математического и естественнонаучного
языка.
Позднее возникает понятие «
Под религиозным
рационализмом понимают апогей теологии
Просвещения 18 в., в которой традиционное
учение об откровении полностью интерпретируется
с позиций истин разума.
Заключение
Интеллектуальное и философское движение эпохи Просвещения оказало большое влияние на последовавшие изменения в этике и социальной жизни Европы и Америки, призывая к политической централизации, превращению феодальных государств в национальные и расширению прав их граждан. Кроме того, оно поколебало авторитет аристократии и влияние государственной церкви в социальной и политической жизни, рассматривая их как силы реакционные, репрессивные и основанные на предрассудках.
Наш интерес к философии эпохи Просвещения определяется не только тем, что эта философия является одним из важных этапов в развитии западноевропейской философской мысли, во многом повлиявшей на характер новых философских течений в XIX веке.
В работе была подробно
Список литературы.
1. Философия: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 622с. – (Серия «Золотой фонд российских учебников»).
2. Философия: энциклопедический словарь. – М., Гардарики, 2004. - http://ariom.ru/wiki/FJeS
3.
http://www.istina.rin.ru
Термины.
Онтология – это раздел философии, которая изучает проблемы окружающего мира (бытие)
Веды – это сборник древнеиндийских священных текстов, в которой можно найти описания обрядов, ритуалов, описание жертвоприношений и первые философские мысли.
Гедонизм – это внутри философское направление, сторонники которого считают наслаждение и удовольствие высшим смыслом жизни.
Пятикнижие – это сборники текстов, в которых описывались устройства окружающего мира, которые содержали легенды, описание ретуалов и обрядов.
Майевтика – это получение нового знания посредствам наводящих вопросов в процессе беседы или спора.
Теория общественного договора – это теория появления государства.
Эмпиризм – это направление, которое все знания выводит из чувственного опыта, т.е. единственным источником истины считается чувственный опыт.
Рационализм – направление, которое признает разум единственным источником истины.
Плодоносные опыты – это опыты, которые приносят непосредственную, практическую пользу человеку.
Светоносные опыты – это опыты, цель которых выявить закономерные связи окружающего мира.
Идолы рода – это ошибки, обусловленные наследственной природой человека.
Идолы пещеры – ошибки, свойственные отдельно взятому человеку, связанные с его индивидуальностью.
Идолы площади – ошибки, которые порождаются в сложности употребления некоторых слов.
Идолы театра – ошибки, связанные со слепой верой в авторитеты.
Субстанция – это то, что существует само по себе и в своем существовании ни в чем более не нуждается.
Деизм – направление, которое полагает, что Бог создал мир, но в судьбы мира не вмешивается.
Агностицизм – направление, которое отрицает познаваемость окружающего мира.
Гностицизм – направление, признающее полную познаваемость окружающего мира.
Антиномия – это совокупность двух утверждений (тезиса и антитезиса).
Аксиология – это раздел философии, которая изучает ценности, ценностные ориентации.