Философия эпохи Просвещения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 17:06, контрольная работа

Описание

Эпоха Просвещения – одна из самых ярких в развитии философии и культуры человечества. Её начало связывают с 1718 годом, когда в Париже была осуществлена первая постановка трагедии «Эдип» Вольтера. Вольнодумный, критический пафос трагедии отразил кризис христианского самосознания в духовной жизни Франции первой четверти XVIII века. Господствующим догмам католического сознания были противопоставлены права просвещённого критического разума, дух сомнения и скептицизма

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......3
1. Философия Французского Просвещения: общая характеристика и основные пробелы………………………………………………………….4
2. Концепции человека и общества в трудах мыслителей эпохи Просвещения………………………………………………………………..7
2.1. Жюльен Офре де Ламетри…………………………………………...7
2.2. Дени Дидро……………………………………………………………8
2.3. Вольтер(Франсуа-Мари Аруэ)……………………………………….8
2.4. Жан-Жак Руссо………………………………………………………..9
2.5. Поль Анри Гольбах…………………………………………………...9
3. Cоциально-философское значение Французского Просвещения……..11
Заключение……………………………………………………………………….15
Список литературы………………………………………………………………16
Термины………………………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

философия.doc

— 90.50 Кб (Скачать документ)

    Источник пороков и бедствий общества Гольбах толкует с просветительских позиций. Это непонимание людьми своих действительных интересов, невежество, заблуждения, незнание путей, которые могли бы привести к благополучию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Cоциально - философское значение Французского Просвещения.

        Значение Французского Просвещения определяется некоторыми моментами. Первый из которых является разработка идеи гражданского общества.

         Просветители в эпоху Просвещения  отражали интересы народных масс. Они учитывали тот факт, что гармония между естественными предпосылками существования человека и общественной формой его жизни давно нарушена ходом самой цивилизации. Здесь рост богатства рождает нищету - вынужденный отказ даже от элементарных жизненных потребностей. Связывали просветители это с прогнившими устоями феодального государства, а известные затруднения у них вызывало только то, что происходило в недрах самого буржуазного мира. С точки  зрения великой программы  универсального перевоспитания человечества — на основе «разума» и «просвещения» — феодально-буржуазный эгоизм выглядел, как зло, от которого человечество может вполне освободиться под руководством его мыслящего, философского авангарда.  Монтескье и Дидро верили в силу интеллекта и в доброту человеческой натуры. Они писали  что торговля «смягчает нравы» и одновременно служит фактором разрушения «добродетели» и гражданской спаянности людей. Трудность заключалась в том, что «общегражданский» политический идеал нельзя было вывести непосредственно из классовой основы буржуазного общества, как и наклонность к общественной деятельности в форме бескорыстного стремления — из материальных эгоистических интересов отдельных буржуазных индивидов. Политическое сознание буржуазной демократии оказалось далеко от содержания буржуазного общества как «мира потребностей, труда, частных интересов» (Маркс). Поэтому просветители, не принимавшие культа эгоизма как единственной основы полноценной жизненной деятельности, установили идеал политического гражданина преодолевающего эгоизм собственного материального существования.

             Противоречие буржуазно-демократического движения, состоящее в том, что его представители в борьбе с феодализмом воплощают как бы интерес всего гражданского общества и даже всех его классов, враждебных старым порядкам, и вместе с тем расчищают исторический путь только для господства буржуазии, обусловило ряд существенных недостатков в материалистическом мировоззрении просветителей — от Дидро до Фейербаха и Чернышевского.

       Второй момент – это разработка  идеи суверенной личности и  обоснования естественных прав  человека.

       Были восприняты многие идеи Д.Локка: “естественное право” с его принципами, правовое равенство индивидов и др. По Д.Локку, до возникновения государства люди пребывают  в естественном состоянии. В предгосударственном общежитии  нет “войны всех против всех”. Индивиды, не испрашивая ничьего разрешения и не завися ни от чьей воли, свободно распоряжаются своей личностью и своей собственностью. Господствует  равенство, “при котором всякая власть и всякое право являются взаимными, никто не имеет больше другого”. Чтобы нормы (законы) общения, действующие в естественном состоянии,  соблюдались, природа наделила каждого возможностью судить преступивших закон и подвергать их соответствующим наказаниям. Однако в естественном состоянии отсутствуют органы, которые могли бы беспристрастно решать споры между людьми, осуществлять надлежащее наказание виновных в нарушении  естественных законов и т. д. Все это порождает обстановку неуверенности, дестабилизирует обычную размеренную  жизнь. В целях надежного обеспечения естественных прав, равенства и свободы, защиты личности и собственности люди соглашаются образовать политическое сообщество, учредить  государство. д ж. Локк особенно акцентирует момент согласия: “ Всякое мирное образование государства имело в своей основе согласие народа”.

         Государство есть тот социальный  институт, который воплощает  и отправляет функцию публичной власти. Неверно, однако, выводить таковую из якобы врожденных, данных самой природой каждому отдельному лицу свойств-дозволений заботиться о себе и наказывать проступки других. Локк именно в указанных “естественных” свойствах индивида усматривал  первоначальное право и источник как “законодательной и исполнительной власти, а равно и самих правительств и обществ”.

              Третий момент- подготовка духовной основы Французской буржуазной революции с ее знаменитыми лозунгами;

              Просвещение представляло собой идеологическую подготовку Великой французской революции направленной  против "старого порядка": абсолютизм короля, сословного строя, бесправия крестьян. Главные ценности освободительной борьбы - Свобода, Равенство, Братство - получили обоснование в философских, правовых сочинениях, в произведениях литературы и искусства.  По характеристике Энгельса, просветители - "это великие люди, которые во Франции просвещали головы для приблизившейся революции..." Подавляющее большинство просветителей были идеологами буржуазии, которая в качестве экономически наиболее сильного и политически наиболее зрелого класса в составе "третьего сословия" (так официально определялся статус более 90% французского населения по отношению к входившим в господствующий класс привилегированным сословиям дворянства и духовенства) возглавила борьбу угнетенных и эксплуатируемых масс против феодально-абсолютистского строя. Следует подчеркнуть, что, отстаивая буржуазную форму частной собственности, просветители вместе с тем в большей или меньшей мере выражали интересы всего "третьего сословия" и отнюдь не были буржуазно ограниченными идеологами. Соответствуя насущным объективным потребностям общественного развития, просветительский идеал "царства разума" отражал также вековые чаяния трудящихся о полной социальной справедливости и свободе от всякого угнетения. Немаловажным фактом является то, что некоторая часть просветителей выступала в роли непосредственных идеологов беднейших слоев сельского и городского трудящегося населения.

         Четвертый момент- утверждением  преобразования мира на основе  разума (практический рационализм)

        Рационализм - метод мышления эпохи Просвещения, разделяющий оптимизм этого мышления, так как он верит в неограниченную силу человеческого познания, которое в той или иной степени духовно властвует над  всем существующим. Для рационализма есть только еще не разрешенные, но не принципиально неразрешимые проблемы. 
         Возникло новое понятие науки, которое отождествлялось с математикой и естественными науками вообще. «Научным» с этого времени называют то, что может быть представлено, изображено с помощью математического и естественнонаучного языка.

         Позднее возникает понятие «науки, свободной от ценностей», означающее, что наука заботится не о том, ценны ли с этической точки зрения и приобрели ли достоинство ценности предметы, а также результаты ее исследований, заключают ли они в себе святое или несвятое. 
         Под религиозным рационализмом понимают апогей теологии Просвещения 18 в., в которой традиционное учение об откровении полностью интерпретируется с позиций истин разума.
 
 
 
 
 

Заключение

          Интеллектуальное и философское движение  эпохи Просвещения оказало большое влияние на последовавшие изменения в этике и социальной жизни Европы и Америки, призывая к политической централизации, превращению феодальных государств в национальные и расширению прав их граждан. Кроме того, оно поколебало авторитет аристократии и влияние государственной церкви в социальной и политической жизни, рассматривая их как силы реакционные, репрессивные и основанные на предрассудках.

           Наш интерес к философии эпохи  Просвещения определяется не  только тем, что эта философия  является одним из важных этапов в развитии западноевропейской философской мысли, во многом повлиявшей на характер новых философских течений в XIX веке.

          В работе была подробно рассмотрена  тема эпохи Просвещения;  общая характеристика и основные пробелы; концепции человека и общества в трудах мыслителей эпохи Просвещения; социально-философское значение Французского Просвещения. 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы.

1. Философия: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 622с. – (Серия «Золотой фонд российских учебников»).

    2. Философия: энциклопедический словарь. – М., Гардарики, 2004. -     http://ariom.ru/wiki/FJeS

3. http://www.istina.rin.ru 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Термины.

Онтология – это раздел философии, которая изучает проблемы окружающего мира (бытие)

Веды – это сборник древнеиндийских священных текстов, в которой можно найти описания обрядов, ритуалов, описание жертвоприношений и первые философские мысли.

Гедонизм – это внутри философское направление, сторонники которого считают наслаждение и удовольствие высшим смыслом жизни.

Пятикнижие – это сборники текстов, в которых описывались устройства окружающего мира, которые содержали легенды, описание ретуалов и обрядов.

Майевтика – это получение нового знания посредствам наводящих вопросов в процессе беседы или спора.

Теория  общественного договора – это теория появления государства.

Эмпиризм – это направление, которое все знания выводит из чувственного опыта, т.е. единственным источником истины считается чувственный опыт.

Рационализм – направление, которое признает разум единственным источником истины.

Плодоносные опыты – это опыты, которые приносят непосредственную, практическую пользу человеку.

Светоносные опыты – это опыты, цель которых выявить закономерные связи окружающего мира.

Идолы рода – это ошибки, обусловленные наследственной природой человека.

Идолы пещеры – ошибки, свойственные отдельно взятому человеку, связанные с его индивидуальностью.

Идолы площади – ошибки, которые порождаются в сложности употребления некоторых слов.

  Идолы театра – ошибки, связанные со слепой верой в авторитеты.

Субстанция  – это то, что существует само по себе и в своем существовании ни в чем более не нуждается.

Деизм – направление, которое полагает, что Бог создал мир, но в судьбы мира не вмешивается.

Агностицизм – направление, которое отрицает познаваемость окружающего мира.

Гностицизм – направление, признающее полную познаваемость окружающего мира.

Антиномия – это совокупность двух утверждений (тезиса и антитезиса).

Аксиология  – это раздел философии, которая изучает ценности, ценностные ориентации.


Информация о работе Философия эпохи Просвещения